Воскресенье, 19.11.2017, 22:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Е.А.Тишина

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ У ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Представлены результаты исследования, которые раскрывают влияние конфликтов на особенности взаимоотношений в волейбольной команде. Выявлены стратегии поведения в конфликтных ситуациях, влияющие на межличностные отношения, сплочённость и социально-психологический климат в коллективе. Даны рекомендации по урегулированию конфликтов и подобраны техники конструктивного выстраивания отношений.

Ключевые слова: волейбол, конфликты, стратегии поведения.

 
Актуальность
. Спортивные игры, в частности волейбол, характеризуются наибольшей эмоциональной насыщенностью среди других видов спорта, необходимостью взаимопонимания между игроками команды.

Конфликт представляет собой распространённое явление в общественных отношениях, и его следует рассматривать как одну из естественных форм взаимодействия и взаимоотношения людей [1]. Конфликты в спорте возникают значительно чаще, чем в обычной деятельности.

Противоречия, которые находят выражение в межличностных конфликтах, обусловливающих противостояние между субъектами спортивной деятельности, имеют наиболее деструктивный характер, если в процессе спортивного поединка для достижения превосходства над соперником требуется совместное взаимодействие сторон, состоящих в конфликте. Это особенно характерно для спортивных игр, в которых спортсмены способны эффективно и творчески решать сложные задачи подготовки и участия в соревнованиях только в совместном взаимодействии под непосредственным руководством тренера [2]. На тренера возлагается основная ответственность за подготовку команды к спортивному поединку.

Конфликтные ситуации в спортивной команде вызывают напряжённость при взаимоотношениях игроков; снижение заинтересованности в профессиональной деятельности; совершение большего, чем обычно, количества незначительных ошибок и погрешностей в тренировочном процессе и игровой деятельности; увеличение эмоционального фона в межличностных отношениях; ухудшение коммуникации между участниками конфликта; излишнюю критичность. Все эти факторы негативно сказываются на личности каждого спортсмена, участвующего в конфликте, а также на результатах команды в целом [3; 4].

Цель исследования: выявить влияние конфликтов на взаимоотношения в команде.

Результаты и их обсуждение. В исследовании приняли участие 10 игроков сборной по волейболу Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК). Двое спортсменов имеют разряд кандидатов в мастера спорта, пятеро — перворазрядники, трое — второразрядники. Возраст юношей — 18-22 года, стаж занятий волейболом — 8-10 лет.

Для исследуемой нами спортивной деятельности, а именно игровой, необходимо выявить внешние проявления симптомов, которые позволяют диагностировать наличие конфликта в отношениях субъектов.

Характер взаимоотношений и причины, обусловливающие их, можно выявить с помощью «Анкет отклоняющегося поведения», разработанных С. В. Хожемпо.

На рис. 1 представлены результаты степени выраженности различных форм отклоняющегося поведения у каждого члена мужской сборной команды УралГУФК на тренировке и в быту.

Следует отметить, что коэффициент единства мнений группы о наличии отклонений в поведении спортсмена (КЕМГ) составил 28,8 % в быту и 43,4 % во время тренировки.

На рис. 2 представлены результаты, полученные по итогам проведения теста Томаса — Килменна для определения стиля поведения в конфликтной ситуации.

Результаты, полученные по тесту Томаса — Килменна, распределились следующим образом: стратегия «Конкуренция», характеризующая стремление настоять на своём путём открытой борьбы за свои интересы, — 24,2 %; стратегия «Сотрудничество», которая предполагает поиск решений, полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения, — 55,8 %; стратегия «Компромисс», в которой доминирует стремление урегулировать разногласия, уступая частично, в обмен на уступки другого, — 59,2 %; стратегия «Избегание», характеризующая стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, — 62,5 %; стратегия «Приспособление», которой отмечается стремление сохранить или наладить благоприятные социальные отношения путём сглаживания разногласий, — 48,3 %.

Выводы. Анализ полученных данных по выявлению характера взаимоотношений в студенческой волейбольной команде показал, что у 40 % преобладает неудовлетворённость своим поведением и поведением партнёров по команде в тренировочном процессе (опоздания, неопрятность, низкая активность на тренировках).

Спортсменам мужской команды в большей степени присущи стратегии поведения в конфликтных ситуациях — «Избегание» (62,5 %) и «Компромисс» (59,2 %). Стратегия «Избегание» характеризуется стремлением не брать на себя ответственность за принятие решения, а «Компромисс» — это стиль поведения осторожных, рационально мыслящих людей, ориентированных на сохранение стабильных социальных отношений в ущерб общей цели и задачам.

 
Рис. 1. Степень выраженности форм отклоняющегося поведения в быту и на тренировке, %

 

Рис. 2. Выраженность стратегий поведения спортсменов, %

В спорте наиболее эффективной стратегией является «Сотрудничество», отличающаяся трудоёмкостью и присущая только высокоорганизованным личностям, предполагающая поиск решений,
полностью удовлетворяющих интересы обеих сторон в ходе открытого обсуждения.

Конструктивный подход к разрешению и предупреждению межличностных конфликтов реализуется через педагогическую деятельность тренера и имеет практическую направленность. Для урегулирования конфликтов тренеру необходимо сконцентрировать внимание на интересах команды, а не на позициях участников конфликта.

Игрокам следует придерживаться правила «эмоциональной выдержки», которое заключается в осознанном контроле своих чувств и учёте эмоциональных состояний и индивидуальных особенностей участников конфликта.

Для улучшения спортивных результатов команды необходимо обучить спортсменов техникам конструктивного выстраивания отношений, с помощью специально разработанного социально-психологического тренинга.

Рекомендуется тренинг, включающий в себя игровые упражнения для «командообразования», направленные на сплочение коллектива («Невидимая связь», «Пантомима», «Портрет», «Фигуры», «Ассоциации»), и групповые задания, формирующие взаимосвязи между игроками («Согласование ритма», «Олимпийский огонь», «Объединение»).

Список литературы

1. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. — М. ; СПб. : Питер, 2009. — 538 с.
2. Монастырёв, С. Н. Конфликты в спорте: причины возникновения / С. Н. Монастырёв // Культура физ. и здоровье. — 2008. — № 3 (17). — С. 21-24.
3. Петровская, Л. А. Теория и методологические проблемы социальной психологии / Л. А. Петровская. — М. : МГУ, 1977.
4. Lots, J. W. Management's handling of strikes / J. W. Lots. — San-Francisco : Pretoria, Human Sciences Research Council : Oxford, 1984. — 78 p.

Для цитирования: Тишина, Е. А. Исследование межличностных отношений и стратегий поведения в конфликтных ситуациях у волейболистов / Е. А. Тишина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 90-92.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.11.2017)
Просмотров: 7 | Теги: волейбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь