Пятница, 22.09.2017, 09:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА

СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА РЫНКЕ ТРУДА


В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в июне 2012 г. среди выпускников региональных вузов РФ. Полученные данные позволили определить те проблемы при поиске рабочего места, которые выпускники оценивают как наиболее вероятные, а также выявить репертуар приемлемых поведенческих стратегий разрешения трудностей трудоустройства <1>.

--------------------------------

<1> Статья подготовлена в рамках реализации гранта РГНФ "Рынок труда как индикатор трансформации социальной структуры современного российского общества (на примере исследований в Алтайском крае)" N 12-13-22001.


Проблема трудоустройства выпускников высших профессиональных учебных заведений, актуализировавшаяся в последнее время в стране, решается на всех уровнях государственной власти. Однако проекты, реализуемые как на федеральном, так и на региональном уровнях, получат наибольшую социально-экономическую эффективность как для повышения успешности трудоустройства молодых специалистов, так и для благоприятного общенационального развития, если будут согласовываться с поведенческими намерениями, нормами, ценностями выпускников вузов [1 - 3].

Для предупреждения развития событий по неблагоприятному сценарию, который мог бы привести к повышению напряженности в сфере адаптации молодых специалистов на рынке труда, рекомендуется проведение социологического исследования планов, намерений, оценок и мнений студенческой молодежи в отношении перспектив трудоустройства. Актуальным примером исследования адаптационных стратегий студенческой молодежи в современных условиях являются результаты представленного социологического исследования. Исследование проводилось в июне 2012 г. среди студентов выпускных курсов высших профессиональных учебных заведений регионов РФ. Общее число опрошенных составило 800 человек. Методы исследования: метод незаконченных предложений, фокус-группы, шкалирование, ранжирование, факторный анализ, расчет моды, медианы среднего значения.

 

Субъективная оценка проблем трудоустройства


По результатам исследования были определены и проранжированы по степени значимости проблемы перспективного трудоустройства выпускников вузов.

Полученные результаты раскрывают доминирующее значение тех проблем перспективного трудоустройства, которые студенты связывают: 1) с качеством своей профессиональной подготовки ("несоответствие требуемых на рынке труда и полученных в вузе знаний", "недостаточно практических навыков по своей специальности"); 2) с поведением и социальными ожиданиями работодателей ("работодателям нужен специалист с практическим опытом", "предлагается работа с низкой зарплатой", "низкая востребованность специалистов моей профессии на рынке труда", "незнание работодателями места приложения сил специалиста моей профессии").

Вторую по значимости и частоте проявления группу проблем составляют те проблемы перспективного трудоустройства, которые студенты связывают с качеством предложенного рабочего места. Возможные места трудоустройства оцениваются как неприемлемые или мало приемлемые по следующим основаниям: 1) по престижности ("государственная служба занятости предлагает только низкостатусные вакансии", "не удастся занять высокостатусную должность", "обращение в кадровое агентство не гарантирует трудоустройства на статусную должность", "не удается найти место работы, которое предусматривает карьерный рост", "не удастся найти работу в престижном учреждении (предприятии, организации)"); 2) по соответствию полученной квалификации ("не удается найти место работы по специальности", "не удается найти место работы, которая будет интересной", "не удается найти место, которое предусматривает творческую, креативную работу", "нежелание трудоустраиваться вследствие разочарования в полученной специальности"); 3) по оплате труда ("предлагаются только низкооплачиваемые вакансии"); 4) по социальной защищенности и стабильности ("предлагается работа без официального трудоустройства", "предлагается работа без социального пакета", "предлагается работа с "серой" зарплатой").

Третью по значимости и частоте проявления группу проблем составляют те проблемы перспективного трудоустройства, основания которых субъективны: 1) социальные основания ("не принимаются на работу выпускницы с детьми", "предлагаются вакансии по специальности в малых городах и селах"); 2) индивидуально-личностные основания ("ошибусь с выбором первого места работы и придется искать другое", "не смогу проявить себя как добросовестный, активный, ценный сотрудник во время собеседования", "не смогу преодолеть эмоциональные трудности собеседования", "не смогу сделать правильный выбор одного из предложенных мест работы", "не смогу или не захочу принять предлагаемые новым коллективом нормы и ценности").

На основании оценок студентов выпускных курсов вузов можно говорить о следующих особенностях субъективного восприятия как макро-, так и микромасштабных проблем, затрудняющих трудоустройство выпускников. Выпускники приписывают особое значение тем проблемам, которые являются результатом несоответствия полученных в вузе знаний, умений и навыков требованиям, предъявляемым рынком труда. Среднезначимыми являются проблемы несоответствия социальных ожиданий выпускников существующим на рынке труда предложениям.

И наконец, важно отметить, что проблемы несоответствия индивидуально-личностной готовности выпускников к трудовой деятельности и предъявляемым требованиям профессионально-трудовой среды субъективно оцениваются студентами как наименее вероятные и практически незначимые. Фактически данный факт отражает парадокс сочетания высокой самооценки выпускников и тенденции переноса ответственности за результаты будущего трудоустройства на учебные заведения и работодателей.

Рассмотрим далее результаты исследования, раскрывающие особенности адаптационных стратегий по преодолению возникающих трудностей трудоустройства.

В связи с этим удалось выделить те формы поведения, которые студенты оценивают как предпочтительные и наиболее эффективные, и, с другой стороны, удалось выявить формы отвергаемого поведения, оцененного как неэффективное.

 

Предпочитаемые решения в преодолении проблем трудоустройства


Предпочтительное эффективное поведение в ситуации, когда не удается найти место, которое предусматривает творческую, креативную работу, "искать место в другой организации".

В ситуации, когда не удастся найти место работы, которая будет интересной, предпочтительно "трудоустроиться временно, а параллельно искать другое место".

Если ситуация складывается так, что не удастся найти место работы по специальности, то предпочтительно "согласиться на временное трудоустройство и пройти переквалификацию".

В ситуации, когда не удается найти место работы, которое предусматривает карьерный рост, предпочтительным является "искать другой вариант".

В ситуации невозможности преодолеть эмоциональные трудности собеседования предпочтительно "пройти тренинг собеседований".

В ситуации невозможности или нежелания принять предлагаемые новым коллективом нормы и ценности предпочтительно "найти компромиссное решение". Если обстоятельства сложились так, что не удалось проявить себя в качестве добросовестного, активного и ценного сотрудника во время собеседования, то, по мнению студентов, предпочтительно "стараться акцентировать свои сильные стороны и положительные качества".

В ситуации неудачного, неправильного выбора одного из предложенных мест работы или ошибки в выборе первого места работы и необходимости поиска другой студенты считают наиболее эффективным решением "более ответственно подойти к вопросу выбора первого места работы, т.к. лучше повременить, чем потом исправлять ситуацию".

В ситуации, когда не удастся занять высокостатусную должность, предпочтительно "согласиться на рядовую должность с возможностью роста".

Если не удастся найти работу в престижном учреждении (предприятии, организации), то предпочтительно "трудоустроиться в непрестижное учреждение и искать другую работу".

В ситуации недостаточности практических навыков по своей специальности предпочтительно "пройти стажировку в престижном учреждении".

В ситуации низкой востребованности специалистов данной профессии на рынке труда предпочтительно "повышать свою конкурентоспособность" и "научиться предлагать свой труд".

В распространенной ситуации, когда работодателям нужен специалист с практическим опытом, предпочтительно "трудоустроиться во время обучения и приобретать опыт".

В ситуации несоответствия полученных в вузе знаний тому, что требуется на рынке труда, предпочтительно "подстраиваться под требования на рабочем месте и проявлять готовность всему научиться".

Для преодоления ситуации, когда государственная служба занятости и кадровые агентства предлагают только низкооплачиваемые и/или низкостатусные вакансии, предпочтительно "искать работу по другим каналам, но не соглашаться на низкооплачиваемую работу, которая допустима только как работа по совместительству (например, во время учебы), "согласиться на вакансию с низким статусом", если ситуация требует переезда в другой город, то предпочтительно "искать работу в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, других крупных городах".

В ситуации, когда предлагается работа без социального пакета или с "серой" зарплатой или без официального трудоустройства, этот выбор является предпочтительным, если "зарплата высокая" или "это временное решение проблемы трудоустройства, ситуативный заработок".

В ситуации, когда не принимаются на работу выпускницы с детьми, студентки региональных вузов отдают предпочтение рождению и воспитанию детей - "дети важнее, чем работа и карьера".

В ситуации нежелания трудоустраиваться вследствие разочарования в полученной специальности допустимо "работать не по специальности".

Таким образом, можно сделать следующие обобщения в отношении предпочтительных стратегий поведения в ситуациях трудностей трудоустройства.

Во-первых, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием полученных в вузе знаний, умений и навыков, требованиям, предъявляемым рынком труда, предпочтительно повышать свою конкурентоспособность через: 1) приобретение дополнительного образования в период обучения на дневном отделении; 2) приобретение практического опыта в период обучения на дневном отделении.

Во-вторых, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием социальных ожиданий выпускников предложениям, существующим на рынке труда, предпочтительны следующие варианты поведения: 1) поиск удовлетворительного варианта трудоустройства; 2) временное трудоустройство и поиск другого рабочего места; 3) трудоустройство на низкостатусную должность с возможностью роста; 4) поиск работы в мегаполисах; 5) трудоустройство для получения ситуативного заработка; 6) поиск работы по смежной специальности.

В-третьих, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием индивидуально-личностной готовности выпускников к трудовой деятельности предъявляемым требованиям профессионально-трудовой адаптации, предпочтительны следующие варианты поведения: 1) личностный и коммуникативный рост для получения предпочтительного места работы; 2) личностный конформизм и адаптация к существующему месту работы как к временному.

 

Отвергаемые решения в преодолении проблем трудоустройства


Далее рассмотрим формы отвергаемого поведения, оцененного выпускниками как неэффективное.

Во-первых, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием полученных в вузе знаний, умений и навыков требованиям, предъявляемым рынком труда, отвергаются стратегии повышения своей конкурентоспособности: 1) через продолжение образования в магистратуре или второго высшего образования по смежной специальности; 2) через частное предпринимательство.

Во-вторых, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием социальных ожиданий выпускников предложениям, существующим на рынке труда, отвергаются стратегии следующих вариантов поведения: 1) изменение ситуации в организации, расширение круга своих обязанностей; 2) поиск варианта трудоустройства по специальности, удовлетворяющего требованиям, и в соответствии с полученной квалификацией; 3) трудоустройство на любое рабочее место; 4) отказ от поиска работы, предпочтение пособия по безработице; 5) поиск работы в малом городе или селе; 6) отстаивать свои права на труд.

В-третьих, в ситуациях преодоления трудностей, связанных с несоответствием индивидуально-личностной готовности выпускников к трудовой деятельности предъявляемым требованиям профессионально-трудовой адаптации, отвергаются следующие варианты поведения: 1) отказ от некомфортного места работы; 2) пассивность в поиске рабочего места.

 

Адаптационные стратегии выпускников на рынке труда


Факторный анализ дихотомических утверждений, отражающих варианты решения обозначенных проблем трудоустройства, позволил выделить факторы с факторными весами > 0,6, обозначающие следующие стратегии адаптационного поведения.

1. Стратегия "Самостоятельность и инициативность в поиске работы" раскрывает готовность акцентировать свои сильные стороны и положительные качества, принимать самостоятельные решения, приобретать практический опыт во время обучения, проявлять инициативу в поиске работы; возможность выбора рабочего места, выходящего за рамки специальности; отвержение статуса безработного и рабочего места, предъявляющего требования, которые не соответствуют ожиданиям.

2. Стратегия "Самостоятельность поиска" раскрывает готовность к активному поиску, возможность миграции, предпочтение карьеры семье, нормативно-ценностную конформность, ответственность за качество своей профессиональной подготовки; отвергается рабочее место без перспектив карьерного роста.

3. Стратегия "Делегирование ответственности за трудоустройство" раскрывает готовность к делегированию ответственности за трудоустройство работодателю, референтной группе, кадровым агентствам, государственной службе занятости, учебному заведению.

4. Стратегия "Поиск временного места работы" раскрывает готовность к следующим компромиссам при поиске работы: временное решение проблемы трудоустройства, ситуативный заработок, временное трудоустройство при одновременном поиске другого рабочего места, поиск работы не в соответствии с полученной квалификацией. Раскрывает отказ от нетворческой, низкостатусной работы, работы в непрестижном учреждении.

5. Стратегия "Поиск любого рабочего места" раскрывает готовность к трудоустройству на любое рабочее место, в том числе оцененное как неинтересное, не в соответствии с полученной специальностью, временное, низкостатусное, в непрестижной организации, в малом городе или селе, но при этом присутствуют решение повышения квалификации, получения второго высшего образования и ожидание возможностей карьерного роста.

6. Стратегия "Отказ от предлагаемого рабочего места" раскрывает неприемлемость следующих характеристик рабочего места: низкая зарплата, трудоустройство без "социального пакета", трудоустройство на рабочее место с "серой" зарплатой, выполнение работы без официального трудоустройства.

7. Стратегия "Направленность на изменение условий" раскрывает готовность к творческой активности, инициативе, направленной на изменение сложившейся ситуации: расширить сферы должностных обязанностей, пройти стажировку в престижном учреждении, трудоустроиться во время обучения и приобретать опыт, искать работу в крупных городах, работу с низкой зарплатой рассматривать как работу по совместительству в период обучения.

Таким образом, можно выделить следующие поведенческие стратегии, которые в оценках современной студенческой молодежи наиболее эффективны. Во-первых, это стратегия немедленного достижения поставленной цели, которая подразумевает повышение своей конкурентоспособности следующими путями: совершенствование образовательной подготовки; приобретение практического опыта в период обучения на дневном отделении; совершенствование индивидуально-личностных качеств и коммуникации, проявление активности.

Во-вторых, это стратегия отсроченного или компромиссного достижения поставленной цели, которая включает в себя следующий поведенческий репертуар: временное трудоустройство и поиск другого рабочего места; трудоустройство на низкостатусную должность с возможностью роста или для получения ситуативного заработка; поиск работы в мегаполисах; поиск работы по смежной специальности; личностный конформизм и адаптация к временному месту работы.

Также определены поведенческие стратегии, которые в оценках студентов неэффективны и малоприемлемы. Во-первых, неприемлемы стратегия отказа от поставленной цели, которая реализуется в пассивном ожидании рабочего места, или отказа от первоначально заявленных притязаний, миграция в малый город или село, предпочтение пособия по безработице.

Во-вторых, неприемлема и неэффективна стратегия изменения объективной ситуации, которая может быть реализуема в проявлении инициативы в пределах учреждения для расширения или изменения сферы своих обязанностей в соответствии с полученной квалификацией, а также реализуема в формате протестной активности.

 

О чем говорят. Каждый пятый соискатель боится работодателя

Опрос портала CAREER.RU показал, что большинство выпускников вузов боятся проходить собеседования с работодателем. Так, 45% респондентов пугают возможные вопросы по специальности, на которые они не смогут дать ответы; 36% сомневаются, что у них получится достаточно хорошо себя презентовать; 31% страшатся самого волнения и дрожи; 29% боятся не учесть важную информацию в рассказе о себе, а 24% не уверены, что смогут корректно выразить свои достоинства и недостатки. Сказать глупость боятся 19% опрошенных, выглядеть нереспектабельно - 17%. Каждый пятый (18%) страшится встречи с первыми лицами компании, а 14% - задач на логику, не имеющих отношения к профессии.

Примечательно, что самыми пугливыми оказались гуманитарии (только 5% из них ничего не боятся), а самыми храбрыми - медики (27% указали, что никаких страхов не имеют).

Несмотря на все свои страхи, основательно готовятся к встрече с работодателем и проговаривают презентационную речь вслух лишь 10% выпускников. 56% опрошенных затрачивают на подготовку не более 15 минут, лишь прокручивая основные вехи выступления в голове.


Библиографический список


1. Мальцева А.В. Использование современных методов и технологий анализа данных для принятия управленческих решений (на примере решения задачи сегментации рынка труда) // Вестник Евразийской академии административных наук. 2010. N 4. С. 27 - 40.

2. Мальцева А.В. Теоретические основания изучения и результаты эмпирического социологического исследования установок населения в отношении трудового поведения // Вестник Орловского государственного университета. 2010. N 6. С. 79 - 84.

3. Шилкина Н.Е. Основания типизации социального поведения и понятийный аппарат исследования социального поведения в социологии // Социология в современном мире: наука, образование, творчество: Сб. статей / Под ред. Е.А. Попова. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 180 - 187.

Н.Шилкина

Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (03.02.2016)
Просмотров: 207 | Теги: выпускник Вуза | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь