Суббота, 30.05.2020, 05:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОСЕЛЕНЧЕСКИМИ БИБЛИОТЕКАМИ: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

О. Ю.Мурашко, И. Г.Фоменко

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОСЕЛЕНЧЕСКИМИ БИБЛИОТЕКАМИ: АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

Уникальное социокультурное развитие российских территорий актуализирует осознание места, роли и значения библиотечно-информационных сельских организаций, которые в соответствии с реалиями нашего времени трансформируются и всё чаще становятся ведущими культуросозидательными субъектами стратегического развития территорий, партнёрских отношений в местных сообществах.

Осуществление необходимой модернизации библиотечных организаций требует чёткого определения целей библиотеки и наиболее рациональных путей их достижения путём эффективного распределения и использования изменяющихся ресурсов.

Проблемная ситуация сегодняшнего дня заключается в том, что устойчивое поступательное развитие библиотеки требует организационной стабильности, интегративного сохранения вкупе с осуществлением её объективной изменчивости. Данный факт обуславливает необходимость теоретического осознания и практического внедрения стратегического управления библиотеками сельских поселений.

Авторами разработаны индикаторы, позволяющие подтвердить эффективность стратегического развития библиотеки муниципального образования. Следствием вышеизложенных предложений является представленное новое определение методологического подхода к реализации стратегического управления библиотекой - функционально-структурный адаптивный подход. Применение данного подхода, по мнению авторов, позволяет библиотеке сельского поселения эффективно функционировать в качестве социальной уникальной системы, способной к инновационному обновлению, выбору обоснованных приоритетов при рациональной концентрации ресурсов.

Ключевые слова: стратегическое управление, поселенческая библиотека, библиотечная политика, адаптация, эффективность, инновационное развитие, социокультурная сфера.
 

История развития стратегического управления условно подразделяется на два этапа: концептуальный (общий) и практический (специфически ориентированный). Относительно библиотечной отрасли первая научная публикация о применении стратегии в планировании для библиотек, обнародованная в 1984 году, принадлежит американскому библиотековеду Д. Риггсу. Исследователь констатировал факт того, что стратегическое планирование ориентируется на будущее развитие библиотеки и приобретает особую важность в условиях нестабильности внешней среды. Инициатором применения стратегического планирования в библиотечной сфере стала Библиотека Британского музея, опубликовавшая развёрнутый план своей деятельности в 1985 году. Документ вызвал неподдельный интерес у специалистов библиотечного дела во многих странах, следствием чего стало поступательное внедрение стратегического планирования в ряде крупных библиотек мира. На 57-ой сессии ИФЛА (Москва, 1991) этому вопросу было посвящено специальное заседание, а в среднесрочной программе ИФЛА стратегическое планирование было включено в число важнейших проблем библиотечного дела [9, с. 11].

Одним из первых разработчиков концепции стратегического планирования в российском библиотековедении является выдающийся практик и теоретик отечественного и международного библиотечного дела Н. И. Тюлина. По её мнению, усиление значимости стратегического планирования в современных российских условиях связано, с одной стороны, с неуклонным усложнением информационных потребностей общества, непрерывным ростом цен на документы, необходимостью модернизации технологической базы, с другой стороны, со значительной ограниченностью ресурсной базы библиотек.

Осуществление необходимой модернизации библиотечных организаций требует чёткого определения целей библиотеки и определения наиболее рациональных путей их достижения путём эффективного распределения и использование изменяющихся ресурсов [4, с. 52].

Библиотеки, так же как и другие институты социума, осваивают процессы социальной модернизации, во многом опираясь на базовые принципы одного из классиков теории управления И. Ансоффа [1]. Согласно концепции стратегического управления, предложенной учёным, необходимость пересмотра ключевых позиций управления объектами основана на объективных потребностях общества, постоянно трансформирующихся и требующих адекватного отражения в теории и практике управления. Методология теории основана на анализе двух взаимодополняемых подсистем управления.

К первой подсистеме относится управление реальными и потенциальными возможностями, включающее анализ и выбор стратегической позиции, то есть «запланированная стратегия».

Вторая подсистема представляет собой оперативное управление проблемами в реальном масштабе времени, позволяющее организации реагировать на неожиданные изменения, то есть «реализуемая стратегия» [1].

В деятельности библиотек, выбирающих путь устойчивого поступательного развития, чётко прослеживаются элементы стратегического планирования, соответствующие классическим трудам И. Ансоффа. Буквально «на наших глазах» библиотечные организации, выполняя возложенные социумом на них функции, переориентируют приоритеты управления. Пристальное внимание к внутрибиблиотечной системе управления существенно дополняется всесторонним изучением внешних систем (наиболее чувствительно отражающим специфику и характер изменений социума), благодаря чему возможно проведение корреляционных реформ в микросфере библиотеки.

На протяжении длительного времени необходимость стратегического управления осознавалась исключительно управленцами крупных библиотек, одним из представителей которых являлся Н. Карташов, в теоретическом наследии которого актуальным остаётся учение о региональном развитии библиотечной отрасли [5]. Динамика изменения внешнего пространства, его современные кризисы и вызовы (чаще всего агрессивные по отношению к традиционным формам управления) ведут к тому, что необходимость применения методов и инструментов стратегического управления начинают осознавать и осваивать всё большее число менеджеров среднего уровня, в который относительно библиотечных организаций мы включаем заведующих модельными библиотеками сельских поселений.

Согласно видению одного из основоположников маркетингового подхода в российском библиотековедении И. М. Сусловой, стратегическое планирование обеспечивает решение трёх комплексных управленческих стратегических задач. Во-первых, установление реальных возможностей библиотеки (определение сильных и слабых сторон, финансового состояния, уровня профессионализма коллектива, наличие «портфеля» новых разработок). Во-вторых, осуществляется определение реальных целей, которое заключается в оценке внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность библиотеки, в-третьих, происходит выявление способов достижения цели, разработка основных задач, ресурсов, необходимых затрат, алгоритма действий сотрудников в заданном направлении для решения поставленных задач [9].

Обращение к наследию И. М. Сусловой является подтверждающим аргументом в пользу применения стратегии управления поселенческими библиотеками, рассмотрения стратегического управления в качестве связующего звена между библиотекой и внешней средой, необходимого для обеспечения в данной социальной системе вариативности, гибкости, адаптации к тенденциям изменения социокультурной среды. Проблемная ситуация сегодняшнего дня заключается в том, что устойчивое поступательное развитие библиотеки требует организационной стабильности, интегративного сохранения вкупе с осуществлением её объективной изменчивости. Данный факт обуславливает необходимость теоретического осознания и практического внедрения стратегического управления библиотеками сельских поселений.

Уникальное социокультурное развитие российских территорий актуализирует осознание места, роли и значения биб- лиотечно-информационных сельских организаций, которые в соответствии с реалиями нашего времени трансформируются и всё чаще становятся ведущими культуросо- зидательными субъектами стратегического развития территорий, партнёрских отношений в местных сообществах [5].

В пользу этого свидетельствует уже ставший историческим опыт, представленный в работе Г. А. Райковой «Сельские библиотеки». Автор не только объективно излагает основные негативные изменения, происходящие в библиотеках указанного уровня, но и представляет позитивный практический опыт проявления инициатив профессионального сообщества библиотекарей. Социальный статус сельской библиотеки-филиала может соответствовать статусу информационного, культурного и образовательного центра сельского поселения, равноправного партнёра органов государственного управления всех уровней, спонсоров, общественных организаций и производственных структур [8, с. 223-243].

Опыт реализации регионального проекта «Информационное поле орловского агрария», партнёрами которого были Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Центральная научная сельскохозяйственная библиотека Россельхозакадемии, Орловская публичная областная научная библиотека имени И. А. Бунина, Управление культуры и искусства Орловской области, центральные районные и сельские библиотеки Орловской области, свидетельствует о возможностях тактического содержательного наполнения стратегии развития информационного пространства региона, в том числе и силами библиотек низового уровня [6, с. 54].

Объективные риски внешней среды (финансовые, социальные, информационные, демографические и другие) требуют обоснованного выбора стратегий развития библиотеки сельского поселения в рамках легитимного правового поля, адекватного выбора миссии библиотеки и адекватных социальных технологий для решения. Основываясь на чётко выверенном представлении о будущем, в рамках стратегического развития возможны построение оперативного плана; разработка возможности манёв
ра, применение реактивного реагирования, принятия решения упреждающего характера, программирование партнёрства в качестве субъекта развития внешней среды [1].

Подробнее рассмотрим сравнительную характеристику оперативного и стратегического управления в таблице 1.

Таблица 1
Характеристика оперативного управления библиотечной организацией Характеристика стратегического управления библиотечной организацией

Таким образом, на первый план выходит определение ключевых опорных точек жизнеспособной стратегии, по которым сверяется оперативное (тактическое) управление. Представляется, что в качестве показателей эффективности стратегического развития поселенческой библиотеки могут выступать следующие индикаторы (см. таблицу 2).

Таблица 2
Индикаторы эффективности стратегического плана развития библиотеки

Данные индикаторы могут служить для определения основных «точек роста» библиотеки, выбора вектора её направленности и определения тех функций деятельности, которые требуют корректировки. Например, средний образовательный уровень сотрудников библиотеки для качественного содержательного библиотечного обслуживания не может быть ниже среднего уровня образования обслуживаемого населения.

В теории стратегического управления исследователями выделяется целый ряд подходов, претендующих на его методологическую основу. Наиболее часто используемыми являются системный, целевой, ситуационный, технологический и другие. При безусловной необходимости сочетания данных подходов, позволяющих в полной мере реализовать возможности той или иной стратегии на определённом этапе развития библиотеки, необходимо определение наиболее актуального в современный период.

Прежде всего, необходимо учитывать функциональное содержание организационного процесса деятельности, разработку его структуры и действий, адекватных определённому функционалу. Формируемый с учётом вышеуказанных требований методологический подход мы будем определять как функционально-структурный подход к реализации стратегического управления библиотекой с целью её развития и формирования устойчивых связей между ней и другими субъектами социума.

В качестве примера приведём функционально-содержательный анализ основных направлений деятельности поселенческих библиотек Белгородской области [7, с. 21] (см. таблицу 3).

Таблица3
Функционально-содержательный анализ деятельности поселенческих библиотек Белгородской области

При анализе ключевых этапов определения и развития данного подхода условно их можно определить в виде логической цепочки «миссия - цели - функциональные решения - ресурсы». Наиболее важным качеством данного подхода, на наш взгляд, является его адаптивность к конкретным условиям, в которых поселенческая библиотека не только реализует имеющиеся, как правило, ограниченные ресурсы, но и привлекает ресурсы внешних источников, например, при реализации информационной или краеведческой деятельности, что получило новый импульс в прошедший Год добровольца и волонтёра. Сотрудники Малиновской поселенческой модельной библиотеки Белгородского района стали инициаторами реализации востребованных программ обучения представителей среднего и старшего поколения работе с компьютерной техникой «Компьютерная АЗБУКА», «Соло на клавиатуре». В библиотеке Стрелецкого сельского поселения Белгородского района Белгородской области в социальном проекте «БИБлиоДОБРО», добровольцы принимают участие в надомном обслуживании лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Сотрудниками библиотеки п. Маслова Пристань Шебекинского района Белгородской области и жителями села создан мини-этнографический музей. Несвойственную ранее задачу персонификации выдающихся земляков выполняет по собственной инициативе всё большее количество библиотек, что, безусловно, сказывается на культурной, исторической идентификации, определении национального самосознания жителей. Расширение ассортимента библио- течно-информационных услуг и продуктов в сельской библиотеке становится возможным за счёт активного освоения потенциала виртуального информационного пространства, например, использования электронных коллекций документов ведущих библиотек Российской Федерации. Одним из примеров социокультурной деятельности библиотек региона, направленных на устранение информационного разрыва между городом и деревней, является успешно реализуемый на протяжении последних трёх лет проект Университет третьего возраста «55+» (МКУК «Чернянская центральная районная библиотека»). Целью проекта является обучение компьютерной грамотности, пользованию гаджетами, мобильными приложениями и т.д. населения района пенсионного возраста.

Отличительной особенностью деятельности библиотек сельских поселений в последние годы становится системность, целостность развития, постепенная замена оперативного мышления на стратегическое, достижение синергетического эффекта и личностно ориентированный культурологический подход к развитию человеческого потенциала сельской местности.

Вышеизложенное характеризует новый тип управленческого поведения библиотек, осмысление положительных результатов развития, которые оправдывают стратегии целенаправленного стремления к позитивным изменениям.

В ходе реализации стратегического видения библиотечная организация представляется обновлённой, эффективно функционирующей системой, способной адаптироваться к предстоящим внешним неблагоприятным факторам. Исходя из того, что предпринимательское поведение - совокупность поступков по активному приспособлению субъектов к трудно прогнозируемой или непредсказуемой ситуации, существуют основания утверждать, что мы наблюдаем в библиотеках реализацию новой функции, связанной с предпринимательским типом поведения в вопросах управления. Эволюционные исследования создают условия для формирования полезной методологии в дополнение к общепринятым методам исследования [11]. В результате стихийного воздействия рыночной среды часто хаотично создаются инновационные прорывы, которые нарушают стандартное равновесие традиционной библиотечной сферы, однако они не могут служить бесспорным подтверждением успешного «вхождения» библиотеки в субъекты рынка без адекватного изучения и интерпретации полученных результатов.

Примечания

1. Ансофф И. Стратегическое управление : пер. с англ. / науч. ред. Л. И. Евенко. Москва : Экономика, 1989. 519 с.
2. Библиотечная деятельность [Электронный ресурс] // Управление культуры Белгородской области : [веб-сайт]. URL: http://belkult.ru/culture/concerthall/24
3. Дивинский В. Б. Эволюция стратегического управления библиотечной деятельностью [Электрон ный ресурс] : Аналитический обзор. URL: http://www.gpntb.ru/win/ntb/ntb99/10/f10_02.html
4. Ильяева И. А., Маркова В. Н. Стратегическое управление библиотекой : учебно-методическое пособие. Москва : КНОРУС, 2008. 184 с.
5. Карташов Н. С. Региональное библиотековедение : научно-практическое пособие. Москва : Либерея, 2005. 224 с.
6. Мурашко О. Ю. Развитие социального партнерства библиотек в пространстве кластера: опыт библиотек Белгородской области // Библиосфера. 2016. № 3. С. 95-100.
7. Мурашко О. Ю., Александрова А. Б. Прогностическая деятельность современной поселенческой библиотеки : монография. Москва : Литера, 2016. 96 с.
8. Райкова Г. А. Сельские библиотеки: состояние и перспективы // Библиотечное дело. 2003. № 2. С. 223-243.
9. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотекой. Москва : МЦБС, 2008. 96 с.
10. Thomas E. J. (1978) Generating Innovation in Social Work: The Paradigm of Developmental Research. Journal of Social Service Research. No. 2(1). P. 95. (In English)
11. Thomas E. J. (1980) Mousetraps, Developmental Research and Social Work Education. Journal Social Service Review. No 52(3). Pp. 468-483. (In English)

Источник: Мурашко О. Ю., Фоменко И. Г. Стратегическое управление поселенческими библиотеками: аспекты проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 4 (90). С. 128-138.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.05.2020)
Просмотров: 22 | Теги: библиотека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь