Суббота, 23.03.2019, 09:18
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Ковалева О.С., Миленина М.А.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ТРЕНЕРА В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ СПОРТЕ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

Аннотация: данная статья посвящена проблеме повышения требований к личностным качествам тренера в детско-юношеском спорте, особенности их формирования и проявления в учебно-тренировочной деятельности при подготовке спортсменов в лыжных гонках.

Ключевые слова: спортсмен, личность тренера, структура личности, профессиональная деятельность тренера.

 

Неизменным в системе подготовки любых спортсменов остается роль тренера. Высокий уровень научных, медицинских и методических знаний в области спорта, научно - исследовательская работа и подготовка специалистов, широкая издательская деятельность, многообразные формы информации обуславливают высокую квалификацию тренеров.

Повышение значимости профессии тренера, вызывает необходимость повышений требований к профессиональному образованию специалиста, а также личных качеств ума, воли, характера, чувств, способностей. В этом убеждает повседневная тренерская деятельность, возникающие проблемы и задачи, в общем, весь комплекс проблем спорта: отбор юных спортсменов, обучение, управление подготовкой и самое главное воспитание. Вот именно для последней функции большое значение имеют личностные качества тренера.

Тренер помогает воспитанникам не только овладеть спортивными умениями, а также оказывает на них большое воспитательное воздействие. Ребенку, делающему первые шаги в спорте, трудно оценить, насколько его тренер профессионально грамотен, в первую очередь он оценивает тренера как личность, он прекрасно понимает и видит: добрый или злой человек его тренер, любит ли он детей, уважительно ли относится к окружающим и так далее. И только в дальнейшем на отношение спортсменов к тренеру оказывают факторы, которые формируются в процессе занятий и отношений спортсмен - тренер. Любовь к молодежи, желание помочь ей стать сильной, умелой и выносливой - вот что ведет тренера в его деятельности.

Спорт по своей сути, отличное средство для воспитания личностных качеств ребенка. И именно тренер в большей степени, оказывает воспитательное воздействие. Можно с уверенностью утверждать, что личностные качества современного тренера-преподавателя важная предпосылка его успешной работе, а, следовательно, и повышение эффективности учебно-тренировочного процесса. Поэтому является актуальным выявить и оценить свойства личности тренера, как для спортсменов, так и для администрации спортивных школ.

В своей повседневной работе тренер решает различные задачи: воспитание спортсменов, выработки у своих воспитанников определенного характера, отличающегося наиболее важными для личности чертами: смелостью, настойчивостью, инициативностью, дисциплинированностью, и задачи спортивной подготовки, то есть воспитание физических качеств, формирование знаний, необходимых для достижения высоких для каждого спортсмена результатов.

Естественно, для решения этих задач тренер должен обладать талантом и навыками воспитателя, и достаточными специальными знаниями.

Видный общественный деятель и известный тренер Ян Муляк, рассуждая о профессии тренера, писал: «Сильная воля, принципиальность и доброта - эти незаметные с первого взгляда черты характера отличали великих тренеров, независимо от того, каким видом спорта они занимались». Это только самые главные и общие черты. Хороший тренер характеризуется фанатичной преданностью к спорту, целеустремленностью, склонностью к смелым поискам и новаторству и целого ряда других высоких моральных и волевых качеств.

Структуру личности тренера мы рассматриваем исходя из известной концепции К. К. Платонова, согласно которой в личности можно выделить четыре подструктуры. В первую подструктуру входят идейно-политические и нравственные качества личности тренера, определяющие мотивационную направленность его педагогической деятельности.

Во второй подструктуре выделены приобретенные в процессе профессиональной деятельности качества тренера: способность организовать обучение и отдых; профессионально-деловые качества. К деловым качествам тренера относятся: знание конкретного вида спорта и владение спортивными умениями; качество преподавания, организаторские способности, требовательность, строгость, принципиальность, объективность.

В третьей подструктуре выделяются индивидуально-психологические черты: ум, память, мышление, чувство сопереживания, воли, эмоции. В число эмоционально-волевых качеств, например, входят: уравновешенность (самообладание), терпеливость, решительность, жизнерадостность (чувство юмора).

Последняя, четвертая, подструктура характеризуется динамическими свойствами личности тренера: возрастом, полом, темпераментом.
Во взаимоотношениях тренеров со спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру и поэтому тренеру необходимо обращать особое внимание на проявление своих личностных качеств. В этой связи следует прежде всего определить, какими качествами должен обладать тренер.

Для того, чтобы определить и оценить структуру личности современного тренера-преподавателя мы организовали и провели исследование.

Основная цель: Определение структуры личности тренера-преподавателя и построение модели личностных качеств для спортсменов различной квалификации и администрации спортивных школ.

Задачи исследования:

Рассмотреть структуру личности тренера-преподавателя.

Определить личностные качества модели тренера для спортсменов различной квалификации и администрации спортшкол.

Определить уровень развития личностных качеств тренеров-преподавателей по лыжным гонкам, спортивному ориентированию.

Исследование проводилось в 2 этапа.

На первом этапе было проведено:

рассмотрели структуру личности тренера;

для определения модели личностных качеств тренера, разработали опросник для спортсменов и администрации спортшкол;

для определения уровня развития личностных качеств тренеров по лыжным гонкам, спортивному ориентированию города Омска, разработали опросник (на основе опросников Дергач, Исаев, 1982).

На втором этапе проводили опрос спортсменов различной квалификации, администрацию спортивных школ.

В исследовании приняло участие 15 тренеров-преподавателей по лыжным гонкам, спортивному ориентированию города Омска и спортсменов МС, KMC - 25 человек, 1-2 разряды - 30 человек, юношеские разряды - 30 человек, администрации спортшкол - 15 человек.

В результате проведенного исследования идеальной модели тренера- преподавателя были получены следующие результаты.

Для спортсменов МС, KMC, 1 разряд - идеальной является структура, состоящая из следующих качеств: на первом месте индивидуально психологические, затем приобретенные в процессе деятельности, а потом идейно - политические и динамические.

Для спортсменов 2, 3 и юношеских разрядов - идеальной является структура, состоящая из трех групп свойств:

1 группа - свойства, связанные с общением: доброта, отзывчивость, справедливость, честность, сдержанность.

2 группа - свойства внешности и манеры поведения: внимательность, чуткость, жизнерадостность, строгость, привлекательность.

З группа - свойства связанные с процессом обучения: трудолюбие, дисциплинированность, талантливость, увлеченность.

Для администрации спортшкол структура идеальной модели тренера выглядит следующим образом:
- Профессионализм;
- Спортивный опыт (то есть стаж действующего спортсмена и квалификации) и опыт работы;
- Личные качества, в первую очередь любовь к детям и коммуникабельность.

Таким образом, администрация спортшкол ставит личные качества на третье
место после профессиональных качеств и спортивного опыта, но, нисколько не уменьшая значение личностных качеств тренера для достижения успехов в работе.

При моделировании идеального тренера, мнение администрации совпадает со спортсменами высших разрядов, что на первом месте индивидуально психологические качества.

Индивидуально - психологические: доброта, отзывчивость, чувство сопереживания, уравновешенность, терпеливость, эрудиция, ум, память, интуиция, фантазия (импровизация), жизнерадостность, симпатия положительные эмоции, уважение, решительность и т.д.

Приобретенные в деятельности: ответственность, требовательность, объективность, трудолюбие, способность организовать обучение и отдых, принципиальность, традиции, привычки, аккуратность, бережливость и т.д.

Идейно-политические, нравственные: патриотизм, высокий уровень нравственного самосознания, широкий идейно-политический кругозор, преданность идеалам, спортивная этика, социальная направленность.

Динамические: темперамент, возраст, пол.

В результате проведенного исследования свойств личности тренеров города Омска по лыжным гонкам, спортивному ориентированию (по Дергач А.А., Исаеву А.А. 1982), были получены следующие результаты:

При оценке мотивов деятельности тренеров:

не увлечен тренерской деятельностью, работает лишь по необходимости - 4% всех опрошенных тренеров;

привлекают в основном преимущества профессии: большой отпуск, хорошая зарплата, поездки на соревнования, возможность

варьировать занятия, общественное звучание достижений команды - 45%;

привлекает возможность заниматься спортом и несколько тяготит необходимость обучать подростков - 15%;

привлекает общественная важность труда - 8%;

привлекает возможность учить, воспитывать, общаться с детьми - 28% тренеров.

При оценке личностных качеств тренеров по лыжным гонкам и ориентированию, можно сделать вывод, что развитие положительных личностных качеств находится на среднем уровне. Было выявлено, что 73% пользуются авторитетом среди спортсменов и 70% состава занимающихся постоянен, а у 27% не совсем авторитетных тренеров менее 50% постоянный состав.

Таким образом, результаты исследования подтверждают, что авторитет тренера и положительные личностные качества влияют на взаимоотношения тренера со спортсменами и коллегами, а также важны для эффективного воздействия на учебно-воспитательный процесс и, следовательно, имеет большое значение для формирования мотивов, интересов к длительным занятиям спортом.

Литература

1. Дергач А. А. «Творчество тренера» / А.А. Деркач, А. А. Исаев. - Изд. "ФиС", 1982. Формат: 84x108/32, 240 стр.
2. Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры: Пособие для учителя / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. - М.: Академия,2006. -372с.
3. Казакова, Т.Б. Профессионально-педагогическая направленность личности тренера / Т.Б. Казакова, М.К. Павлова // Ананьевские чтения: тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения - 2000»; СПб. ун-та; под ред. А.А. Крылова. - СПб., 2000. - С. 27-29.
4. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. М.: Физкультура и спорт, 2003. -402с.
5. Платонов К.К. Структура и развитие личности. / К.К. Платонов. - М., 1986.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.02.2019)
Просмотров: 17 | Теги: Лыжные гонки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь