Понедельник, 11.12.2017, 05:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СТУДИЙНЫЙ ТЕАТР И ЕГО УЧАСТИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ

А.С.Васильев, М.В.Жабровец

СТУДИЙНЫЙ ТЕАТР И ЕГО УЧАСТИЕ В ПРЕОДОЛЕНИИ КРИЗИСА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МОЛОДЕЖИ

Исследуются трансформации художественно-эстетических ценностей современной молодежи, ее мировоззренческих ценностей, жизненных приоритетов в условиях информатизации общества. Рассматривается возможность участия студийного театра в решении проблем, связанных с кризисом художественных ценностей у молодежи, раскрывается педагогический потенциал студийного творчества.

Ключевые слова: кризис художественных и эстетических ценностей, студийный театр, информатизация общества, классическое наследие.

 
Значительная проблема, стоящая перед культурой сегодня - это «кризис художественных и эстетических представлений и ценностей у современного человека, особенно молодежи, выросшей в условиях бурной информатизации общества, оказавшей сильнейшее влияние как на область образования, так и досуга» [8. C. 246]. В последнее время все чаще поднимается проблема утраты или подмены нравственных ценностей у молодежи, смещения их жизненных ориентиров в сторону праздности, потребительства, получения только материальных благ и удовольствий, жесткого индивидуализма, обособленности, агрессии и др. Проблема действительно актуальна на сегодняшний день, так как в обществе ослаблена вера в Бога, подорвано доверие к власти, практически нет критериев, по которым можно оценивать надвигающуюся лавиной информацию, очень размыты государственные, общественные, объединяющие всех идеи и парадигмы. У современного молодого человека недостаточно развиты аналитические качества, проблемное мышление, критичность.

Ослабление потребности молодого поколения в творческой реализации - это еще одна очень тревожная тенденция. Об этой усиливающейся со временем проблеме сегодня уже с неприкрытой тревогой говорят общественные деятели, педагоги, представители культуры и искусства. Данная тема активно обсуждается и в средствах массовой информации и на научных конференциях. Теоретиками и практиками предпринимаются различные попытки осмыслить и бороться с этой «болезнью XXI века». Поток информации настолько велик и разнороден, что подвергать его какому-либо осмыслению, сравнению, анализу молодой человек не всегда способен. В этом случае для него происходит стирание граней между высокой и массовой культурой. У современного человека снижается потребность в изучении и глубоком осмыслении произведений искусства, потому что он живет в условиях легкого доступа и переизбытка поверхностной информации. Молодое поколение в основной своей массе представляет собой общество потребления, в котором нет необходимости затрачивать свои силы и время на изучение и познание того, что «может легко появиться одним нажатием на кнопку компьютера с кратким информативным содержанием» [8]. Ознакомление с художественным произведением в «кратком изложении» стало чуть ли не нормой и действительно существенной проблемой нашего времени. Знакомство с литературой, живописью, музыкой, киноискусством, театром происходит «наскоком». Современный молодой человек считает (и это в лучшем случае), что достаточно знать о существовании творческого продукта, а вот прочувствовать его, постичь его суть, узнать историю создания и так далее - не обязательно. К сожалению, эта проблема коснулась и театра. В последнее время стало создаваться все больше одноактных спектаклей. Об этой тенденции на творческой встрече в рамках Всероссийского молодежного театрального фестиваля «Живые лица» (г. Тюмень) говорил профессор, Заслуженный деятель искусств РФ Г. Г. Дадамян. Он отметил возросший в последнее время интерес публики к малоформатным спектаклям и подчеркнул, что «если так пойдет и дальше, то в театр будут заходить как на перекур, и спектакли будут длится не больше десяти минут».

Очень тревожит с каждым годом увеличивающаяся пропасть между молодым поколением и классическим искусством. А ведь именно классика - это сосредоточие основных нравственно-эстетических ценностей любого народа, это его духовные корни, питающие все общество и культуру. «Вопрос освоения классического наследия в глобализованную эпоху тотального потребления очень серьезен и связан с антропологической сущностью человека, с имманентно присущими ей этическими и эстетическими основаниями» [8].

На наш взгляд, деятельность молодежной театральной студии может стать одним из эффективных инструментов в решении проблемы освоения молодым человеком классического наследия. Какие для этого есть основания?

Литература, живопись, музыка, написанные сегодня (пусть даже по классическим законам) все равно являются современными произведениями искусства, репрезентирующими современное состояние культуры и общества. В то время как спектакль имеет свойство вторичности, так как первичным в театре является литературный материал, который лежит в основе спектакля. Поэтому сценическое произведение, поставленное сегодня по произведению классики, одновременно соединяет в себе и современное искусство, и наследие прошлого. В этом уникальность театра и залог его мощного потенциала, связанного с художественно-педагогическим воздействием на личность.

Из этого следует, что спектакль - это современное произведение искусства, которое дает возможность современному зрителю познать классический текст. Конечно, студийный зритель не напрямую воспринимает классический продукт, он видит его переработку, взгляд режиссера и актеров на поднятую автором проблему, на систему авторских художественных образов. Отсюда задача режиссера - найти в классическом тексте то, что будет созвучно сегодняшнему времени, иначе спектакль будет не интересен современному зрителю, оставит его равнодушным. Если авторам спектакля удается решить подобного рода проблему, то зрителю предоставляется возможность не поверхностно познакомиться с классическим литературным произведением, а увидеть открытые театром и реализованные на сцене идейно-художественные богатства замысла автора.

Можно сказать, что театр-студия является своего рода проводником, посредником между классическим литературным наследием с его нравственно-эстетическими ценностями и молодежью. Поскольку прямые связи разрушаются (как показывает наша педагогическая многолетняя практика, современные молодые люди в большинстве своем мало читают серьезную художественную литературу, не интересуются искусством и так далее), студийный театр может и должен находить новые пути, новые коммуникации с широкой зрительской аудиторией, искать способы подключения молодого человека к сотворчеству, к сопереживанию и познанию авторских проблем и образов. Для этого у театра, как мы отметили, большие возможности: осмысление, «переработка» произведения классики в процессе его интерпретации молодежным театром под руководством режиссера-педагога, освоение и «обживание далеких авторских миров» самодеятельными актерами в ходе репетиций, художественное воплощение понятого и освоенного в образной форме с помощью современных выразительных средств, а также выбор для диалога со зрителем-сверстником близкого и интересного для них сценического языка. Театр-студия, таким образом, оказывает двойное позитивное преобразующее действие: сначала на самих создателей сценического действия, непосредственно на участников театральной студии, а затем и на ее зрителей.

«Восприятие подготовленного читателя, зрителя или слушателя отличается от поверхностного освоения информации, раскрывая все эмоциональные и смысловые глубины произведения» [8]. Ведь зритель в театре не просто наблюдатель, а соучастник действия, всего, что происходит на сцене. Именно его эмоционально-интеллектуальная включенность в спектакль является решающим фактором в восприятии творческого продукта. Посетив спектакль «Война» московского театра «SaunDrama», созданного на основе классической российской и зарубежной прозы режиссером Владимиром Панковым, победителем Эдинбургского Международного театрального фестиваля, который был показан на тюменской сцене, мы еще раз нашли подтверждение тому, что для глубокого и точного восприятия спектакля зрителем он должен быть готов понимать условный язык театра, переводить для себя и осмысливать мир его образов и метафор. Спектакль «Война» получил широчайший резонанс в мире культуры, имеет массу положительных отзывов как российских, так и международных театроведов. Например, Гордон Парсонс пишет, что «исполнители ролей парят в воздухе, подобно падшим ангелам, или же безжизненно болтаются, как мертвые. Владимиру Панкову и его труппе удалось создать впечатляющую мозаику из звуков и пластических образов, которые в совокупности преобразовались в великое эпическое произведение о войне» [9]. Но несмотря на международное признание, на спектакле, показанном в Тюмени, число зрителей, покинувших театр во время представления, составило примерно одну треть зала. Можно предположить, что зритель не смог понять спектакль Владимира Панкова. Наверное, это то же самое, как если бы человек попытался заговорить с вами на иностранном языке, которого вы не знаете. У театра свой язык, у каждого спектакля свой код, который нужно учиться понимать, разгадывать. Это те интеллектуальные, духовные усилия, которых ждет театр от своего зрителя. Не просто ждет, но и стимулирует развитие зрителя. К примеру, участники молодежного театр-студии «Быть», руководителем которого является один из авторов статьи, после просмотра данного спектакля, не поняв какие-то его эстетические и содержательные аспекты, начали обсуждать эти проблемы, искать ответы на возникшие вопросы, читать первоисточники, по которым был поставлен спектакль, исследования театральных критиков; была инициирована дискуссия на тему спектакля, где студийцы высказывали свою позицию, спорили, отстаивали свою точку зрения и так далее.

Можно сделать вывод, что в какой-то степени театр активизирует познавательную деятельность молодежи «в условиях кризиса гуманитарного образования и фрагментации культурного пространства, в котором многочисленные формы эстетического и художественного освоения мира не находят необходимой философской и мировоззренческой основы, а институциональные формы эстетического и художественного воспитания не связаны, а зачастую и противоречат многочисленным художественным практикам, востребованным в среде подростков и молодежи, но не определившим своего места в социокультурном пространстве и не находящим выхода своей деятельности в реальной жизни» [8. C. 247]. Театр способен участвовать в решении проблем нравственного воспитания, в формировании и развитии художественного вкуса, культуры в целом. Театр позволяет личности ощущать себя полноправным участником художественных процессов и реализовать творческие потребности и возможности. К сожалению, студийное движение охватывает весьма узкий круг молодежи, но влияние этого круга может стать весьма заметным. Это чем-то напоминает центробежные, расширяющиеся в геометрической прогрессии концентрические круги на воде.

Необходимо всемерно популяризировать среди молодежи студийное театральное творчество, оказывать ему поддержку со стороны государства и общества, повышать качество подготовки руководителей театральной студии. Тогда ее художественно-педагогический потенциал принесет немалую пользу в преодолении кризиса молодежной культуры.

Список литературы

1. Дебор, Г. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
2. Иванов, О. К. Вахтангов и вахтанговцы / О. К. Иванов, К. Е. Кривицкий. - М.: Москов. рабочий, 1984. - 157 с.
3. Князева, М. Театральные студии / М. Князева, Г. Вирен, В. Климов. - М.: Знание, 1983. - 48 с
4. Корогодский, З. Я. Репетиции. репетиции. репетиции / З. Я. Корогодский. - М., 1978. - 112 с.
5. Розовский, М. Г. Театр из ничего / М. Г. Розовский. - М., 1989. - 144 с.
6. Рудницкий, К. Л. Разведка боем / К. Л. Рудницкий // Народ. театры. - М., 1981
7. Станиславский, К. С. Моя жизнь в искусстве: собрание сочинений / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1954. - Т. 2 - 342 с.
8. Шапинская, Е. Н. Эстетическое воспитание в социокультурном контексте современной России: кризис ценностей и пути его преодоления / Е. Н. Шапинская // Культура и искусство. - 2014. - № 2. - С. 246.
9. Parsons, G. Война. The King's Theatre. Эдинбургский международный театральный фестиваль / G. Parsons // MorningStar. - 2014.

Вестник Челябинского государственного университета
Философия Социология Культурология Выпуск 37. № 19 (374) 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (27.07.2017)
Просмотров: 53 | Теги: студийный театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь