Вторник, 19.09.2017, 14:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

А.Ю.Липовка, И.К.Яичников, А.В.Черкасова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия

КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ В СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Рассмотрена проблема поиска решения актуального социального запроса современности — разработки алгоритмов потенциала здоровья. В концепции кинезиологического инжиниринга Института физической культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого центральное место отводится развитию студенческой компетенции в процессах освоения, интеграции спортивно-педагогических и инженерно-технических образовательных технологий.

Ключевые слова: студенческая наука, физическая нагрузка, инжиниринг.

 
Актуальность. В концепции спортивного инжиниринга хорошо представлена интеграция конструкторской, строительной, электронно-информационной индустрии со спецификой конкретных видов спорта. Однако в последнее время на первое место выходит проблема пополнения, развития ресурсов современного массового и элитного спорта, выявление, обучение и воспитание молодёжи в лучших традициях отечественной спортивно-педагогической парадигмы и, особенно, в развитии студенческой науки в области инженерно-технических и спортивно-педагогических компетенций [4; 5; 7].

В этом отношении представляет интерес соотнесение новаций Болонского образовательного пространства с практикой спортивно-педагогической работы в Институте физической культуры, спорта и туризма Политехнического университета Петра Великого, закреплённое в том числе в организации работы лаборатории биоадаптивного инжиниринга (БИЛаб, ИФКСТ, СПбПУ: http://sport. spbstu.ru/lab.html).

Биоадаптивный инжиниринг — пилотный проект Института физической культуры, спорта и туризма СПбПУ Петра Великого в разрабатываемой парадигме интеграции образовательных технологий подготовки инженера нового поколения — созидателя технических объектов, процессов и технологий, адаптирующих алгоритмы сохранности потенциала здоровья человека к условиям освоения информационного пространства техносферы на базе прежде всего креатива своего собственного психофизического развития в стенах вуза [1; 2; 4; 6].

«В октябре 2000 г. был начат крупный международный проект по реформированию базового (первый уровень — бакалавриат) высшего образования в области техники и технологий. Этот проект, названный инициативой CDIO, получил широкое распространение и теперь охватывает образовательные программы в области техники и технологий по всему миру. Задачей проекта является такое обучение студентов, в основе которого лежит освоение инженерной деятельности в соответствии c моделью "Планировать — Проектировать — Производить — Применять" (модель "4П"), реальные системы, процессы и продукты на международном рынке. Инициатива CDIO имеет три основных цели — обучение студентов, способных: (1) овладеть глубокими знаниями технических основ, (2) руководить процессом создания и эксплуатации новых продуктов и систем, (3) понимать важность и последствия воздействия научного и технологического прогресса на общество...» [2. С. 28]. «Инжиниринг — совокупность проектных и практических работ, услуг, относящихся к инженерно-технической области и необходимых для строительства объекта и содействия его эксплуатации. Примерами инжиниринговых систем являются: PLM (Product Lifecycle Management) — технология управления жизненным циклом изделий, организационно-техническая система, обеспечивающая управление всей информацией об изделии и связанных с ним процессах на протяжении всего его жизненного цикла, начиная с проектирования и производства до снятия с эксплуатации» [4. С. 130].

Рабочей программой учебной дисциплины «Физическая культура», разработанной Институтом физической культуры, спорта и туризма СПбПУ в соответствии с ФГОС ВО, предусмотрен целостный дидактический комплекс, включающий: «.формирование мотивационно-ценностного отношения студентов к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; совершенствование методики развития общефизических, специальных и психологических качеств средствами физических упражнений, проведения утренней физической зарядки, методы самоконтроля и самооценки физического состояния организма; закрепление знания научно-биологических практических основ физической культуры и здорового образа жизни.» [6. С. 157].

Цель и задачи:

1. Выявление дидактической специфики профессионально-прикладного физического развития студентов именно технического вуза.

2. Определение спортивно-педагогических приоритетов реализации программ базового и элективного курсов в трёх группах здоровья студентов.

Материалы и методы исследования. Комплексный анализ успешности освоения студентами спортивно-технических элементов и физиологической «стоимости» их исполнения в микро- и мезоциклах учебно-тренировочных занятий [1; 3] проводился по основной группе здоровья — специализация «Единоборства», «Аэробика», по подготовительной — «Общая физическая подготовка» и по отделению «Специальной медицинской группы здоровья». В параметрах выборок учитывались 1) характеристики и объёмы самотестирования студентов применительно к избранным ими инженерно-техническим специализациям, 2) взаимосвязь эффективности приводимых студентами самооценок с регистрируемой ими успешностью своего физического развития, 3) степень обобщения проводимых студентами научно-исследовательских работ по их активности в устных и печатных формах представления на научных форумах СПбПУ и за его пределами.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработка подходов к созданию спортивно-педагогических алгоритмов развития рекреационных установок у студентов в структуре традиционного учебно-тренировочного занятия в вузе в своём обосновании требует постоянного «отслеживания», мониторинга спортивно-технических, медико-биологических качеств каждого конкретного студента в динамике выполнения учебной программы [4].

Комплексы рассчитаны на определённые периоды тренировки и представляют собой программу, сочетающую элементы общей и специальной подготовки. Планируя тренировку на примере совместного обучения юношей и девушек, необходимо наглядно демонстрировать дидактическую ценность слияния в единый уникальный педагогический комплекс, в единый план учебно-тренировочного занятия посредством подбора содержания физических упражнений и их последовательности, интенсивности коллективного исполнения, в том числе под ритмичное музыкальное сопровождение в спортивном зале под контролем медико-биологических тестов; в программе на 4 учебно-тренировочных занятия (2 недели) разучивается сочетание упражнений общей физической подготовки к вариантам специальной (аэробика — элементы йоги, бег — бокс, упражнения лёжа — баскетбол, дартс — тай-бо и т. п.); следующий микроцикл — сочетание элементов лёгкой атлетики с игровыми видами физической нагрузки и т. д.

По параметрам мониторинга в основных медико-биологических тестах подготавливается программа освоения бытовых физических нагрузок — непосредственно на открытом воздухе. Учёт индивидуальной реакции на физические нагрузки, задаваемые в режиме коллективных упражнений, проводился посредством простейшего медико-биологического мониторинга [7].

С этой целью в созданной Институте физической культуры, спорта и туризма СПбПУ Петра Великого лаборатории биоадаптивного инжиниринга организован цикл учебно-тренировочных занятий «Мониторинг физиологической стоимости учебного дня студентом». Поскольку все регистрировавшиеся характеристики группы основной, общей физической подготовки и специальной медицинской изменялись однотипно, это позволило провести их совместное описание.

Таким образом, в объединённой группе пульс увеличивался в раннем старте до 105±8 уд./мин сразу после окончания физической работы и снижался до 89±5 уд./мин через 5 мин после её завершения, в оптимальном соотношении соответственно 112±6 и 73±3; следовательно, физическая нагрузка в обоих стартах вызвала достоверный (p < 0,05, t) рост интенсивности работы сердечно-сосудистой системы, при этом в раннем старте пульс восстанавливался до уровня исходных значений, а в позднем — даже наблюдался эффект гипервосстановления.

Следовательно, систематически-поурочно, самостоятельно вычисляемая «физиологическая стоимость» учебно-тренировочного занятия даёт студентам возможность более ранней помощи в управлении процессом физического развития, чем реже проводимый традиционный педагогический зачётный контроль. В формировании рекреационного стиля жизни современного студента следует отметить важность понимания им первоочерёдности, самоценности его собственной активности в освоении моторных стереотипов, получаемых на занятиях физической культурой, их привязки к расписанию своего рабочего дня и психофизиологическим показателям резервных возможностей своего организма.

Снабжение студентов в результате обучения

1) методологией спортивно-технического, медико-биологического самоконтроля физического развития в последующие периоды онтогенеза,

2) возможностью интерактивной помощи в этом со стороны Центра электронного и дистанционного образования СПбПУ после завершения обучения — приоритетные задачи спортивно-педагогического процесса в политехническом вузе. В завершённом виде организация учебно-исследовательской работы студентов в сочетании их развивающегося потенциала IT специалиста и освоения биомедицинского мониторинга может быть представлена работой студенческого научного общества ИФКСТ СПбПУ Петра Великого на базе наработанного опыта лаборатории биоадаптивного инжиниринга.

В итоге открывается перспектива создания образовательной программы подготовки специалиста «Менеджер телекоммуникационного биомониторинга» для сетевого сопровождения широких слоёв населения в их усилиях формирования здорового стиля жизни на протяжении всех этапов онтогенеза.

Список литературы

1. Агаев, Р. А. Дисциплина «Физическая культура» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого по новым стандартам ФГОС 3+ / Р. А. Агаев, А. Ю. Липовка // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием, посвящ. 85-летию КНИТУ—КАИ, Казань, 24-27 нояб. 2016 г. — Казань : Фолиант, 2016. — С. 290-293.
2. Лопатин, М. В. Формирование культуры физического развития и занятия спортом студенческой молодёжи в СПбГПУ / М. В. Лопатин, В. П. Сущен- ко // Теория и практика физ. культуры и спорта. — 2014. — № 7. — С. 27-29.
3. Лопатин, М. В. Основные направления в формировании концепции развития кафедры физической культуры и спорта в университете на период до 2018 г. / М. В. Лопатин, В. П. Сущенко, И. К. Яичников // Неделя науки СПбПУ : материалы Всерос. межвуз. науч.-практ. конф. «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». — СПб., 2014. — С. 3-15.
4. Липовка, А. Ю. Новые стандарты дисциплины «Физическая культура» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого / А. Ю. Липовка, Р. М. Ольховский // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. науч. тр. Всерос. науч.-прак. конф. с междунар. участием, 16-17 дек. 2016 г. — СПб., 2016. — С. 129-133.
5. Сущенко, В. П. Подходы к индивидуализации физического развития студентов технического вуза в технологиях дистанционного образования / В. П. Сущенко, И. К. Яичников // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сб. материалов Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием, посвящ. памяти В. Г. Стрельца, 18-19 дек. 2015 г. — СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2015. — С. 204-211.
6. Сущенко, В. П. Стратегические направления развития физической культуры и спорта в политехническом университете Петра Великого / В. П. Сущенко, А. Ю. Липовка, И. К. Яичников // Физическая культура и спорт в системе образования России: инновации и перспективы развития : материалы Всерос. науч.-практ. конф. — СПб. : Золотое сечение, 2016. — С. 153-159.
7. Яичников, И. К. Физиологические индикаторы гомеостатической надёжности организма спортсмена — «температура» / И. К. Яичников // Учёные зап.: науч.-теорет. журн. НГУ им. П. Ф. Лесгафта. — СПб. : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2009. — С. 102-107.

Для цитирования: Липовка, А. Ю. Концепция студенческой науки в спортивно-педагогических технологиях образовательного процесса технического университета / А. Ю. Липовка, И. К. Яичников, А. В. Черкасова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 39-43.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (12.09.2017)
Просмотров: 8 | Теги: студенческая наука, физическая нагрузка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь