Суббота, 14.12.2019, 16:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОВЛАДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ СТУДЕНТОВ

Шувалов А.М., Самоуков А.Ф.

СТИМУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ОВЛАДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ СТУДЕНТОВ

В статье рассматриваются вопросы развития профессиональной познавательной активности студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Выявлены приоритетные когнитивные способности и компетенции обучаемых. Разработаны компоненты структуры стимулирующего занятия по физической культуре: формирование эвристических алгоритмов ознакомления и разучивания упражнений, приемов и действий, реализация самостоятельных практик тренировки, рефлексия студентов. Представлены результаты исследования, характеризующие эффективность когнитивно-познавательной формы организации физкультурно-спортивной деятельности в овладении студентами общими и профессиональными компетенциями. Установлено, что эффективность образовательного процесса будущих специалистов управления может быть значительно повышена за счет стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности как ведущего мотива образовательного процесса. При этом побуждающая направленность обучения способствует формированию способности студентов к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций.

Ключевые слова: профессиональная познавательная активность, профессиональные компетенции специалиста управленческой деятельности, физкультурно-спортивная деятельность.


Введение. Оптимизация образовательного процесса в условиях многоуровневого высшего профессионального образования требует деятельностного подхода к подготовке специалиста, переноса акцента с процесса предметного усвоения знаний к формированию познавательной активности студента в овладении им практиками профессиональной деловой коммуникации. Наибольший эффект в реализации образовательных технологий достигается при условии интеллектуальной активности обучаемых в освоении профессиональных знаний, производственных практик, творческих приемов и способов работы. В этой связи в результате проведенных психолого-педагогических исследований накоплен обширный эмпирический материал, раскрывающий сущность средств, методов, методик и технологий образовательного процесса, направленного на стимулирование профессионально-познавательной активности студентов вузов государственной службы при освоении ими специальных и профильных дисциплин [5].

Вместе с тем на позитивные тенденции совершенствования активизации познания студентов при овладении ими избранной профессией негативное влияние оказывает фактор недооценки участниками образовательного процесса значимости непрофильных дисциплин, в частности физической культуры, в стимулировании профессиональной познавательной активности обучаемых. Между тем физкультурно-спортивная деятельность имеет огромный педагогический потенциал для развития психических качеств личности, являющихся показателями профессиональной познавательной активности студента [1].

Индикаторными характеристиками профессиональной познавательной активности выступают осознанность усвоения знаний, творческая инициатива, интерес к овладению профессией, самодисциплина. К качествам, развиваемым в процессе занятий физическим воспитанием, также можно отнести устойчивость внимания, степень заинтересованности в обучении, позитивный эмоциональный фон образовательной деятельности [2].

Наибольшую значимость для овладения управленческими специальностями имеют следующие способности, выражаемые через требования к компетенциям, сформулированным в образовательном стандарте подготовки специалиста [3]:

- способность к аналитическому изучению нормативно-правовой документации профессиональной управленческой деятельности;

- владение навыками самоорганизации и самообразования;

- способность к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций;

- умение модельного администрирования процессов и алгоритмов властных структур и субъектов при реализации инновационных проектов управленческой деятельности;

- способность овладевать современными методами управления проектами, обновляющимися характеристиками профессиональной деятельности, современными инновационными технологиями.

Проведенные исследования свидетельствуют, что опыт когнитивных практик в значительной мере обусловливает эффективность обучения не только физической культуре, но и специальным предметам управленческого профиля. Управленческая деятельность характеризуется необходимостью постоянного углубления и совершенствования знаний, поддержания исследовательского интереса сотрудников, акцентированной мотивацией к освоению новых методов управленческой работы, выраженным преобладанием аналитических алгоритмов деятельности, готовностью к поиску нестандартных решений на базе широкой эрудиции и абстрактного мышления [4].

Предположение о том, что эффективность образовательного процесса будущих специалистов управления может быть значительно повышена за счет стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности как ведущего мотива образовательного процесса, явилось рабочей гипотезой проведенного исследования.

Организация исследований.

С целью выявления возможностей стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно-спортивной деятельности было проведено исследование, связанное с изучением динамики когнитивных качеств студентов вуза государственной службы в процессе овладения специальностью.

Объектом исследования явился процесс формирования профессиональных компетенций студентов управленческих специальностей.

Предмет исследования - структура и содержание образовательного процесса по физическому воспитанию.

В исследовании приняли участие 107 студентов управленческих специальностей (юношей - 44 % и девушек - 56 %) в возрасте от 18 до 20 лет. Из числа участников эксперимента были сформированы две группы: контрольная в количестве 51 человек (КГ) и экспериментальная в количестве 56 человек (ЭГ). Занятия по физической культуре проводились в течение учебного семестра два раза в неделю. Контрольная группа занималась по утвержденному тематическому плану и программе. С экспериментальной группой проводились учебно-тренировочные занятия, отличающиеся выраженной направленностью на активизацию когнитивных способностей студентов как в процессе учебных занятий, так и при проведении спортивно-массовой работы.

Получение новых знаний и умений студентами на занятиях познавательной формы организации характеризовалось расширением базы двигательных навыков за счет углубленного овладения новыми упражнениями, приемами, действиями на основе самостоятельного изучения и анализа информации. Основными структурными элементами занятия по физической культуре являлись следующие: формирование эвристических алгоритмов ознакомления и разучивания упражнений, приемов и действий, реализация самостоятельных практик тренировки, рефлексия студентов.

Оценка эффективности когнитивно-познавательной формы организации учебно- тренировочных занятий по физической культуре со студентами управленческих специальностей проводилась на основании уровня овладения студентами общими и профессиональными компетенциями. Индикаторами сформированности компетенций являлись знания, умения и навыки студентов, сформированные в ходе стимулирующего физкультурно-образовательного процесса и свидетельствующие об уровне овладения компетенциями.

Критериями оценки сформированности освоенных компетенций студентов выступали: уровень полученных знаний, оперативность и эффективность выполнения профессиональных заданий, уровень мотивации к овладению профессией.

Измерение уровня компетенций проводилось на основе совокупности оценочных материалов (опросников, тестов, заданий), предназначенных для оценивания результатов стимулирующего физкультурно-образовательного процесса.

Средний балл оценивания уровня овладения компетенциями вычислялся как среднее арифметическое суммы баллов, выставляемых ведущим преподавателем физического воспитания, куратором учебной группы и руководителем учебного подразделения.

Степень влияния особенностей образовательного процесса по физической культуре на величину оценки уровня сформированности у студентов общих и профессиональных компетенций оценивалась на основе сопоставления результатов участников исследования ЭГ и КГ.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты эксперимента отражены в таблицах 1, 2.

Таблица 1
Оценка уровня овладения студентами общими и профессиональными компетенциями

Анализ данных таблиц показывает, что при проведении учебно-тренировочных занятий по физической культуре по форме когнитивно-познавательной организации с использованием эвристических практик студентов, механизмов активизации познания, смысловой рефлексии и деятельностной реализации полученной информации уровень овладения студентами управленческими компетенциями повышается.

Таблица 2
Динамика исследуемых показателей (%)

Совершенствование способностей и умений в рамках когнитивно- познавательной формы организации физкультурно-спортивной деятельности предопределило создание условий к стимулированию профессиональной познавательной активности с целью эффективного овладения избранной специальностью и закреплению изученных упражнений, приемов и алгоритмов действий обучаемых.

Особенность организации физкультурно-спортивной деятельности, заключающаяся в когнитивно-профессиональной направленности обучения, способствовала формированию способности студентов к формированию профессиональных компетенций на основе активно-смыслового освоения знаний, умений и управленческих практик и эвристического решения коммуникативных, контрольных и интроспективных задач.

Побуждающая направленность обучения способствовала формированию способности студентов к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций.

Заключение. Таким образом, эффективность образовательного процесса будущих специалистов управления может быть значительно повышена за счет стимулирования профессиональной познавательной активности в процессе физкультурно- спортивной деятельности как ведущего мотива образовательного процесса. При этом побуждающая направленность обучения способствует формированию способности студентов к проектной деятельности на основе широкой профессиональной и общей эрудиции, абстрактного мышления в управлении кадровыми ресурсами организаций.

Литература

1. Конструктивность блочной организации учебно-тренировочных занятий со студентами / Крылатых В.Ю. [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лес- гафта. - 2019. - № 3 (169). - С. 170--174.
2. Кочетков Д.И., Понимасов О.Е., Пилина И.Б. Возможности реализации дидактического проекта на основе совмещения педагогических операций // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 169-172.
3. Лобанов Ю.Я. Физкультурно-образовательная среда вуза как необходимое условие эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 159-163.
4. Понимасов О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.
5. Реализация целей межэтнического воспитания студентов средствами оздоровительной физической культуры / Крылатых В.Ю. [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С. 163-168.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.11.2019)
Просмотров: 22 | Теги: профессиональные компетенции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь