Понедельник, 25.09.2017, 05:30
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Субъекты (участники) уголовного процесса

Субъекты (участники) уголовного процесса.

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ (УЧАСТНИКОВ) УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

§ 1. "Субъект" ("участник") уголовного процесса: понятия и классификация

§ 2. Субъекты, функцией которых является разрешение уголовного дела

Глава 2. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ

Глава 3. УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ЗАЩИТЫ

Глава 5. ПРАВА, ОДИНАКОВЫЕ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА СУБЪЕКТОВ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

§ 1. Право знать свои права, обязанности и ответственность

§ 2. Права, обусловленные принципом национального языка судопроизводства

§ 3. Право представлять доказательства

§ 4. Право заявлять ходатайства и отводы

§ 5. Иные наиболее общие права участника уголовного судопроизводства

Глава 6. ОТВОД В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

§ 1. Общие обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве

§ 2. Особенности отвода различных участников уголовного судопроизводства

 

 

ВВЕДЕНИЕ


Тема "Субъекты уголовного процесса" изучается во всех учебных заведениях (не только в вузах, но и в колледжах), где преподают дисциплину "уголовный процесс" <1>. Без преподавания составляющих ее правовых институтов изучение уголовного процесса как правовой дисциплины просто невозможно. Она может иметь несколько иное наименование: "субъекты уголовного процесса (государственные органы)" <2>, "участники уголовного процесса" <3>, "субъекты и участники уголовного процесса" <4> или даже "субъекты уголовно-процессуальной деятельности" <5>. В большинстве же случаев анализируемая тема уголовного процесса именуется так, как назван раздел 2 УПК РФ, - "Участники уголовного судопроизводства" <6>. По этой же причине так именуют авторы и соответствующие главы большинства своих учебников уголовного процесса <7>.

--------------------------------

<1> См., к примеру: Уголовный процесс (досудебное производство): программа и методические рекомендации к изучению курса для студентов очной и заочной формы обучения направления (специальности) 521400 (021100) "юриспруденция" / Сост. И.А. Пикалов. Курган: Курганский государственный университет, 2004; Рабочая программа дисциплины "уголовный процесс" для специальности СПО 030503 "правоведение" / Сост. Н.В. Соловьева. СПб.: Санкт-Петербургский колледж управления и экономики "Александровский лицей", 2008. С. 7; и др.

<2> См., к примеру: Уголовный процесс: программа дисциплины направления 521400 "юриспруденция" / Сост. В.Д. Иванов, В.Н. Петрашов. Таганрог: Факультет экономики, менеджмента и права Таганрогского государственного радиотехнического университета, 1999.

<3> См., к примеру: Уголовно-процессуальное право: учебная программа / Сост. А.М. Васильев. Армавир: Армавирская государственная педагогическая академия, 2011; и др.

<4> См., к примеру: Уголовный процесс: учебная программа по специальности 02.11.00 / Сост. К.Б. Калиновский. СПб., 2002. С. 8.

<5> См., к примеру: Рабочая учебная программа дисциплины "уголовный процесс" / Сост. А.Д. Пронякин. М.: Институт права и гуманитарного образования Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, 2008. С. 4.

<6> См., к примеру: Уголовный процесс: учебная программа (для студентов юридического факультета) / Сост. В.А. Азаров, И.Ю. Таричко. Омск: Омский гос. ун-т, 2004. 55 с.; Рабочая программа дисциплины "уголовный процесс" федерального компонента ОПД ГОС ВПО второго поколения по специальностям 030501.65 "юриспруденция: уголовно-правовая специализация" / Сост. А.В. Федулов, А.С. Александров, А.Д. Марчук. Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД РФ, 2008. С. 10 - 11; Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "уголовный процесс" для специальности 030503.52-0201 "правоведение" среднего профессионального образования. Казань: Казанский филиал ГОУ ВПО РАП. С. 12 - 13; и др.

<7> См., к примеру: Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2005. С. 74; Уголовный процесс: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности "юриспруденция" / Под ред. В.П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. М.: Спарк, 2002. С. 117; и др.


О соотношении понятий "субъект" и "участник", "уголовный процесс" и "уголовное судопроизводство" мы порассуждаем в первой главе настоящей работы. Забегая вперед, отметим, что здесь мы анализируем правовую основу статуса именно субъектов уголовного процесса. Несмотря на наименование соответствующих глав (разделов), прежде всего их правовое положение исследуется учеными в учебной литературе. Наверное, поэтому в утвержденной Приказом Министерства образования РФ от 8 октября 2007 г. N 274 Программе-минимум кандидатского экзамена по научной специальности 12.00.09 соответствующий раздел уголовного процесса именуется "Субъекты уголовного процесса", а не "Участники уголовного судопроизводства".

Между тем мы не можем игнорировать наименование, выбранное законодателем и повторенное в большинстве современных учебников по уголовному процессу. Это обстоятельство и привело нас к мысли о необходимости в названии книги в скобках указать и слово "участники". Думается, оно сможет облегчить студентам (курсантам и т.п.) поиск данного литературного источника в библиотеках и на прилавках книжных магазинов. Преподавательский же состав, а также и практикующие юристы с высшим юридическим образованием и без данного уточнения, которое мы разместили в скобках, в состоянии понять, что книга с названием "Субъекты уголовного процесса" по своему предмету аналогична содержанию раздела 2 УПК РФ. В ней основное внимание будет уделено разъяснению норм права, составляющих именно эту часть уголовно-процессуального закона.

Итак, как бы мы ни именовали соответствующий уголовно-процессуальный институт (тему дисциплины), содержание его не меняется. Он преподается и изучается в рамках курса "уголовный процесс". Но не только этой дисциплины. Правовой статус отдельных субъектов (участников) уголовного процесса исследуется также и при изучении таких правовых дисциплин, как "правоохранительные органы", "криминалистика", "оперативно-розыскная деятельность", и некоторых других, которые, кстати, также преподаются во всех юридических учебных заведениях.

К примеру, в рамках курса "правоохранительные органы" преподаватели в той или иной мере освещают организацию и структуру таких правоохранительных органов, как суд, прокурор, следователь и орган дознания. В настоящей же работе приведены положения, характеризующие их правовой статус. Искомое пособие может быть использовано и преподавателями, и студентами (курсантами и т.п.) при преподавании и изучении соответствующей учебной дисциплины.

Ведь, собственно, суды, судьи, прокуроры, следователи и органы дознания - все вместе - и составляют основную часть правоохранительных органов нашего государства. В то же время именно ими осуществляется та деятельность, которую называют "уголовный процесс". Они составляют часть тех субъектов уголовно-процессуальной деятельности, которые своими актами правоприменения дают возможность существовать анализируемому нами виду государственно-властной деятельности.

Немаловажное значение данная книга имеет и для практиков. В ней приведен максимально полный перечень прав и обязанностей каждого субъекта уголовного процесса. Он, как оказывается, гораздо шире того, что закреплен в специально отведенных в разделе 2 УПК РФ статьях каждому из соответствующих субъектов уголовного процесса. В то же время, исходя из положений, закрепленных в ч. 1 ст. 11 УПК РФ, следователь (дознаватель и др. <8>), прокурор, суд обязаны разъяснять участникам уголовного судопроизводства все их права и обязанности. Чтобы не нарушать данное правило, при разъяснении прав и обязанностей следователь (дознаватель и др.), суд могут воспользоваться настоящей работой и сообщить подозреваемому (обвиняемому и др.) о наличии у него не только общих прав и обязанностей, но и тех, что обусловлены участием последнего в следственном действии, применением к нему меры пресечения и т.д.

--------------------------------

<8> Здесь и далее термином "следователь (дознаватель и др.)", если иное специально не оговорено, подменяется целая группа субъектов уголовного процесса, состоящая из дознавателя, начальника подразделения дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и руководителя (члена) следственной группы (группы дознавателей), а в ряде случае также из следователя-криминалиста.


И еще один немаловажный момент, который должен быть известен практикующим юристам и, несомненно, освещаться при изучении уголовного процесса. Каждый субъект уголовного процесса осуществляет только возложенные на него функции, выполняет свою роль в уголовном процессе и соответственно наделен определенным комплексом прав и обязанностей (правовым статусом). Наличие института отвода позволяет ставить под сомнение процессуальную значимость доказательств, собранных субъектом, на то не уполномоченным или же ранее выступавшим в ином качестве.

К примеру, сотрудник полиции (исполнитель) в уголовном процессе обычно обладает уголовно-процессуальным статусом дознавателя (начальника подразделения дознания, руководителя или члена группы дознавателей и др.). Вместе с тем, несомненно, данный конкретный человек, кроме того, вполне может принять участие в уголовном процессе и в качестве свидетеля, переводчика, потерпевшего, гражданского истца, представителя и т.п., вплоть до статиста, если нельзя будет для этой цели пригласить гражданского человека.

Уголовно-процессуальный закон не запрещает этого. Однако законодатель обычно категорически против того, чтобы один человек одновременно в одном и том же уголовном деле обладал несколькими уголовно-процессуальными статусами. После того как сотрудник полиции был допрошен по делу в качестве свидетеля, он не вправе самостоятельно производить следственные действия. Если он их все же произвел, то допустимость полученного в результате доказательства может быть поставлена под сомнение. Вот почему так важно иметь четкое представление о моменте появления в уголовном процессе определенного субъекта, наделенного специфическим статусом, видеть разницу между различными субъектами уголовно-процессуальной деятельности, уяснить особенности их правовых статусов, место и значение каждого в уголовном процессе.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (11.03.2014)
Просмотров: 1756 | Теги: уголовного процесса, участники, Субъект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь