Воскресенье, 11.12.2016, 16:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

3.Л.Толмачев, Уральский государственный экономический университет

СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

Реалии экономики Российской Федерации, вызванные в первую очередь современной геополитической ситуацией, являясь стимулом для предприятий, предопределяют необходимость поиска новых и расширения существующих внешних рынков для увеличения экспорта российской продукции. Статья посвящена разработке научного подхода к совершенствованию и оптимизации процесса выхода российских лиц на внешние рынки. Обоснована необходимость комплексной организации данного процесса с включением всей совокупности возможных действий потенциального экспортера. Выполнена классификация направлений деятельности и функций участников внешнеэкономической деятельности, проведена оценка роли ее отдельных направлений, предложена последовательность их осуществления, составлена комплексная схема выхода участника внешнеэкономической деятельности на внешние рынки. Выделены основные составляющие и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий на зарубежном рынке.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность (ВЭД), внешнеторговая сделка, зарубежный рынок, классификация, товар, внешнеторговый оборот, экспорт, предприятие, государственная поддержка.

 
Введение со стороны ряда западных государств антироссийских санкций, тормозящих развитие внешнеторговой деятельности между отечественными и иностранными контрагентами, неизбежно влечет за собой сокращение темпов роста как российского экспорта, так и экономики России в целом. В этой ситуации задача сохранения объемов экспорта из России имеет мультипликативный характер, подразумевая содействие незатовариванию внутреннего рынка страны, поддержание положительных темпов роста экономики, обеспечение платежеспособности предприятий через реализацию внешних заказов и т. д. Становится необходима активизация экстенсивного пути роста экспорта РФ. Вместе с тем данный процесс не должен носить хаотичный характер, требуется его комплексная организация, подразумевающая четкую связь между отдельными его элементами и этапами. С учетом этого предлагаемый автором в настоящей статье научный подход к совершенствованию процесса выхода российских лиц на внешние рынки с разработкой и обоснованием соответствующего комплекса мер по его оптимизации является весьма важным для повышения эффективности внешнеторговых сделок в современных условиях, что и обусловливает актуальность рассматриваемого вопроса.

Целью настоящей статьи является разработка научного подхода к совершенствованию и оптимизации процесса выхода российских лиц на внешние рынки для развития экспортной деятельности.

Объектом исследования является процесс выхода на внешний рынок российских участников ВЭД.
Научная новизна работы заключается в том, что автор обосновал необходимость комплексной организации данного процесса, включающего всю совокупность возможных действий потенциального экспортера в современных условиях с учетом ранжирования их важности и их причинно-следственной взаимосвязи.

Основой данного эмпирического исследования является опыт российских участников ВЭД, в частности организаций промышленного комплекса Свердловской области, задействованных во внешнеэкономической деятельности.

Анализ динамики внешнеторговой деятельности России за постсоветский период показывает стабильный рост объемов внешней торговли, за исключением кризисных 2008— 2010 и 2014 гг., когда снижение внешнеторгового оборота было обусловлено сложностями и проблемами в геополитической обстановке (табл. 1).

Таблица 1
Внешняя торговля России в 199S— 2014 гг., млрд долл. США*

* Рассчитано и составлено автором по данным Федеральной таможенной службы РФ с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (http://www.customs.ru).
 

Таблица 2
Объем внешней торговли Свердловской области в 200S—2014 гг.*, млрд долл. США

* Рассчитано и составлено автором по данным Федеральной таможенной службы РФ с учетом взаимной торговли с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан (http://www.customs.ru).

 
В отличие от общероссийских тенденций в некоторых субъектах Федерации объемы внешней торговли в 2014 г. возросли. Так, в Свердловской области с учетом данных по торговле с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь в рамках Евразийского экономического союза внешнеторговый оборот в 2014 г. вырос (табл. 2).

Сохранению объемов экспорта продукции свердловских производителей способствовало преобладание металлургической продукции (свыше 50 %) в общем объеме экспорта Свердловской области , а также рост курса иностранных валют в конце 2014 г. и значительная экспортоориентированность металлургической отрасли.

Можно отметить, что от оборота отдельного региона достаточно часто зависит большая часть объема импорта или экспорта по стране в целом (О. В. Ильина) [4], что свидетельствует о необходимости изучения проблемы вовлеченности во внешнеэкономическую деятельность как регионов страны, так и отдельных хозяйствующих единиц.

Каждый участник ВЭД при выходе на внешний рынок последовательно проходит ряд организационных, экономических, производственных и коммерческих процедур. Научно обоснованное и профессиональное построение данной работы, включающее оптимальное распределение функций между структурными подразделениями участника ВЭД, в том числе на этапе поиска внешних рынков сбыта, позволяет значительно повысить эффективность внешнеторговой сделки.

Деятельность предприятия по созданию конкурентного продукта, потенциально возможного для его экспортной поставки на внешний рынок, содержит ряд направлений, каждое из которых включает определенные внешнеэкономические функции. Для повышения эффективности ВЭД предприятия большое значение имеет грамотное ранжирование направлений и логистика. Классифицируя направления деятельности предприятия с отнесенными к ним внешнеэкономическими функциями, разделим их на три группы (табл. 3).

Первое направление — производственно-хозяйственное — включает перечень внешнеэкономических функций по обеспечению создания продукции, способной конкурировать на внешнем рынке, в том числе оценку ее конкурентоспособности. Также проводится анализ потенциальных внешних рынков сбыта. На данном этапе разрабатывается стратегия предприятия по экспорту продукции, которая в дальнейшем может быть заложена в среднесрочные и долгосрочные программы развития организации.

Таким образом, процесс выхода на зарубежные рынки предваряет создание компанией конкурентоспособного на мировом рынке продукта. Для решения данного важнейшего вопроса задействуются все необходимые производственно-хозяйственные функции участника ВЭД.

Второе направление — организационно-экономическое — содержит ряд внешнеэкономических функций по поиску и выбору форм и методов работы на внешнем рынке, изучению процедур процесса выхода на внешний рынок и условий присутствия на нем (Д. С. Хайруллов) [11. С. 11—12], подробный анализ конкретного внешнего рынка, планирование маркетинговой кампании по продвижению продукции на данном рынке.

Третье направление — оперативно-коммерческое — включает группу внешнеэкономических функций, связанных с подготовкой, заключением и исполнением внешнеторгового контракта.

Всю совокупность возможных действий, совершаемых на предприятии с целью выхода на внешний рынок, можно объединить в понятие «процесс выхода на внешний рынок». Процесс включает ряд стадий, которые каждый участник проходит в определенной последовательности в зависимости от специфики своей деятельности (И. Н. Иванов) [3. С. 117].

Суть научного подхода к совершенствованию и оптимизации процесса выхода российских лиц на внешние рынки заключается в необходимости комплексной организации данного процесса с включением в него всей совокупности возможных действий потенциального экспортера в современных условиях с учетом их значимости и причинно-следственных связей.

Важным первоначальным этапом в этой связи является формирование перечня потенциальных зарубежных рынков сбыта продукции, его подробный анализ и изучение.

Основными объектами анализа и изучения международных рынков должны являться:
1. Рыночная макросреда, к компонентам которой относятся демографическая среда, экономическая среда, политическая среда и т. д.
2. Требования зарубежного рынка к потребительским свойствам товара, уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.
3. Факторы привлекательности зарубежного рынка: экономические и технологические, факторы рыночного потенциала и т. д.
4. Емкость внешнего рынка, характер и эластичность спроса.
5. Уровень мировых цен и тенденции их изменения.
6. Степень и характер рыночной конкуренции.
7. Формы работы на зарубежном рынке, формы посреднических соглашений, виды сделок, формы торговли [Там же. С. 121].

После четкого определения, с какими странами из первоначального списка отечественный производитель предпочитает вести внешнеторговое сотрудничество, следует изучить обстоятельства работы на рынке иностранного партнера, необходимо понимание законодательного регулирования отрасли, в том числе процесса регистрации изделия, требований по сертификации и иных барьеров для выхода на рынок.

Далее необходима разработка концепции освоения иностранного рынка и реализации сбыта. Как известно, в международном маркетинге существуют различные способы выхода на рынки отдельных стран. Выбор конкретного способа зависит от результатов исследования рынка, финансовых возможностей, целей предприятия и др. Разработка международной сбытовой политики направлена на выявление оптимального соотношения направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса проникновения на внешний рынок (3. Л. Толмачев) [10. С. 55].

В процессе разработки и согласования сбытовой политики фирмы большое внимание уделяется решению следующих основных вопросов: выбор сегмента целевого рынка; выбор системы сбыта и определение финансовых затрат; выбор каналов сбыта; выбор способа выхода на зарубежный рынок; выбор времени выхода на целевой рынок; определение логистических затрат; определение методов стимулирования сбыта и необходимых затрат (Е. Ф. Прокушев) [9. С. 201]. Далее осуществляется поиск иностранного контрагента, который ведется в зависимости от результатов конъюнктурного анализа и маркетинговыхисследований.

Таблица 3
Направления деятельности и внешнеэкономические функции предприятий*

* Составлено автором по [8; 11], а также по материалам межведомственного заседания производителей медицинских изделий, лекарственных средств и специалистов лечебно-профилактических учреждений Министерства промышленности и науки Свердловской области «Развитие производства медицинских изделий, лекарственных средств для нужд здравоохранения» (28 февр. 2014 г.).

Если у предприятия небольшой опыт внешнеторговой деятельности, вероятным выходом может послужить привлечение посредника (дилера в иностранном государстве).

Исходя из вышеизложенного, автор предлагает комплексную схему выхода участника ВЭД на внешние рынки, которая может быть адаптирована к любому специфичному направлению внешнеторговой деятельности конкретного российского лица (рис. 1). В рамках данной статьи подробно рассматриваются такие разделы, как «Меры государственной поддержки экспорта» и «Анализ ресурсной базы (возможностей) предприятия», представленные в комплексной схеме выхода предприятия на внешние рынки. По мнению автора, именно они являются наиболее слабыми сторонами внешнеэкономической деятельности российских предприятий.

Прежде всего отметим, что главной задачей государства при поддержке экспортной деятельности является создание торгово-политическо- го режима взаимодействия с зарубежными государствами и облегченного доступа на их рынки [2. С. 56]. Все разнообразие применяемых государством инструментов влияния на внешнеэкономическую деятельность может быть определенным образом систематизировано.

В части стимулирования экспорта, как показывает анализ международной практики, происходит постоянная корректировка государственной политики с наработкой нового инструментария. Основные, наиболее важные направления поддержки экспортной деятельности хозяйствующих субъектов со стороны государства представлены в табл. 4.

Стоит признать, что применение мер поддержки, в том числе с целью стимулирования развития экспортной деятельности и освоения новых рынков сбыта продукции будет иметь более высокую эффективность при разделении экспортеров на несколько отдельных групп.

Модель классификации экспортеров, представленная в работе Дж. Куады «Export potential analysis. Internal determinantsand constraints» (J. Kuada) [13], наиболее привлекательна с точки зрения рассмотрения отдельных хозяйствующих субъектов и их уровня вовлеченности в экспортную деятельность. Дж. Куада предлагает разделение всех экспортеров на четыре категории в зависимости от объема производства продукции и услуг и уровня вовлеченности в экспортную деятельность: успешные экспортеры (star exporters), перспективные экспортеры (promising exporters), домашние экспортеры (home-based exporters) и конъюнктурные экспортеры (opportunistic exporters). В то же время возможен выбор иных критериев в зависимости от специфики отрасли, что делает подобную классификацию более гибкой.

Наиболее привлекательной является категория «успешные экспортеры», которые имеют высокий уровень производительности и вовлеченности в экспортную деятельность. Они полностью сосредоточивают свои усилия на развитии экспортной деятельности, а увеличение объемов экспорта является основной целью дальнейшего развития компаний.

«Домашние экспортеры» имеют высокий уровень производительности и низкий уровень вовлеченности в экспортную деятельность. Многие фирмы, попадающие в данную категорию, не до конца уверены в перспективах осуществления регулярных поставок на зарубежные рынки либо предпочитают вести бизнес в уже изученном направлении, минимизируя возможные риски.

Для двух данных категорий потенциальные меры стимулирования достаточно схожи. Эти предприятия должны осуществлять подготовку кадров, решать вопросы сокращения производственных затрат, связанных с экспортной деятельностью. Требуются активизация выставочной деятельности, анализ потенциальных зарубежных рынков сбыта продукции, заключение дистрибьюторских соглашений в странах, где для импортных товаров применяется схема «импортер — дистрибьютор — покупатель». Необходимо применение инструментов кредитования и страхования экспортных операций.

В результате непрерывной экспортной активности предприятие может получить постоянных клиентов и найти надежных партнеров, а также поменять свои краткосрочные ориентиры на долгосрочные перспективы.

«Перспективные экспортеры» характеризуются низким уровнем производительности, но высоким уровнем вовлеченности в экспортную деятельность. Такие компании считают экспортную деятельность естественным продолжением развития потенциала компании. Они ведут интенсивное инвестирование средств для расширения экспорта.

 

 
Таблица 4
Методы государственного стимулирования экспортного производства*


* Составлено автором по [3; 5; 7].
 
Именно этот сегмент может стать драйвером дальнейшего развития экспортной деятельности. На данном этапе нужно стимулировать процесс расширения производства. В первую очередь это связанно с финансовыми мерами государственной поддержки, направленными на модернизацию и создание новых производств.

Государственная поддержка также должна проявляться в проведении анализа иностранных рынков, выявлении законодательных барьеров, помощи в сертификации продукции. Также предприятиям этой категории потребуется формирование понимания, какие иностранные рынки для них приоритетны. Подобные действия помогут уйти от разового экспорта и сформировать четкую стратегию ВЭД.
«Конъюнктурные экспортеры» (низкий уровень производительности и вовлеченности в экспортную деятельность) — это предприятия, в основном ориентированные на получение прибыли в краткосрочном периоде и не заинтересованные в долгосрочном вложении капитала и длительных контрактах.
К основным шагам по развитию экспортной деятельности для данной категории предприятий может быть отнесено освоение рынков стран Евразийского экономического союза и СНГ, где конкуренция менее интенсивна, чем на азиатском и европейском рынках. От государства необходима поддержка в виде гармонизации требований сертификации продукции в рамках данных объединений стран, активное вовлечение в участие в выставочной деятельности на территории этих стран путем информирования о подобных мероприятиях и, возможно, в льготной транспортировке образцов продукции на эти выставки. В результате компании смогут оценить выгоды внешнеторговой деятельности, получат опыт в этой сфере, что, в свою очередь, даст стимулы для дальнейшего расширения ВЭД.

В рамках разработки экономических и субсидиарных мер поддержки необходимо их соответствие принятым Всемирной торговой организацией (ВТО) правилам. Так, в Приложении I Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам ВТО приведен иллюстративный перечень видов экспортных субсидий, запрещенных к реализации на территории стран — членов ВТО (Illustrative List of Prohibited Export Subsidies) [12]. К числу основных недопустимых мер поддержки отнесены: прямое субсидирование экспортеров; субсидии в виде применения специальных порядков продажи валютной выручки, ставящие экспортеров в более выгодные условия; субсидии в виде полного или частичного освобождения экспортеров от уплаты прямых налогов, обязанности по которым возникают вследствие проведения экспортной операции и т. д.

В то же время ВТО разрешает осуществлять финансовую поддержку экспорта уже произведенных товаров только с помощью государственного экспортного кредитования, соответствующей положениям Договоренности ОЭСР об экспортных кредитах (ДОЭК). В понятие государственной поддержки экспортного кредитования в соответствии с ДОЭК входят:
— страхование и гарантирование экспортных кредитов;
— прямое финансирование экспортных кредитов;
— субсидирование процентных ставок со стороны государственных или действующих от имени государства организаций (Е. Быкова) [1].

Вторым блоком, требующим значительного внимания со стороны организаций, является «Анализ ресурсной базы (возможностей) предприятия». Данная категория включает не только наличие конкурентоспособного продукта, имеющего качественные характеристики, сопоставимые с зарубежными аналогами, но и иные факторы, которые влияют на итоговое решение о заключении экспортного контракта.

Продукция, поставляемая российскими производителями за рубеж, может иметь как короткий, так и длительный технологический период изготовления и эксплуатации. Помимо прочего, в отдельных случаях на общую конкурентоспособность продукции влияют специфические факторы для той или иной отрасли экономики. Например, особенности производства продукции, необходимость поставки специфических расходных материалов, систематического сервисного обслуживания, наличие сети сбыта продукции и т. д. С этим связана и практика кооперации фирм по созданию или совместному использованию сетей сбыта или технического обслуживания. В отдельных случаях фирма, не имеющая доступа к сети сбыта или технического обслуживания, по большей части не может получить устойчивую клиентуру для своей продукции (В. Г. Клинов) [6. С. 345].

На рис. 2 изображены основные составляющие, которые влияют на конкурентоспособность предприятий разных секторов экономики на внешнем рынке.

В отличие от большинства схем конкурентоспособности предприятия на рынке приведенная автором на рис. 2 собственная схема одновременно конкретизирует отдельные элементы конкурентоспособности (возможность поставки продукции в кредит, поставки в лизинг и др.), акцентирует внимание на внешнеторговых составляющих конкурентоспособности продукции, выделяет наиболее значимые составляющие конкурентоспособности с практической точки зрения.

Следует признать, что российская продукция, даже в условиях, когда ее цена оказывается ниже, чем у иностранных конкурентов, не всегда становится победителем в торгах. Во многом это связано с вышеназванными факторами конкурентоспособности, то есть с отсутствием или низким уровнем технического обслуживания поставленного товара, возможности обеспечения кредитования поставляемой продукции, высокими эксплуатационными расходами.

С учетом вышеизложенного можно отметить, что выход на зарубежный рынок представляет собой комплексный процесс, состоящий из различных этапов, включающих в том числе создание конкурентоспособного продукта, выбор страны и проведение маркетинговых исследований, разработку сбытовой политики и т. д.

Проблемы, которые возникают на любом из вышеназванных этапов, могут привести к отказу предприятия от выхода на внешний рынок. В этой связи особенно важно наличие научно обоснованного процесса и понятного выхода на внешний рынок, и процесс этот должен быть применен с грамотным разделением функций и полномочии между различными структурными подразделениями предприятия.
 


Рис. 2. Составляющие конкурентоспособности предприятия на внешнем рынке

В заключение отметим, что предложенный в статье научный подход к стимулированию экспортной деятельности носит достаточно универсальный характер и может быть применен широким кругом предприятий различных секторов экономики. Эффект от внедрения предложенного автором научного подхода к совершенствованию и оптимизации процесса выхода российских лиц на внешние рынки, несомненно, может способствовать увеличению экспортной составляющей ВЭД российских предприятий.

Список литературы

1. Быкова, Е. Государственная поддержка российского экспорта и ВТО [Электронный ресурс] / Е. Быкова // ПРОВЭД : информ.-аналит. изд. — 2013. — 23 июня. URL: http://npoB3fl^/analytics/4438- gospodderzka-wto.html (дата обращения: 23.01.2015).
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебник / ред. JI. Е. Стровский. — 5-е изд., пе- рераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 503 с.
3. Иванов, И. Н. Внешнеэкономическая деятельность предприятия : учеб. пособие / И. Н. Иванов. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 297 с.
4. Ильина, О. В. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях интеграции России в мировое пространство [Электронный ресурс] / О. В. Ильина // Соврем, наука: актуал. проблемы теории и практики. — 2012. — № 12. — URL: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/ru/—ер13- 12/1070-а (дата обращения: 23.01.2015).
5. Коновалова, М. Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России [Электронный ресурс] / М. Е. Коновалова // Проблемы соврем, экономики. — 2010. — № 2. — С. 82—85. — URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15265167.
6. Клинов, В. Г. Мировые товарные рынки и цены: учебник / В. Г. Клинов, JI. С. Ревенко, Т. И. Ружинская ; под ред. Л. С. Ревенко. — М. : МГИМО-Ун-т, 2012. — 345 с.

7. Основы внешнеэкономической политики и национальные интересы России : монография / JI. JI. Божко [и др.]; под науч. ред. В. Е. Ковалева, Н. М. Сурниной. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. — 267 с.
8. Постоленко, М. Л. Управление внешнеэкономической деятельностью в России : учеб. пособие / М. Л. Постоленко. — М. : ФОРУМ, 2012. — 480 с.
9. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность : учебник / Е. Ф. Прокушев. — 8-е изд. — М.: Дашков и К, 2012. — 500 с.
10. Толмачев, 3. Л. К вопросу построения системной работы по выводу продукции на внешние рынки / 3. Л. Толмачев // X Международная научно-практическая конференция «Развитие экономических и межотраслевых наук в XXI веке». — Новосибирск : Изд-во науч. ин-та глобал. и регион, экономики (НИГРЭ), 2015.
11. Хайруллов, Д. С. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности Татарстана с исламскими странами [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Д. С. Хайруллов. — Казань : К(П)ФУ, 2011. — 216 с. — URL: http://kpfu.ru/docs/F1210374843/Xaur_upos.pdf (дата обращения: 13.12.2014).
12. Agreement on Subsidies and Countervailing Measures [Электронный ресурс]. — URL: http://www. wto.org.
13. Kuada, J. Export potential analysis. Internal determinants and constraints / J. Kuada [Электронный ресурс] // International Business Economics. Working Paper. Aalborg Univ. — 2005. — № 40. — URL: http:// vbn.aau.dk/en/persons/john-kuada(5c8cfeb7-522c-48a7-b406-e9480656c6e6)/publications.html (дата обращения: 27.09.2013).

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (12.07.2016)
Просмотров: 83 | Теги: внешнеэкономическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016