Вторник, 22.08.2017, 02:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

З.И.Матина

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассматриваются пути реформирования системы студенческого спорта и физической культуры в высших образовательных учреждениях Российской Федерации. Изучаются правовые основы регулирования реформистской деятельности государства в сфере физической культуры и массового спорта.

Ключевые слова: студенчество, физическая культура, студенческий спорт, правовые основы реформирования студенческого спорта.

 
Последнее десятилетие в Российской Федерации осуществляется реформаторская деятельность, направленная на всестороннее развитие российского общества и государства. В утверждённой 17 ноября 2008 г. Правительством РФ Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (далее — Концепция) определены наиболее важные сферы российского общества и государства, совершенствование которых, а также разрешение проблемных вопросов конкретной сферы поспособствует повышению благосостояния населения России, национальной безопасности государства, развитию экономики, а также и укреплению позиций России на мировой арене.

К сферам российского общества, подлежащим реформированию, были отнесены физическая культура российских граждан и сфера массового спорта, в том числе студенческого спорта. Причиной этому послужило то, что уровень физической культуры и спорта в Российской Федерации не соответствует социально-экономическим преобразованиям в целом. Таким образом, в Концепции была определена высокая роль физической культуры и массового спорта в развитии человеческого потенциала России.

В связи с обострившейся проблемой было принято решение составить программу поэтапного развития сферы физической культуры и спорта в целом. Наконец, в 2009 г. Распоряжением Правительства РФ № 1101-р была утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г., в которой одной из важнейших задач ставится целенаправленная пропаганда и повсеместное распространение здорового образа жизни, улучшение сферы физического воспитания обучающихся, а также совершенствование системы массового спорта, в частности студенческого.

В свою очередь, развитие сферы физического воспитания студентов и системы студенческого спорта является обоснованным, так как года, проведённые в организациях среднего профессионального и высшего образования, являются самыми продуктивными не только для приобретения знаний и профессиональных навыков, но и развития физической культуры обучающихся. Поэтому распространение стандартов здорового образа жизни, а также обеспечение условий, побуждающих обучающихся к активному занятию спортом, имеют особое значение именно в студенческие годы, когда студенты совершают выбор, в каком русле им реализовать свой потенциал.

Комплексная работа по развитию сферы студенческого спорта и физического воспитания уже частично реализована: в рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» была сформирована система мер, которая направлена на развитие физической культуры и спорта в целом. По пройденному этапу реформирования уже можно сделать выводы об эффективности программ по развитию сферы физического воспитания студентов и системы студенческого спорта: по данным целевых индикаторов, выросла доля учащихся и студентов, систематически занимающихся спортом (с 34,5 % в 2010 г. до 45 % в 2015 г.).

На очередном этапе развития системы массовой физической культуры и спорта в новой целевой программе (2016-2020 гг.) были обозначены задачи, на которые направлено реформирование: во-первых, развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе строительство спортивных объектов, обеспечение доступности этих объектов для населения [6]; во-вторых, совершенствование системы физического воспитания различных социальных групп, в том числе в образовательных организациях: развитие студенческого спорта на базе образовательных организаций СПО и ВО; в-третьих, повышение эффективности пропаганды физической культуры и массового спорта [5]. Данный план мероприятий будет реализован с 2016 по 2020 г. в два этапа.

Первый этап—концентрация усилий на наиболее важных направлениях мероприятий:

- строительство и реконструкция инфраструктуры федеральных тренировочных центров для подготовки спортсменов для всех видов соревнований, в том числе Олимпийских и Паралимпийских игр;

- также создание и дальнейшее развитие научно-методической базы, повышающей эффективность работы реализации программы;

- разработка прозрачной системы отчётности для характеристики экономической эффективности программы;

- использование средства массовой информации для обеспечения информационного общества сведениями о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, а также об открытии спортивных центров в целях повышения престижа активного образа жизни;

- содействие реализации региональных программ развития физической культуры и спорта.

Второй этап реализации программы включает в себя:

- строительство и реконструкцию инфраструктуры федеральных тренировочных центров для подготовки спортсменов для всех видов соревнований, в том числе Олимпийских и Паралимпийских игр, и не включённых в состав Олимпийских и Паралимпийских игр;

- дальнейшее развитие инфраструктуры для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации и тренеров в спортивных центрах на базе подведомственных образовательных организаций в сфере физической культуры и спорта;

- продолжение работ по использованию средств массовой информации для обеспечения информирования общества сведениями о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, а также об открытии спортивных центров в целях повышения престижа активного образа жизни;

- продолжение деятельности по содействию реализации региональных программ развития физической культуры и спорта.

В рамках направления по совершенствованию условий для развития массового спорта решается вопрос о создании условий для занятий физической культурой и массовым спортом.

Предусматривается строительство в субъектах Российской Федерации малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности; также обеспечение таких объектов доступностью для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В части, касающейся совершенствования условий для развития спорта высших достижений, решается вопрос о развитии материально-технической базы для подготовки спортсменов сборных команд Российской Федерации. Предусматриваются бюджетные инвестиции на строительство и реконструкцию инфраструктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации и на базе подведомственных образовательных организаций.

В целях создания условий для формирования, подготовки и закрепления спортивного молодёжного резерва будут проводиться мероприятия по строительству и реконструкции инфраструктуры спортивно-тренировочных региональных центров и закупке спортивно-технологического оборудования, комплектов искусственных покрытий для футбольных полей соответствующих спортивных школ.

В рамках направления общепрограммных мероприятий намечено выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения (по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке научно-методического обеспечения, повышающего эффективность решения задач Программы), в части учёта привлечения к занятиям физической культурой и спортом отдельных целевых групп населения, оптимизации инфраструктурных решений, совершенствования процессов подготовки спортсменов и тренеров, повышения информированности общества о результатах реализации Программы, новых возможностях для занятий физической культурой и спортом, об открытии спортивных центров для повышения престижа активного образа жизни через СМИ [1-5; 9-15].

Объём финансирования мероприятий — 94 329,04 млн р., в том числе 73 976,9 млн р.—из федерального бюджета; 15 852,14 млн р. — из бюджетов субъектов Федерации; 4 500 млн р. — из внебюджетных источников [7; 8].

В свою очередь, следует обратить внимание на государственную программу Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области на 2015-2017 годы». Основными целями, которой являются создание условий, обеспечивающих возможность гражданам Челябинской области заниматься физической культурой и спортом, а также повышение конкурентоспособности южноуральских спортсменов на российской и международной арене [8].

Основным направлением деятельности является развитие массового спорта и создание необходимых для этого условий [1; 10; 11; 12; 14]. Но при этом учитывается и развитие спорта высших достижений: предусмотрена поддержка ведущих команд области, выступающих в высших и суперлигах страны; проведение европейских, международных турниров, которые положительно отражаются на имидже региона и повышают мотивацию детей к занятиям спортом [8]. Подпрограммами государственной программы являются «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений»; «Развитие адаптивной физической культуры и спорта»; «Развитие системы подготовки спортивного резерва»; ведомственная целевая программа «Совершенствование системы управления учреждениями, подведомственными Минспорту Челябинской области». Государственная программа реализуется в один этап в течение 2015-2017 гг.

Реализация мероприятий подпрограммы «Развитие физической культуры, массового спорта и спорта высших достижений» предусматривает решение задач, направленных на создание условий, обеспечивающих возможность жителям Челябинской области заниматься физической культурой и спортом, повышение мотивации населения к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни, а также повышение имиджа Челябинской области на российском и международном уровне.

Мероприятия подпрограммы «Развитие адаптивной физической культуры и спорта» обеспечивают решение задач, направленных на улучшение доступности спортивной инфраструктуры и условий для роста мастерства спортсменов-инвалидов и других маломобильных групп населения [1; 4; 9; 10; 13; 14].

В рамках подпрограммы «Развитие системы подготовки спортивного резерва» осуществляются меры по развитию детско-юношеского спорта, работы с талантливой молодёжью и подготовке достойного спортивного резерва для основного состава сборных команд страны.

Объём средств, выделенных из областного бюджета на реализацию государственной программы, составляет 5 758 819,12 тыс. р.

Продолжение реформы будет успешным только в том случае, если усилия законодателя и высших должностных лиц системы студенческого спорта и физической культуры обучающихся высших образовательных учреждений в Российской Федерации будут активно поддержаны обществом. Для этого необходимо учитывать общественное мнение, мнение спортивного сообщества в проведении реформирования системы студенческого спорта и физической культуры обучающихся высших образовательных учреждений в Российской Федерации.

Список литературы

1. Брейкина, О. А. Оптимизация образовательного процесса по физической культуре на медицинском факультете / О. А. Брейкина, В. А. Стрельцов, И. Г. Комарова, С. В. Гончарук // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 12-16.
2. Грызлова, Л. В. Современные условия подготовки профессиональных кадров по физической культуре и спорту / Л. В. Грызлова, В. В. Поняев // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 1.- С. 15-18.
3. Ватолина, Н. В. Мониторинг общих компетенций обучающихся как одно из условий успешного становления специалиста / Н. В. Ватолина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.Т. 1, № 1.- С. 19-23.
4. Воронов, М. В. Проблема формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи / М. В. Воронов, А. А. Токман // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 7-11.
5. Кокоулина, О. П. Основные мотивацион- ные направления развития физической культуры и спорта в современном обществе / О. П. Кокоулина, Ю. В. Бажданова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 17-24.
6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 7 августа 2009 г. № 1101-р // Собр. законодательства РФ.- 2009.- № 33.- Ст. 4110.
7. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» : Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 // Собр. законодательства РФ.- 2015.- № 5. - Ст. 810.
8. Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области 2015-2017 годы : постановление Правительства Челябинской области о государственной программе Челябинской области от 19 ноября 2014 г. № 595-П // Южноурал. панорама.- 2014.- № 200 (спецвыпуск № 59).
9. Рощина, Г. О. Технологии здоровьесбережения на уроке физической культуры в аспекте гуманистического подхода в образовании / Г. О. Рощина, О. В. Иерусалимцева, Е. И. Чешуина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 42-45.
10. Рубцова, И. В. Специально-оздоровительная программа для студенток с избыточным весом / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 80-85.
11. Лилякова, И. С. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / И. С. Лилякова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 2.- С. 105-108.
12. Пястолова, Н. Б. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями / Н. Б. Пястолова, А. И. Гуров, О. В. Таратынова // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.Т. 1, № 3.- С. 44-47.
13. Талызов, С. Н. Основы здорового образа жизни студента / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 3.- С. 16-21.
14. Хасанова, Л. Р. Паралимпийское движение: особенности развития и правового регулирования в Российской Федерации / Л. Р. Хасанова, В. Д. Иванов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 3.- С. 79-82.
15. Шкерина, К. С. Профессионально-прикладная физическая подготовка юристов / К. С. Шкерина, В. Д. Иванов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация.- 2016.- Т. 1, № 3.- С. 87-90.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.06.2017)
Просмотров: 27 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь