Вторник, 20.08.2019, 04:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СУБЪЕКТЫ СПОРТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ

П.Д.Бабич

СУБЪЕКТЫ СПОРТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННОМ СПОРТЕ

Аннотация. Статья направлена на анализ современных правоотношений в области спортивной индустрии. Современный этап развития спорта направлен прежде всего на его коммерциализацию, и превращения специфического вида бизнеса, где прежде всего колоссальные обороты денежных средств в данной отрасли, порождают репутационные и финансовые риски для участников спортивных правоотношений и падения доступности занятия спортом. Устранить вышеуказанные проблемы, первоначально не систематизировав саму структуру взаимоотношений в современном спорте, не представляется возможным, так как на данный момент система законодательства в сфере спортивного права не обладает необходимой структурированной системой норм, которая бы отвечала современной действительности. Так, на основе выявленных принципов спортивных правоотношений, определен исчерпывающий перечень субъектов спортивных правоотношений, изучив роль каждого в системе спорта. Для того чтобы выяснить при каких обстоятельствах конкретный субъект спортивных правоотношений может влиять на других субъектов, в процессе исследования выстроена цепочка взаимосвязи между ними. Таким образом, сформирована системная информационная база, с последующей возможностью точечно исследовать и предотвращать возможные риски для каждого субъекта.

Ключевые слова: спорт, спортивное правоотношение, индустрия спорта.

 

Индустрия спорта представляет собой сложную систему правоотношений между субъектами, которые напрямую или косвенно имеют связь со спортом, где происходит колоссальный объем капитальных инвестиций, появляются идеологические движения и субкультуры, связи с чем велика вероятность подвергнуться финансовым и юридическим рискам при заключении спортивных договоров.

Необходимо выявить специальные признаки, которыми обладают спортивные взаимоотношения. Необходимо дать определение спорта.
«Спортом следует считать организованную по определенным правилам деятельность людей, состоящую в сопоставлении их физических и (или) интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в ее процессе. Спорт представляет собой специфический род физической или интеллектуальной активности, совершаемой в целях соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путем разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением к постепенному улучшению физического здоровья, повышению уровня интеллекта, получению морального удовлетворения, к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека»[1].

В свою очередь, общепринято, что спорт подразделяется на профессиональный и любительский, где:

— профессиональный спорт это раздел спорта, обладающий особой зрелищностью, как отрасль развлекательного бизнеса, направленная на обеспечение досуга населения путем предоставления зрелищных платных спортивных услуг высокого качества спортсменами, имеющими профессиональные контракты»[2]. Цель субъектов профессионального спорта - получение прибыли от продажи спортивного зрелища и дополнительных услуг.

— «любительский спорт. Согласно олимпийской хартии «любителем является тот, кто занимается спортом по своему собственному желанию, ради развлечения и своего физического развития, но не получает от этого прямо или косвенно никакой материальной выгоды»[3]. В уставе каждой международной спортивной федерации есть пункт, касающийся вопроса статута спортсмена. Может быть также оговорена максимальная стоимость призов, которые могут получать спортсмены-любители. Но все без исключения федерации запрещают материальное стимулирование за победу в том или ином соревновании за установление выдающегося результата, рекорда и т.д. Характерно, что уже в названии большинства международных федераций по видам спорта подчеркивается, что это любительские объединения (бокса, легкой атлетики, баскетбола, плавания и т.д.).

Можно определить целый ряд специальных признаков, которые имеют место быть при возникновении спортивных правоотношений: организованность, состязательность, физическая и интеллектуальная активность, подготовительный процесс, наличие достижений и рекордов, публичность, зрелищность, коллективность, наличие специальной экипировки, наличие специально оборудованного помещения или территории, азартность.

Постараемся определить перечень субъектов спортивных правоотношений, при этом раскрыв значения, которые они выполняют в сложной индустрии спорта:

1. Организации, осуществляющие проведение спортивных соревнований или турниров, создание системы регламентов и правил каждого по каждому виду спорта и осуществления допинг-контроля. Термин «спортивная организация» (также для уточнения используется термин «спортивное объединение», так как иная формулировка больше используется как собирательное название всех организаций в области спорта) включает в себя определение широкого круга общественных и коммерческих структур, и юридическое толкование этого термина может различаться в разных странах. «Например, определение «физкультурно-спортивная организация» на территории Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о физической культуре и спорте)»[4]. В общей сложности таких организаций много, и, как минимум, в каждом виде спорта есть хотя бы одно такое объединение.

2. Спортсмены и их коллективы (спортивные команды), тренеры и спортивные судьи являются основными субъектами спортивных правоотношений в данной категории. Тем не менее нельзя не отметить и иных специалистов в области спорта в России, перечень которых утвержден в приказе Минспорттуризма России от 16.04.2012 № 347 «Об утверждении перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации»[5]. Следует отметить, что перечень специалистов в области спорта, который указан в вышеназванном приказе, весьма исчерпывающий, в основном с акцентом лишь на спортивные сборные России. Возвращаясь к спортсменам и тренерам нужно подчеркнуть, что в современных реалиях профессионального спорта разница финансового вознаграждения между последними может отличаться в разы.

3. Спортивные клубы. Определение спортивного клуба содержится в ст. 19 Закона о физической культуре и спорта: «Спортивные клубы являются юридическими лицами, осуществляющими тренировочную, соревновательную, физкультурную и воспитательную деятель- ность»[4]. Кроме того, в законе содержится определение видов спортивных клубов, которые могут создаваться: «Спортивные клубы могут создаваться юридическими и физическими лицами в виде физкуль- турно-спортивных клубов по месту жительства, работы, школьных спортивных клубов, студенческих спортивных клубов, профессиональных спортивных клубов и иных спортивных клубов»[4]. И понятно, что размер бюджета и прибыль спортивного клуба зависит от того, насколько этот клуб будет привлекателен для других субъектов спортивных правоотношений.

4. Зрители спортивных состязаний. На сегодняшний день ввиду зрелищности спортивных мероприятий для посещения официального спортивного мероприятия или просмотра такого спортивного мероприятия в эфире телевизионной трансляции, а также трансляции в сети Интернет люди вносят денежные средства для получения такой услуги. Важный факт, что, используя спортивное мероприятие как публичное поле, где сосредоточено большое количество людей, некоторыми зрителями допускается насилие, порча имущества, действия, направленные на разжигание межнациональной и религиозной розни. Законодатель для предотвращения подобных действий создал ряд ограничительных норм.

5. Телеканалы и радиостанции, освещающие спортивные мероприятия в эфирном и кабельном вещании. В настоящее время с развитием телевидения показ спортивных мероприятий путем продажи прав на трансляцию спортивных мероприятий представляет собой один из крупнейших источников доходов для многих спортивных клубов, а также спортивных организаций. Право организаций эфирного и кабельного вещания регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации, таким образом, подразумевая, что продукт вещания есть право на результат интеллектуальной деятельности. В свою очередь п. 4, 5 ст. 20 Закона о физической культуре и спорта определено, «что организаторам спортивных мероприятий принадлежат права на их освещение посредством трансляции изображения или звука мероприятий любыми способами и (или) с помощью любых технологий, а также на запись и фотосъемку»[4]. Общий порядок правила осуществления телевещания и статус телеканала и радиоканала регулируется Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» [6].

6. Спонсоры и рекламодатели. В настоящее время бурное развитие переживает рекламный бизнес. Актуальность рекламы в сфере физической культуры и спорта сегодня не вызывает сомнения, так как она играет важную роль в их развитии. Это обусловлено тем, что современный спорт играет одну из ведущих социально-культурных ролей в обществе и как сфера человеческой деятельности, и как продукт культуры. Спорт воздействует на сознание человека, насаждая определенный личностный имидж и стиль жизни. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона о физической культуре и спорте «организаторам физкультурного или спортивного мероприятия принадлежат исключительные права на использование наименования такого мероприятия и его символики» [4]. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» призван способствовать максимальному искоренению рекламной деятельности, которая действует в ущерб другим лицам. В данном нормативном акте регулируются особенности рекламы отдельных видов товаров в спорте.
Из этого следует, что спонсорские соглашения с точки зрения материальной прибыли и репутации стали весьма взаимовыгодны между субъектами спортивных правоотношений.

7. Спортивные агенты. По сути, спортивный агент - это независимое лицо, которое имеет соответствующую аккредитацию, полученную от конкретной спортивной организации на право оказания юридических услуг спортсменам, тренерам, спортивным клубам и спортивным организациям. Он заключает с последними агентские договора, так как сегодняшний спорт коммерциализируется, и сам спортивный бизнес представляет собой сложную структуру взаимодействий с присутствием всех возможных рисков. На сегодняшний день большинство спортивных организаций предпринимают действия по предотвращению необоснованного обогащения агента от трансферных сделок. «Так, в 2013 г. Комитет по футбольным делам при ФИФА вынес решение запрещающее агентам и специально созданным фирмам (третьим лицам) выкупать права (доли прав) на футболистов. Таким образом экономические права на игроков должны принадлежать исключительно футбольным клубам, что, в конечном итоге, должно привести все футбольные лиги мира к единым правилам функционирования рынка» [7].

8. Букмекеры. Букмекерство - это такой вид проведения пари, где происходит прием денежных ставок на различные предстоящие события (чаще всего спортивные) с заранее оговоренными вероятностями, которые определяются коэффициентами, а также выплатой выигрышей. Данный вид деятельности регулируется гражданским законодательством, «гл. 3 Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [8]. Однако к сожалению, сложилась порочная практика, сами спортсмены, спортивные клубы, а также букмекеры в целях обогащения идут на сговор, предварительно договариваясь о создании искусственного результата спортивного состязания. Договаривающиеся стороны и способы оказания влияния на результат спортивного состязания могут быть разными, например: между спортивными клубами (договорные игры), между спортсменами внутри своей команды о намеренном создании «брака» во время игры, между спортсменом и лицом, которое сделало ставку и т.д. Однако следует учитывать, что на практике такие деяния сложно доказуемы. Таким образом, оказание противоправного влияния на результат официального спортивного соревнования негативно влияют на весь спорт в целом, пропадает интерес населения к просмотру, наносит материальный и репутационный ущерб самому спорту.

9. Собственники спортивных объектов. Для проведения спортивного состязания по установленным стандартам под каждый вид спорта должно быть создано специально оборудованное место. Например, для игры в футбол строятся стадионы от минимально допустимых значений, до сооружения футбольных арен по наивысшей классификации UEFA, для игры в хоккей - ледовые арены. При том что в целях систематизации данных о количестве, назначении и состоянии объектов спорта, находящихся на территории Российской Федерации, создан Всероссийский реестр объектов спорта. В соответствии с ч. 8 ст. 37 Закона о физической культуре и спорта «использование спортивных сооружений разрешается только для проведения физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий, культурных мероприятий и для обслуживания указанных мероприятий»[4]. Однако юридически собственнику это не мешает совершать любые другие операции с объектом недвижимости в соответствии с гражданским законодательством РФ. На основании вышеизложенного категорию собственников спортивных объектов также можно отнести к субъектам спортивных правоотношений. Итак:

- современная система индустрии спорта представляет собой сложную систему взаимоотношений, где субъектами могут выступать лица, напрямую не участвующие в жизни спорта, но оказывающие высокое влияние, путем размещения капитала, использования производственных ресурсов и т.д.;

- современное нормативно-правовое регулирование профессионального спорта не имеет конкретной систематизации правовых норм, так как отдельные нормы в буквальном смысле разбросаны в разных нормативно-правовых актах. Современное законодательство в должной мере не учитывает всех субъектов, которые оказывают существенное влияние на спорт;

- можно утверждать, что сложность спортивных правоотношений и затрагивание юрисдикции зарубежных стран приводит к необходимости ответвлению и обособлению спортивного права в общей правовой системе Российского права;
- можно утверждать, что правовые нормы в области спорта нуждаются в законодательном урегулировании и совершенствовании в соответствии с современными тенденциями развития, так как данный вид правоотношений переживает бурное развитие.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Спорт//
2. http://sportwiki.to// Профессиональный спорт: история развития и современное состояние. Редактор: Жуков А. Д. Изд.: Юнеско, 2011.
3. www.olympicuniversity.ru Олимпийская Хартия «Comite International Olympique Chateau de Vidy CH-1007 Lausanne/Suisse» (Лозанна/Швейцария)
4. www.consultant.ru Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (в редакции от 27.12.2018) № 564-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ 10.12.2007. № 50. Ст. 6242: Собрание законодательства РФ. 31.12.2018. № 53 (ч. I). Ст. 8490
5. http: Приказ Минспорттуризма России от 16.04.2012 № 347 «Об утверждении перечня иных специалистов в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и перечня специалистов в области физической культуры и спорта, входящих в составы спортивных сборных команд Российской Федерации» // Российская газета 16.05.2012 № 109
6. http: //сonsultant.ru Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018, с изм. от 17.01.2019 № 84-ФЗ) «О средствах массовой информации»// Российская газета. № 32. 08.02.1992; № 85. 20.04.2018
7. https://iz.ru/news/539865 Известия-2012
8. http: //сonsultant.ru Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018 № 479-ФЗ) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 7; 31.12.2018 № 53 (ч. I). Ст. 8405.

Источник: Научно-информационный журнал “Вестник Международного юридического института” № 1 (68) 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (06.08.2019)
Просмотров: 12 | Теги: индустрия спорта | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь