Вторник, 22.01.2019, 09:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОПАГАНДЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Л.К.Адамова

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) В ПРОПАГАНДЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Аннотация: В данной статье рассматривается роль СМИ в пропаганде физической культуры и спорта. Представлены результаты проведенного опроса среди населения с целью оценки их эффективности.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, средства массовой информации, информационное обеспечение, эффективность пропаганды здорового образа жизни.

 

Здоровый образ жизни, физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью жизни современного общества. На уровне государственных программ планируются и реализуются спортивные соревнования различного уровня, массовые физкультурно-оздоровительные движения, направленные на формирование культуры здорового образа жизни у населения. Кроме массовых акций, занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях, влияющих на телесно-физическое оздоровление, на развитие у различных социальных групп населения потребности в ведении здорового образа жизни активно влияют средства массовой информации. Именно влияние СМИ обусловило культ здорового образа жизни на Западе, сделав физическую активность, тренированность, контроль за весом и правильное питание критериями жизненного успеха. Привлекая в качестве референтов известных политиков, звезд спорта и мастеров искусств, кумиров молодежи СМИ способны значительно изменить массовое сознание, введя в него новые идеалы и ценности. С учетом целей и задач, изложенных в «Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года», представляется перспективным проанализировать имеющийся опыт пропаганды физической культуры, спорта и ЗОЖ в СМИ Республики Саха (Якутия), определить эффективные предложения, а также стратегию и тактику достижения заявленных целей.

Указом Президента PC (Я) 696-3 №327- IV от 18 июня 2009 г., принят Закон PC (Я) «О физической культуре и спорте в PC (Я)», статья 18. Информационное обеспечение физической культуры и спорта, здорового образа жизни гласит:

Орган исполнительской власти PC (Я) в области физической культуры и спорта совместно с заинтересованными организациями осуществляет информационное обеспечение физической культуры и спорта, здорового образа жизни.

Государственные средства массовой информации РСЯ) и муниципальные средства массовой информации обеспечивают распространение информации, формирующей у граждан потребность в здоровом образе жизни, популяризуют комплексы физических упражнений, в том числе для самостоятельных занятий, утренней и производственной.

В Стратегии развития физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2009-2020гг, утвержденной постановлением Правительства PC (Я) от 12 декабря 2009 г. №524 в числе основных факторов, создающих проблемы в развитии физической культуры и спорта в PC (Я), указана и недостаточная пропаганда физической культуры и спорта как составляющей части здорового образа жизни, включая заботу и о здоровье будущего поколения. В п. 4.8. определены приоритетные направления информационного обеспечения физической культуры и спорта:

«Используя массовые и индивидуальные коммуникации, необходимо добиться следующих целей:

- заинтересовать граждан в физическом развитии и укреплении здоровья;

- приобщать широкие слои населения к занятиям физкультурой и спортом, доказав привлекательность двигательной активности;

- сделать доступной информацию о событиях и перспективах развития физкультуры и спорта.

Для этого необходимо:

- провести социологическое исследование, которое позволит учесть интересы и потребности различных групп населения для оптимальной модели пропагандисткой работы;

- расставить акценты в общереспубликанской программе для пропаганды физической культуры и спорта, чтобы в дальнейшем добиться эффективного воздействия средств массовой информации на целевую аудиторию;

- разработать краткосрочный и долгосрочный планы внедрения комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций (информация и реклама в СМИ, на наружных рекламоносителях, публичные лекции в школах и вузах, пресс- конференции, выступления на спортивно- массовых и иных мероприятиях и т.д.);

- сформировать систему критериев и показателей оценки результативности, которая обеспечит возможность оперативного анализа мер по пропаганде, прогнозированию изменения ситуации и выявлению актуальных задач на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

- организовать выпуск методических материалов и пособий, а также проведение других мероприятий, направленных на распространение передового опыта в области физической культуры и спорта;

- использовать средства наглядной пропаганды, издавая настенные плакаты и наглядные пособия с набором упражнений, пригодных к выполнению на рабочем месте без отрыва от производства.

В рамках направления Стратегии «Физическая культура и массовый спорт» разрабатывается и реализуется комплекс мероприятий (Программа), обеспечивающих развитие физической культуры и массового спорта по месту жительства, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и организацию пропаганды физической культуры и занятий спортом, как составляющей части здорового образа жизни, включающей в себя социальную рекламу, пропаганду физической культуры и здорового образа жизни, специальные проекты СМИ (освещение соревнований, праздники открытия спортивных объектов и т.д.), информационную поддержку в сети Интернет.

Ожидаемой эффективностью и результатами реализации Стратегии будут оцениваться по показателю «количество граждан PC (Я), систематически занимающихся физкультурой и спортом» предполагается увеличение с 17% в 2008 г. до 40% общего количества граждан в 2020 г. (ежегодное увеличение примерно на 1,5-2 % от общего числа граждан).

Иначе говоря, можно с полной уверенностью констатировать, что идея здорового образа жизни стала значимой во многих сферах государственной жизни.

По результатам проведенных нами исследований по оценке эффективности пропаганды ФКиС и ЗОЖ через средства массовой информации с 2010 по 2015 гг. выявлены следующие показатели.

На вопрос «Оцените, пожалуйста, степень влияния средств массовой информации на ваш образ жизни.. ,»25,6% респондентов ответили, что «да, влияет». 64,1% - частично влияет», 10,3% - респондентов ответили, «нет, не влияет».
На вопрос, «Какие передачи по ТВ вы смотрите?» 46,1% опрошенных смотрят развлекательные телепередачи, спортивные передачи - 10,3% респондентов, спорт и развлекательные - 33,3% опрошенных.

«Как оцениваете их эффективность в пропаганде физической культуры и здоровый образ жизни?». Эффективность этих передач в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни оценивают на «отлично» - 15,4%, на «хорошо» - 38,5%, на «выше среднего» - 20,5% , на «удовлетворительно» - 10,3% . Эффективность считают «ниже среднего» и «плохо» - 2,5% опрошенных.

«Какие радиопередачи слушаете?» Радиопередачи слушают: Развлекательные - 35,9%, спортивные - 7,7%. Спорт и развлекательные слушают - 12,8% опрошенных, «Не слушаю» ответили 43,6% респондентов. Под спортивными радиопередачами мы имели в виду репортажи с места событий соревнований.

На вопрос «Как оцениваете их эффективность в пропаганде физической культуры и здоровый образ жизни?» Эффективность указанных радиопередач в пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни оценили на «отлично» - 20,5%, на «очень хорошо» - 33,3%, на «выше среднего» - 15,4%, на «удовлетворительно» -5,1% и «плохо» - 0%. 23,1% оценку не дали.

Качество социальной рекламы в республиканских СМИ опрошенных оценили на «отлично» - 15,4%, «очень хорошо» - 38,5%, «выше среднего» - 28,2%, «удовлетворительно» - 2,5%, 7,7% опрошенных оценили по шкале «ниже среднего» и «плохо». Эффект от рекламы физической культуры, спорта и здорового образа жизни оценивают на «отлично» - 15,4%, на «очень хорошо» - 38,5%, «выше среднего» считают - 25,6%., «удовлетворительно» и «плохо» - по 5,1% респондентов. «Назовите наиболее удавшиеся проекты, акции и мероприятия по пропаганде физической культуры, спорта и здорового образа жизни...» Наиболее удавшимися проектами, акциями и мероприятиями считают «Кросс наций», «Лыжню России», «Дети Азии», и «Спартакиаду среди женщин».

Литература

1. Виноградов, А.П. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. -М., 1996.
2. Наша доктрина здорового образа жизни.// Выступление Президента РС(Я) на Форуме народов Якутии «За здоровый образ жизни», - Якутск, 2000.
3. Сборник нормативных и законодательных актов по формированию и укреплению здорового образа жизни.-Якутск,2010.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.12.2018)
Просмотров: 31 | Теги: сми, Здоровый образ жизни | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь