Вторник, 22.08.2017, 02:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ПЛОВЦОВ

С.А.Петров, А.Д.Чичерина. Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-ПЛОВЦОВ В УСЛОВИЯХ САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

В статье предпринята попытка экспериментального обоснования возможности использования тренажёра «Новое дыхание» в тренировочном процессе студентов- пловцов. Авторами разрабатывается методика подготовки студентов железнодорожного вуза к занятиям по плаванию с применением тренажёра, и на основании сравнительных данных делаются выводы об эффективности разработанной программы.

Ключевые слова: студент; тренажёр для дыхания; спортивное плавание; оздоровительное плавание; инновационные технологии.

Введение. Плавание является уникальным видом двигательной деятельности, оказывающим благоприятное воздействие на все системы организма и имеющим высокую оздоровительную, прикладную и спортивную ценность. Во многих вузах оно включается в программу физического воспитания как обязательный раздел.

Важной составляющей в освоении данного вида спорта является дыхательная система. Научно доказано, что слабые дыхательные мышцы «воруют» до 70% кислорода у мышц, задействованных в двигательном акте, снижая эффективность его выполнения и эффективность действия основных функциональных систем организма. Для совершенствования техники дыхания необходимо развивать силу и «выносливость» дыхательных мышц, что достигается путем их функционирования под нагрузкой.

Аналогом нагрузки стала новая инновационная технология, разработанная в России на основе тренажёра для тренировки дыхательных мышц (рис. 1), эффективно способствующего повышению специальной работоспособности пловцов [2].
 

Рис. 1. Тренажёр комплексного воздействия на дыхательную функцию спортсменов «Новое дыхание»

Принцип действия тренажёра основан на одновременном использовании физических и физиологических факторов:
- регулируемое механическое сопротивление потоку выдыхаемого воздуха;
- низкочастотная вибрация потока выдыхаемого воздуха;
- интенсивность выполнения физических упражнений.

Организация и методика исследования. Для оценки эффективности данного тренажёра нами было проведено исследование в Самарском государственном университете путей сообщения, целью которого являлось экспериментальное обоснование возможности использования тренажёра «Новое дыхание» в тренировочном процессе студентов СамГУПС.

В соответствии с целью исследования нужно решить следующие задачи:

1. Разработать методику подготовки студентов железнодорожного вуза к занятиям плавания с применением тренажёра ИДТКВД.

2. Определить эффективность разработанной программы по подготовке студентов- пловцов.

В исследовании приняли участие 24 студента первого и второго курсов обучения.
Двенадцать спортсменов занимались по разработанной программе с применением тренажёра ИДТКВД (экспериментальная группа), двенадцать - без его использования, но в соответствии с той же программой (контрольная группа).

Нами была установлена периодичность применения тренажёра - 1 раз в день при сроке проведения исследования в 21 день с объемом использования тренажёра в одном тренировочном занятии - не более 30% от общего объема выполняемой нагрузки [2]. Кроме этого следует указать, что в эксперименте было использовано 3 тренажёра, студенты экспериментальной группы которого занимались на них в разное время по идентичной методике.

Был разработан один из вариантов программы для подготовки студентов- пловцов, который включает в себя упражнения с тренажёром ИДТКВД, а также - с ластами и трубой. На наш взгляд, именно эти формы тренировки больше всего способствуют совершенствованию физических и функциональных способностей студентов-пловцов.

Организация первой недели подготовки пловцов включала в себя в среднем 2024% использования тренажёра ИДТКВД в вводной части тренировочных занятий экспериментальной группы, второй недели - до 30% применения тренажёра в основной части занятий и 15 -20% в заключительной части тренировок на третьей недели.

Организация тренировочного процесса подготовки пловцов с применением тренажёра ИДТКВД и без его использования приведена в таблице 1.

Таблица 1
Организация тренировочного процесса подготовки пловцов СамГУПСа

Результаты исследования. Оценка эффективности занятий студентов в бассейне СамГУПС, по разработанной методике, проведена на основе комплекса показателей, отражающих тренированность и функциональную готовность спортсменов от начала к концу наблюдения. Сравнительные данные представлены в таблице 2.

Таблица 2
Сравнительные данные показателей


Примечание: Величины показателей берутся как среднеарифметические значения отдельно по экспериментальной и контрольной группе

Как видно из таблицы 2, сравнительный анализ изменения функционального состояния спортсменов экспериментальной «ЭГ» и контрольной «КГ» групп выявил статистически достоверное улучшение показателей в каждом микроцикле исследования.

Заключение. В ходе проведения экспериментального исследования были сделаны следующие выводы:

1. Доказана эффективность применения тренажёра «Новое дыхание» и возможность его использования в спортивном и оздоровительном плавании студентов Самарского государственного университета путей сообщения.

2. Доказана эффективность программы подготовки студентов-пловцов экспериментальной группы. На основании оценок подготовленности установлено, что в конце исследования спортсмены экспериментальной группы имели более высокие показатели по сравнению со студентами контрольной группы: по максимальному количеству воздуха, выдыхаемое после самого глубокого вдоха, на 16,13%, по объему грудной клетки на 1,68%, по частоте сердечных сокращений до и после нагрузки на 7,46% и 4%, соответственно.

Данная разработанная программа может стать составляющей частью физкультурно-оздоровительной и спортивной работы железнодорожного университета в направлении плавания, что является основой для повышения эффективности учебного процесса и поддержания высокого уровня умственной и физической работоспособности студентов-пловцов.

Литература

1. Дышко Б.А., Кочергин А.Б., Головачев А.И. Инновационные технологии тренировки дыхательной системы. - М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2012. - 122 с.
2. Сентябрев Н.Н. Актуальные проблемы управления психофункциональным состоянием в спорте // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 8. - С. 4750.
3. Ушакова Я.В. Здоровье студентов и факторы его формирования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2007. - № 4. - С. 197-202.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.07.2017)
Просмотров: 17 | Теги: плавание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь