Пятница, 14.12.2018, 00:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Средства совершенствования упражнений с лентой в художественной гимнастике у спортсменок высших разрядов

Пшеничникова Г. Н., Селезнева А. Д.

Средства совершенствования упражнений с лентой в художественной гимнастике у спортсменок высших разрядов

Аннотация. В работе показано, что гимнастки высших разрядов при выполнении базовых элементов (спирали, змейки, броски и ловли) допускают ошибки, снижающие качество выполнения соревновательных упражнений. Разработаны эффективные средства для устранения типичных ошибок при выполнении базовых упражнений с лентой с использованием вспомогательных средств и предметов.

Ключевые слова: художественная гимнастика, упражнения с лентой, высшие разряды, вспомогательные средства, ориентиры, ограничители.
Спортивное мастерство в художественной гимнастике складывается из содержания соревновательной программы, композиции соревновательного упражнения и ее исполнения.

 

Упражнения с предметами являются основой классификационной программы по художественной гимнастике. В связи с различной формой и структурой предметов различается и техника владения ими. Но есть и общие закономерности. Во-первых, существуют только две формы движения предметов: вращательные и переместительные. Предметы могут совершать указанные движения как в без опорном положении, так и в руках гимнастки. Рассматривая действия с предметами, следует говорить о взаимодействии гимнастки с предметами, то есть о системе «гимнастка — предмет». Выделяют основные группы движений с лентой: броски и ловли, а также змейки, спирали и вспомогательные движения — это различные махи и круги. В бросковых движениях выделяют несколько фаз, характеризующиеся контактом с предметом или без него [Карпенко, 2007, с. 22].

Согласно новым правилам соревнований 20132016 гг. [5, с. 97] оценивается оригинальность работы с предметами в сочетании с их сложностью. В связи с этим возникла необходимость уделить значительное место предметной подготовке в общей системе содержания тренировочного процесса.

Так, по мнению многих специалистов, в современной художественной гимнастике уровень работы с предметами у спортсменок различных разрядов является критерием их спортивного мастерства [Гобузева, 2006, с. 23]. Современная художественная гимнастика характеризуется напряженностью соревновательной деятельности и тренировочного процесса, постоянно повышающейся координационной сложностью выполняемых упражнений, необходимостью формирования стабильных и надежных технических навыков [Цепелевич, 2007, с. 99]. Качество работы с предметами является одним из основных компонентов спортивного мастерства гимнасток. Основное содержание технической подготовки спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике составляют упражнения со скакалкой, обручем, мячом, булавами и лентой. Задачей предметной подготовки является демонстрация индивидуальности гимнастки, а также сложности и оригинальности ее упражнений [Николаева, 2007, с. 320].

Первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые смогут сочетать разнообразную сложность, технически безукоризненное исполнение в оригинальных композициях. В связи с резко возросшей технической трудностью композиций, основное внимание тренеров и специалистов направлено на изучение средств и способов повышения качества работы с предметами гимнасток на всех этапах подготовки [Нестерова, 2007, с. 184].

Упражнение с лентой, в отличие от других видов многоборья, на соревнованиях выполняют только гимнастки первого разряда и старше. Это объясняется тем, что лента — самый сложный предмет в художественной гимнастике. Соответственно, прежде чем начинать работать с ним, необходимо уже обладать развитой координацией. Как показывает практика, требования, предъявляемые к работе с лентой, нередко не выполняются даже гимнастками, выступающими по программе мастеров спорта: допускаются грубые ошибки в рисунках с лентой, в выполнении элементов риска и мастерства.

Рис. 1 - Результаты исследования ошибок в выполнении упражнений с лентой (%)

Часто на соревнованиях спортсменки получают за упражнение с лентой самую низкую оценку. Так происходит, когда на этапе высших спортивных достижений отсутствует необходимое совершенствование исполнительского мастерства в работе с лентой. Уровень спортивного мастерства и соревновательный результат спортсменки во многом зависит от ее технической предметной подготовленности, выполнения сложных комбинаций бросков и рисков. Поэтому необходимо постоянное совершенствование техники работы с предметами у гимнасток различной квалификации. В современной научно-методической литературе, посвященной предметной подготовке, лишь частично разобраны способы совершенствования бросков и ловли ленты, змеек и спиралей. Вместе с тем, чрезвычайно актуальной для художественной гимнастики остается задача разработки средств эффективного совершенствования упражнений с лентой. Успешное решение данной задачи, по мнению многих ведущих тренеров, позволит вывести тренировочный процесс и соревновательный результат гимнасток на новый, более высокий уровень.

Проблема исследования заключается в отсутствии достаточно полных научных сведений о средствах совершенствования упражнений с лентой у спортсменок старших разрядов в художественной гимнастике.

Объект исследования: качество выполнения упражнений с лентой у гимнасток старших разрядов в художественной гимнастике.

Предмет исследования: средства совершенствования упражнений с лентой у гимнасток старших разрядов в художественной гимнастике.

Цель исследования: разработать эффективные средства совершенствования предметной подготовленности в упражнениях с лентой для гимнасток старших разрядов в художественной гимнастике.

Гипотеза исследования: мы предположили, что на основе полученных данных исследования будут разработаны эффективные средства совершенствования упражнений с лентой для гимнасток старших разрядов в художественной гимнастике.

Практическая значимость: разработанные нами эффективные методы совершенствования техники выполнения упражнений с лентой с использованием вспомогательных средств предназначены для их использования в учебно-тренировочном процессе гимнасток старших разрядов для повышения их предметной подготовленности.

Задачи исследования:
1. Выявить ошибки, влияющие на качество выполнения упражнений с лентой, у мастеров спорта в художественной гимнастике.
2. Выявить уровень предметной подготовленности в упражнениях с лентой у мастеров спорта в художественной гимнастике.
3. Разработать эффективные средства совершенствования упражнений с лентой для мастеров спорта в художественной гимнастике.

Для решения первой задачи использовался метод педагогического наблюдения за выступлениями гимнасток с лентой. Анализировались видеозаписи тридцати спортсменок, выступавших на Чемпионате России по художественной гимнастике 2015 года. Были выявлены самые распространенные ошибки в работе с лентой во время выступления. Результаты исследования представлены на рисунке 1.

Для выявления уровня предметной подготовленности с лентой использовался метод тестирования. Для тестирования точности бросков с лентой применялся модернизированный тест на точность, предложенный Г. А. Чикаловой для обруча. Бросок выполнялся на расстоянии трех метров от мишени, расположенной на полу. Нужно было попасть в центр мишени. Гимнастки использовали три попытки; после каждой попытки измерялось и оценивалось в баллах отклонение от лучшего результата. Тестировались основные виды бросков, используемые в соревновательных комбинациях.

Тест на чувство пространственной ориентации. Проводился с помощью угломера. Сначала был выявлен для каждой спортсменки привычный угол выпуска ленты. Затем спортсменкам давалось три попытки; они выполняли без зрительного контроля имитацию броска лентой, останавливая руку в необходимом положении. Перед тем как приступить к тестированию разрешалось сделать несколько попыток имитации броска со зрительным контролем рядом с угломером. Отклонения от необходимого угла фиксировались и выводился окончательный результат.

Таблица 1
Результаты модернизированного для ленты теста на точность броска,предложенного Г. А. Чикаловой (n=12)

Для тестирования качества выполнения рисунков лентой использовался метод экспертных оценок. Так как техника рисунков у гимнасток, выступающих по программе мастеров спорта, нарушается чаще всего на поворотах, эксперты оценивали спираль, а затем змейки, выполненные гимнастками на повороте в аттитюде на 360 градусов. Использовалось задание из федерального стандарта по художественной гимнастике для групп спортивного совершенствования. Для наглядного сравнения неравномерной подготовленности рук, тестировались рисунки как правой, так и левой руки.

Таблица 2
Результаты теста на пространственную точность движения (n=12)

Таблица 3
Результаты исследования техники рисунков лентой на повороте в аттитюде (п=12)

В исследовании участвовали только гимнастки, у которых ведущая рука — правая. Различия между показателями правой и левой рук в пространственной точности движений и в технике выполнения рисунков лентой статистически достоверны с точностью до 0,05.

Контрольное задание использовалось для исследования стабильности выполнения правильной ловли ленты. За основу испытания также было взято задание из федерального стандарта по художественной гимнастике для групп спортивного совершенствования. Гимнастки выполняли риск — бросок ленты махом правой вперед вверх, два вращательных движения (шене), ловля в «циркуль». Применялся принцип «10 из 10». Гимнастки выполняли 10 раз данное упражнение; велся подсчет, сколько получилось бросков с правильной ловлей из десяти подходов. Попытка засчитывалась, если ловля выполнялась за конец палочки в отмах лентой в сторону по ходу движения предмета. Так как стабильным считается то упражнение, на выполнение которого не влияют дополнительные нагрузки, то для исследования стабильности техники выполнения простейшего риска с лентой, контрольное задание проводилось два раза. Первый раз — перед выполнением соревновательной комбинации с лентой, второй — после ее выполнения, то есть на фоне утомления.

Различия показателей стабильности выполнения правильной ловли ленты до и после прогона соревновательной комбинации статистически достоверны (р<0,05). После прогона, на фоне утомления, показатели стабильности были снижены у всех гимнасток.

Таблица 4
Результаты контрольного задания на стабильность выполнения правильной ловли ленты (n=12)

В результате проведенного всестороннего исследования предметной подготовленности гимнасток старших разрядов, было выявлено, что уровень точности бросков ленты и пространственная точность движений руками ниже среднего. При этом показатели пространственной точности движения левой руки на балл ниже, чем у правой. Рисунки лентой у всех гимнасток получаются лучше в среднем на пол балла правой рукой, чем левой.
На основе проведенного исследования были разработаны направления совершенствования техники выполнения упражнений с лентой для гимнасток старших разрядов. Все группы выявленных распространенных ошибок были конкретизированы и уточнены по ряду признаков и причин их возникновения, в результате чего были разработаны эффективныесредства для совершенствования упражнений с лентой у мастеров спорта в художественной гимнастике с использованием вспомогательных предметов. Так, для совершенствования точности бросков ленты и пространственной точности движения использовались угломеры, ориентиры на полу и стене, гимнастические обручи. Для совершенствования рисунков с лентой (змеек и спиралей) в качестве ограничителей действий гимнасток использовались гимнастические предметы (палки, скакалки, обручи), гимнастические снаряды (брусья, скамейки), предметы быта (стулья, табуреты).

Литература:

  1.  Гобузева, К. В. Модельные характеристики гимнасток- художниц с уровнем спорт.квалификации первого взрослого разряда: автореф. дис. ... канд. пед. Наук. Спб., 2006. 23 с.
  2.  Карпенко, Л. А. Ключевые аспекты успешной учебно-тренировочной работы по художественной гим- настике.Спб.: Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, 2007. № 2 (24). 22-26 с.
  3.  Нестерова, Т. В. Структура многолетней подготовки спортсменок на уровне достижений в художественной гимнастике. Современный олимпийский спорт и спорт для всех: XI междунар. науч. конгресс: в 4 ч. Минск, 2007. Ч.1. 182-185 с.
  4.  Николаева, Е. С. Методика подготовки юных спортсменок в художественной гимнастике и выполнение упражнений с предметами. Состояние и перспективы развития физкультурного образования на современном этапе: материалы Международного научного — практической конференции. Белгород, 2007. 319-321 с.
  5.  Правила по художественной гимнастике 2013-2016. Международная Федерация гимнастики; Технический комитет по художественной гимнастике, 2012. 97 с.
  6.  Цепелевич, И. В. Влияние степени развития физических способностей на исполнительское мастерство гимнасток на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике. Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2007. № 2 (24). 99-101 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (01.12.2018)
Просмотров: 26 | Теги: упражнения с лентой, художественная гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь