Пятница, 09.12.2016, 16:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ОБ ИННОВАЦИЯХ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ОБ ИННОВАЦИЯХ МЯСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В.Г.Поцелуев
Волгоградский государственный аграрный университет

В научной статье представлено обоснование актуальности развития методологии составления интегрированных отчетов мясоперерабатывающего сектора группы компаний посредством формирования и раскрытия информации об инновационной стратегии, инновационных продуктах, затратах на инновации. Выявлено значение раскрытия информации об инновациях для стейкхолдеров. Представлен анализ раскрытия информации об инновациях агропромышленными холдингами Волгоградской области. Определены аспекты концепции устойчивого развития предприятий в части инновационного фактора создания стоимости продукта. Разработаны подходы к формированию стратегического отчета об инновациях в рамках единого интегрированного отчета и предложены этапы подготовки стратегического отчета в соответствии с концепцией интегрированной отчетности. Рекомендована формализованная система раскрытия и представления информации об инновациях. Представлены показатели, которые можно отразить в примечаниях к интегрированной отчетности для повышения ее релевантности и эффективности информации.

The article presents the rationale for relevance development of methodologies for the design of integrated reports meat processing sector of the group of companies through the submission and disclosure of innovation strategy, innovative products, the costs of innovation. Identified the importance of disclosure of information about the innovation to the stakeholders. Presents an analysis of information disclosure about innovation of agro-industrial enterprises of the Volgograd region. Defined aspects of the concept of sustainable development of the enterprises in terms of innovation factor in the value creation of the product. Developed approaches to forming strategic report on innovations within a single integrated report and the proposed stages of preparing a strategic report in accordance with the concept of integrated reporting. Recommended to introduce a formal system of disclosure and presentation of information about innovation. Presents indicators that can be included in the notes for integrated reporting to enhance its relevance and effectiveness information.

Ключевые слова: инновации, затраты на инновации, интегрированная отчетность, формализованная система подготовки информации об инновациях, развитие методологии интегрированной отчетности, управленческий учет инноваций, концепция устойчивого развития, мясоперерабатывающие предприятия.
 

Введение. В современных условиях бухгалтерская отчетность крупных диверсифицированных агропромышленных компаний как элемент эффективного менеджмента должна быть принципиально другого (более высокого) уровня и другого качества [3; 6]. В 2013...2015 годах произошли принципиальные изменения норм корпоративной отчетности в мире и в России: публикация версии G4 (GRI) Руководства по отчетности в области устойчивого развития; разработан и вступил в действие Международный стандарт интегрированной отчетности; изменены Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards), а также стандарты управленческого учета (Institute of Management Accountants (IMA)) в части унификации подходов в глобальном масштабе [2, 4, 10].

В текущих исследованиях в области бухгалтерского учета была разработана и рекомендована к использованию концепция и элементы методологии интегрированной отчетности [2, 6]. Кроме этого, были обозначены перспективы применения интегрированных отчетов в учетной практике агропромышленных холдингов [10].

В современных условиях доказана необходимость выделения отдельной подсистемы инновационного учета. Экономическую устойчивость рассматривают как научную категорию, которая отражает сущность особого состояния хозяйственной системы в сложной рыночной среде [1, 8]. Но практически отсутствует инструментарий по раскрытию информации об инновационной деятельности в отчетности. Традиционных методов управления и контроля за устойчивым развитием через баланс активов и обязательств становится недостаточно. Мы считаем, что критичным условием устойчивого развития субъекта агробизнеса является синергетическое взаимодействие ряда компонентов. Центральное место, по нашему мнению, должен занимать инновационный фактор. Устойчивое развитие должно обеспечить эффективность производства, в которую следует включать получение максимальной прибыли, рост стоимости бизнеса, бизнес- модель, бизнес-стратегию, факторы рыночной компетенции, снижение рисков сокращения масштабов экономического роста.

Мы считаем, что появились научные доказательства того, что необходимо измерять влияние не только финансовых аспектов инновационного развития компании, но и существенные нефинансовые факторы (социальные инновации, экологические инновации, инновационная модель) [3, 5]. Причем, компании должны не только измерять, но и управлять этими процессами. На современном этапе существующий механизм отчетности не совсем адекватен сегодняшней ситуации, потому что он раскрывает информацию о том, хорошо или нет идут дела у компании с финансовой стороны. А отчет об инновациях в рамках концепции устойчивого развития выступает в роли дополнения, который не обязательно говорит нам о том, как это может повлиять на будущую результативность компании, в том числе финансовую. Соответственно, агрохолдинги хотят быть значительно более эффективными в своей отчетности, раскрывать информацию об инновационном продукте, рисках и инновационном потенциале, с которыми они столкнутся в долгосрочной перспективе.

Компании, которые формируют интегрированный отчет, отмечают эффективность учетного процесса как с внутренней (один цикл, интеграция подразделений) стороны, так и с внешней стороны (инновационный вид отчетности, раскрытие всех аспектов). Предполагаем, что чем больше ваших стейкхолдеров узнают об инновационных продуктах и затратах на их создание, тем лучше это отразится на компании с маркетинговой точки зрения.

Материалы и методы исследования. На современном этапе существует задача развития методологии формирования интегрированной отчетности крупных интегрированных структур, а в частности разработка методов и способов получения информации для отчетов, для этого необходимо решить проблему эффективного раскрытия релевантной информации об инновациях компании как важного элемента концепции интегрированной отчетности [2, 7, 9].

В качестве базовых методов исследования мы применяем содержательно- контекстный подход, для воплощения которого проанализируем явления и процессы, связанные с концепцией устойчивого развития, инновационной деятельностью мясоперерабатывающих предприятий процессом подготовки интегрированной отчетности, выявляем комплекс их элементов и взаимосвязь между элементами, определяющими концепцию интегрированной отчетности. При этом важно представить характер и периметр взаимодействия, определить процессы гармонизации данных разных учетных систем. В основу метода положены наблюдения, анализ и синтез теоретических заключений по теме исследования.

Другим подходом будем считать формализованный подход, который помогает установить устойчивые связи между элементами согласованно-интегрированного учета через унифицированный алгоритм организации системы учета затрат на инновационные продукты. Формальная методология подготовки стратегического отчета об инновациях в рамках интегрированной отчетности связана с анализом методов исследования с точки зрения логической структуры и формализованных подходов к построению теоретического знания, его истинности и аргументированности.

Результаты и обсуждение. Мы считаем, что интегрированный отчет обеспечивает пользователей как финансовой, так и нефинансовой информацией о стратегии компании, ее достижениях, стиле управления. На основе Международного стандарта по интегрированной отчетности рекомендуем ввести в отчет раздел «инновации», так как мясоперерабатывающему сегменту необходимо дать пояснения к своей инновационной деятельности, и к тому, как достигается создание стоимости инновационного продукта в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном периодах.

Хотя стандартной формы интегрированного отчета не существует, но Международный комитет по интегрированной отчетности сформулировал базовые принципы, которыми следует руководствоваться при его составлении. Стоит отметить, что интегрированная отчетность - новое веяние в мире финансов, и на практике ее механизм еще недостаточно проработан. Для компаний, которые не боятся экспериментировать и внедрять инновации, это шанс расширить свои возможности [4;10]. Важно отметить, что из-за большого числа источников отчетной информации, постоянного усложнения и увеличения объемов отчетности, нехватки важных сведений и включения ненужных данных создается впечатление, что деятельность компании непрозрачна. Это создает проблемы не только составителям отчетности, но и широкому кругу заинтересованных сторон.

Анализ раскрытия информации об инновациях агропромышленными холдингами и мясокомбинатами Волгоградской области представлен в таблице 1. Можно отметить низкий уровень представления информации об инновационной деятельности в отчетах и наличия системы управленческого учета затрат на инновации (не более 50 %).

Таблица 1 - Анализ раскрытия информации об инновациях агропромышленными холдингами и
мясокомбинатами Волгоградской области

 
        

Рисунок 1 - Процесс дорожного картирования по реализации процесса формирования раздела «инновации» интегрированного отчета группы компаний

Для формирования подходов к раскрытию информации об инновациях мы определим инновации в мясопереработке как сложную и диверсифицированную деятельность со многими взаимодействующими компонентами. Большинство продуктов и процессов, их создающих, являются сложными системами [7, 8].

Центральным звеном подраздела «инновации» интегрированного отчета является раскрытие информации о цепочке создания стоимости инновационного продукта одновременно для мясокомбината, для потребителя и для стейкхолдера. Инновационный фактор способствует устойчивому развитию экономики предприятия. Инновации - это креативный фактор стоимости и фактор интенсификации роста без ограничений.

При этом, инновационная эффективность роста - это инновации в области естественного расширения и развития сфер деятельности когерентного с новейшими разработками экономического роста.

Далее определим предпосылки становления подсистемы «учет инноваций». Во- первых, устойчивое развитие - цель прогресса. Развитие инновационной деятельности можно отнести к базису развития и фактору, который обеспечивает более сильную конкурентную позицию. Инновационный фактор должен быть объектом управления и объектами риска [1, 8].

Инновационный фактор необходимо включать в систему информационного обеспечения и ведения деловой активности, то есть в систему интегрированного учета и отчетности как объекты финансового учета и драйверы стоимости. Учет и отражение инноваций в отчете даст возможность получать более полную и объективную информацию для стейкхолдеров (ввод в тему, анализ, комплексная диагностика бизнеса).

По нашему мнению, устойчивое развитие предприятия для целей корпоративного учета - это комплексное понятие, включающее обеспечение потребностей стейкхолдеров через согласование образа производственной и сбытовой деятельности с инновационным, социальным и экологическим потенциалом территории с учетом раскрытий определенных ограничений в эксплуатации инноваций, природных и человеческих ресурсов.

В научной работе мы представляем ряд рекомендаций по формированию содержания стратегического отчета об инновациях.

Во-первых, мы предлагаем раскрывать то, что необходимо для создания ценности инновации, то есть цепочку приращения стоимости - это модель, которая помогает проанализировать конкретные действия фирмы по созданию ценности инновации и конкурентного преимущества за счет ее внедрения.

Во-вторых, раскрытие элементов цепочки приращения стоимости инновации:
- транспортно-заготовительный сегмент (получение, хранение, контроль запасов, планирование транспортных операций);
- исследования и разработка продукта (обработка, упаковка, сборка, обслуживание оборудования, тестирование);
- действия, создающие ценность, то есть преобразовывают инвестиции в итоговый инновационный продукт);
- сегмент отгрузки продукта (доставка продукта клиентам, инновации хранения на складах, исполнение пакета заказов, перевозка, управление дистрибуцией);
- маркетинг и реализация продукта (выбор инновационного канала сбыта, реклама, продвижение, продажи, ценообразование, менеджмент продаж);
- сервисные услуги (раскрытие действий, повышающих ценность продукта - клиентская поддержка, тренинг, модернизация).

В-третьих, инновационная поддержка бизнеса (закупки сырья, сервис, развитие технологии для поддержки действий в цепочке приращения стоимости, то есть НИОКиТР, автоматизация процессов производства, дизайн инноваций; управление человеческими ресурсами (инновации при подборе персонала, развитие, поиск талантливых кадров), а также развитие инфраструктуры фирмы (общее руководство, менеджмент, бухгалтерский учет, управление качеством).

Важным аспектом, по нашему мнению, является раскрытие информации по созданию преимущества по издержкам на инновации на основе цепочки приращения стоимости. При этом холдинг может создавать преимущество по издержкам: 1) путем снижения затрат индивидуальных элементов цепочки приращения стоимости, или 2) путем реконфигурирования цепочки приращения стоимости.

По нашему мнению, в интегрированном отчете необходимо показать преимущество инноваций для инвесторов. Преимущество по издержкам может быть создано путем снижения затрат основных элементов цепочки, но также и путем снижения затрат элементов технической поддержки. За последнее время многие компании достигли преимущества по издержкам с помощью эффективного использования информационных технологий и разработке инновационных продуктов.

Мы предлагаем раскрыть в интегрированном отчете цепочку приращения стоимости инновационного продукта сектора мясопереработки, на основе которой можно проводить анализ затрат путем группировки затрат элементам цепочки приращения стоимости.

Таблица 2 - Основные показатели, рекомендуемые к раскрытию     в интегрированном отчете (раздел «инновации»)    

В примечаниях к интегрированному отчету рекомендуем раскрыть информацию на основе принципов целесообразности, полноты и достоверности информации по четырем группам: 1. Учет и верификация затрат на инновации (затраты на НИОКТР в объеме продаж, затраты на лицензии, резервы на исследования); 2. Показатели, раскрывающие динамику инновационной деятельности (индекс инноваций (TAT); сроки разработки продукта и технологии; 3. Показатели обновления (количество разработок и внедрения бизнес-процессов, приобретенные инновации); 4. Организационные показатели (состав и номенклатура подразделений, генерирующих инновации, структурный состав и количество персонала, занятого НИОКТР).

На основе десяти факторов затрат, относящихся к цепочке приращения стоимости, мы формируем основные показатели, рекомендуемые к раскрытию в отчете, особое внимание уделив институциональным факторам.
Заключение. По нашему мнению, инновационная стратегия - это как общий вектор инновационной деятельности компании, так и совокупность стратегий по каждому ключевому направлению бизнеса (операционному сегменту).
Инновационная стратегия должна быть нацелена на рост устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Мы представляем авторские рекомендации по организации мероприятий процесса подготовки текста стратегического отчета об инновациях агрохолдинга.

Во-первых, важно определить объем рекомендуемых процедур, то есть провести анализ деятельности компаний-конкурентов и анализ раскрытий ими информации об инновационной стратегии, а также объяснить менеджменту процесс формирования раскрытий.

Во-вторых, сформировать группу по раскрытию информации об инновациях (бухгалтер, технолог, отдел НИОКТР, эколог, профильные менеджеры, руководители операционных сегментов).

В-третьих, определение содержания и структуры отчета
-    вопросы инновационной деятельности (отраслевой, технический, географический, региональный контекст устойчивого развития) и оценка стратегии, в том числе ключевые показатели результативности; планы инновационного развития компании. Важно, чтобы к формированию отчета привлекались стейкхолдеры, чтобы качественно были определены ключевые разделы и подразделы на основе этапа «содержание отчета» и были распределены зоны ответственности и расчет ресурсов для формирования отдельного раздела

Библиографический список

1. Балашова, Н.Н. Аспекты учета вложений в инновационные продукты мясоперерабатывающих предприятий АПК по правилам МСФО [Текст]/ Н.Н. Балашова, В.Г. Поцелуев, В.А. Мелихов //Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - №2.- С. 33-35.
2. Балашова, Н.Н. Синхронизация системы финансовой и управленческой отчетности агрохолдинга на основе интеграции оперативных сегментных статей [Текст]/Н.Н. Балашова, Е.Ф. Перепелкина, В.А. Мелихов //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: экономика. - 2015. - №2. - С. 107-118.;
3. Ендовицкий Д.А. Методологические положения современной концепции корпоративного учета [Текст] /Д.А. Ендовицкий, Н.Г. Сапожникова// Финансовый бизнес. - 2009. - №3. - С. 37-41.
4. Международный стандарт интегрированной отчетности Url [Электронный ресурс] : http: //ir.org.ru/ attachments /article/108/13-12-08 - The-international - IR framework. docx_en- US_ru-RU.pdf (Дата обращения 11.02.2014);
5. Мелихов, В.А. Учетно-аналитическое обеспечение управления производством на предприятиях мясоперерабатывающей промышленности [Текст]: диссертация на соискание степени кандидата экономических наук / В.А. Мелихов. - 2004. - 186 с.;
6. Плотников, В.С. Бизнес-учет и интегрированная отчетность [Текст] /В.С. Плотников, О.В. Плотникова//Международный бухгалтерский учет. - 2014. - №13. - С. 25-34.
7. Поцелуев, В.Г. Совершенствование учетного обеспечения затрат на инновации мясоперерабатывающих предприятий [Текст] /В.Г. Поцелуев //Известия Нижневолжского аграрного университетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2012. - №2. С. 233-238.
8. Саенко, К.С. Инновационный и экологический учет: предпосылки и общие принципы их становления и развития [Текст]/К.С. Саенко// Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 5.- С. 47-48;
9. Саенко, К.С. Формирование и использование в управлении бизнесом предприятия отчетных показателей об инновационной деятельности [Текст]/К.С. Саенко// Управленческий учет. - 2014. - №4. - С.12-21;
10. Ovchinnikov A. S. Monitoring of Integrated Accounts Rendering and Non-Financial Information Disclosure to Agricultural Holdings (on the Basis of the Volgograd Region)/ A. S. Ovchinnikov, A. N. Tseplyaev, N. N. Balashova, E. Silerova, V. A. Melikhov// Agris on-line Papers in Economics and Informatics, 2014 number 4. С. 89-100.
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 4 (40), 2015

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (17.02.2016)
Просмотров: 203 | Теги: мясной, инновации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016