Вторник, 22.10.2019, 19:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

Е. А. Меньшикова

СРЕДОВОЙ ПОДХОД В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ

Статья посвящена необходимости формирования содержания образовательной среды детей, используя средства этнопедагогики. Автор акцентирует внимание на важности изучения народной художественной культуры на современном этапе, в том числе используя приёмы этнопедагогики и народной педагогики. Рассматривая различные определения этнопедагогики, средового подхода и среды, автор показывает, что среда всегда являлась особо значимой частью народной педагогики, она учила и воспитывала детей. Образовательная среда, использующая изделия народных художественных промыслов, позволит повысить познавательный интерес детей к народной художественной культуре, что поможет ребёнку принять духовные ценности многонационального российского общества.

Ключевые слова: этнопедагогика, среда, средовой подход, народная педагогика, народные художественные промыслы (НХП) в образовании, проект «Азбука народной культуры».

 

В российском образовании в последние десятилетия применяется большое число разнообразных подходов к формированию личности ребёнка, к его развитию. Классические подходы, такие как системный, сущностный, деятельный, претерпели изменения, были дополнены. Большое внимание уделяется компетенциям и навыкам, которые будут нужны ребёнку в XXI веке. Это так называемые 4К — критическое мышление, креативность, коммуникация, кооперация, которые развивает американское Партнёрство по поддержке навыков 21 века («Р21»). В текущие ФГОС НОО и ФГОС ОО включены метапредметные и личностные результаты школьников, которые, по сути, отражают некоторые компетенции XXI века.

С одной стороны, во ФГОС НОО [6] заявлено, что при получении начального общего образования осуществляется духовно-нравственное развитие детей и принятие ими моральных и нравственных норм и ценностей. В первом пункте в личностных результатах обучающего указывается, что у ребёнка должно сформироваться осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценности многонационального российского общества. С другой стороны, в учебном плане не предусматривается отдельного предмета, на котором бы дети изучали народную художественную культуру, или предметы, куда бы составной частью входила народная художественная культура. А данное направление, по нашему мнению, содержит в себе квинтэссенцию духовных и нравственных ценностей России, в народной художественной культуре заложены основы для развития в ребёнке любви и гордости за свою Родину. Не случайно Г. Н. Волков отмечает: «Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация [2, с. 32]». Но как можно сформировать гражданскую идентичность, если у ребёнка нет простых ценностных ориентиров — что есть хорошо и что есть плохо?

Именно здесь на помощь приходит народная педагогика. В народной педагогике воспитание ребёнка не выделяли в отдельный процесс, его включали в повседневную жизнь, где исподволь и передавали знания об окружающем мире и обществе, о взаимодействии живой и неживой природы, о добре и зле, о добродетелях и несправедливости. Как известно, многие великие педагоги не раз искали средства и методы воспитания в народной педагогике. Так, Я. А. Коменский использовал народные афоризмы при формулировании дидактических правил и элементов дидактический положений.

Константин Дмитриевич Ушинский в своей статье «О народности в общественном воспитании» писал: «В основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Идеал этот у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы [11]», и далее: «есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдёт ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения, принятого одним умом, или привычки, вкоренённой страхом наказаний. Вот основание того убеждения, которое мы высказали выше, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным [11]».

О народной педагогике стали писать ещё в XVII веке, а становление её как объекта научного изучения происходит во второй половине XX века, в том числе в работах Г. Н. Волкова «Этнопедагогика» и «Чувашская народная педагогика».

Г. Н. Волков считал: «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-народного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отражённую в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и прочем, в семейном и общинном укладе жизни, быте, традициях, а также философско-этиче- ские, собственно педагогические мысли и воззрения, то есть весь педагогический потенциал, совокупный опыт историко-культурного формирования личности [2, с. 32]».

По мнению Л. Н. Бережновой, этнопедагогика — это наука, изучающая эмпирический опыт этнических групп в области воспитания и образования детей, морально-этнические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Она включает в себя специфическое видение мира, особое состояние сознания (этнопедагогическое представление), особым образом организованную деятельность, стереотипы поведения, особую традиционную систему воспитания. А предметом этнопедагоги- ки считают воспитательный процесс [1]. С этим соглашается и Э. Р. Хакимов, который считает, что объектом этой сферы науки является образовательный процесс. Предметом в этом случае при исследовании являются как чётко целенаправленные, так и стихийные процессы освоения этнопедагогических знаний [12].

Народная педагогика большое внимание уделяла моральным нормам и этическим принципам в повседневной жизни. Ребёнок воспитывался в среде, где было уважительное отношение к старшим, где ценились справедливость и верность, почитался труд и презрительно относились к бездельникам, воспитывалось бесстрашие перед врагами и готовность помочь друзьям. Произведения устного народного творчества донесли до нас те требования, которые были заложены в них, способы и приёмы обучения и воспитания.

О влиянии среды на образовательный процесс было известно в народном образовании издревле. Конечно, сами понятия «среда» или «образовательный процесс» не использовались, но значимость предметов, которые окружают ребёнка, находит отражение в пословицах и поговорках. Большое место отводилось играм. Какие игрушки делали для детей и сами дети! Как проигрывались важнейшие события в жизни людей, будь то «дочки-матери», свадьба или «войнушка»! «Юн - с игрушками, а стар - с подушками», «в игре да в попутье людей узнают», «ученью время - игре час», «землю пахать - не в бабки играть». Малые формы устного народного творчества указывают на качество и сущность вещей, они должны быть функциональны. «Не всё то золото, что блестит», «Снаружи смотрится мило, а внутри всё сгнило», «Не на внешность, а по делам рассматривай», «Дела не в самом названии, а в исходном содержании», «Снаружи всё красиво, а внутри пусто».

Педагогическое сообщество точно так же много внимания уделяет окружению, в котором воспитывается ребёнок. Например, по мнению доктора педагогических наук Ю. С. Мануйлова, «деятель- ностно-опосредованное управление развитием ребёнка неэффективно, если среда затрудняет саму деятельность. Воспитательная система даёт сбой и даже разрушается, если она входит в противоречие со средой. Личностный, индивидуальный и прочие подходы теряют или утрачивают свою силу, если не берётся в расчёт социокультурный и природный контекст развития ребёнка. Данное обстоятельство принимается во внимание существующими в воспитании подходами, нуждающимися в благоприятной среде для реализации своего потенциала [5]». Ю. С. Мануйлов ввёл понятие «среда», разработал средовой подход в образовании, описал, как среда формирует и развивает учащегося.

Современное педагогическое сообщество единогласно сходится во мнении, что среда учит и воспитывает учащихся. Ключевым же вопросом, на наш взгляд, должен стать вопрос о содержании образовательной среды. Именно окружающее исподволь прививает ребёнку основные духовно-этические нормы. В сложное время становления СССР А. С. Макаренко писал: «Буквально можно сказать: нет ни одного акта, ни одного слова, ни одного факта в нашей истории, которые, кроме своего прямого хозяйственного, или военного, или политического значения, не имели бы и значения воспитательного, которые не были бы вкладом в новую этику и не вызывали бы нарастания нового морального опыта [4]». Так и на современном этапе развития Российского государства педагогическому сообществу необходимо сформировать содержание образовательной среды подрастающего поколения.

Не случайно в последние годы Президент Российской Федерации В. В. Путин неоднократно указывал на необходимость «передачи от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения [7]». А в Перечне Поручений № Пр-912 от 7 мая 2017 года в пункте в) [9] Президент непосредственно указал на необходимость сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и, что особенно важно, на необходимость использования изделий народных художественных промыслов в программах дополнительного образования и воспитания детей, что и было зафиксировано в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 года № 2800-р п. 33 [10].

Ассоциация «Народные художественные промыслы России» разработала образовательный проект «Азбука народной культуры» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в котором одну из ключевых ролей играет образовательная среда «Класс народных промыслов». «Класс народных промыслов» включает в себя образцы предметов народных художественных промыслов, изделия Хохломы, Жостово, Гжели, богородские деревянные, дымковские глиняные игрушки и многое другое.

Образовательная среда разработана с учётом возраста ребёнка. Для детского сада используются предметы и игрушки, которые могут быть использованы ребёнком во время игры или творческих занятий. Например, обыгрывая сказку «Маша и Медведь», педагог предлагает ребёнку использовать настоящий берестяной короб. А рассказывая сказку о Колобке, дети играют в набор богородских игрушек (Дед, Бабка и Колобок, Колобок и Заяц, Колобок и Волк, Колобок и Медведь, Колобок и Лиса) [8]. Для школы «Класс народных промыслов» уже включает в себя все виды производств промыслов [3].

Окружая ребёнка изделиями народных художественных промыслов, в которых заложены базовые принципы народной педагогики, учитель развивает познавательный интерес детей к народной художественной культуре, а через неё формирует гражданскую идентичность и ценностные ориентиры. Народное творчество, содержащее примеры бескорыстного и самоотверженного служения Родине, нашедшее в том числе отражение и в предметах промыслов, может и должно быть включено в основное и дополнительное образование детей как элемент духовных ценностей и национальной идентичности страны.

Примечания

1. Бережнова Л. Н, Набок И. Л, Щеглов В. И. Этнопедагогика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100 «Педагогическое образование». 3-е издание, перераб. и доп. Москва : Академия, 2013. 232 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. Москва : Academia, 1999. 168 с.
3. Лыкова И. А. Азбука народной культуры : Система занятий для детей 3-4 лет / Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Москва : Цветной мир, 2017.
4. Макаренко А. С. Воля, мужество, целеустремленность // Педагогические сочинения : в 8 томах / редкол. М. И. Кондаков и др. ; Академия педагогических наук СССР. Москва : Педагогика, 1983-1986. Том 4. Москва : Педагогика, 1984.
5. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании : дис. на соиск. учён. степ. доктора педагогических наук : 13.00.01 / Мануйлов Юрий Степанович. Москва, 1997. 193 с.
6. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования : приказ Министерства образования и науки от 6 октября 2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357) [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/197127/
7. Об утверждении Основ государственной культурной политики : указ Президента РФ от 24 декабря 2014 года № 808 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/70828330/
8. Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов : приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 15 апреля 2009 г. N 274 [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. 28 октября 2009 года. URL: http://base.garant.ru/12167277/
9. Перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых организаций Новгородской области [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. 10 мая 2017 года. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ assignments/orders/54474
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.12.2017 г. № 2800-р [Электронный ресурс] // Правительство Российской Федерации : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://government.ru/docs/all/114531/
11. Ушинский К. Д. Русская школа / [сост., предисл., коммент. В. О. Гусаковой]. Москва : Институт русской цивилизации, 2015. 678 с.
12. Хакимов Э. Р. Этнопедагогика как наука: предмет, функции, основные категории // Вестник удмуртского университета. 2007. № 9. С. 39—51.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 2 (82)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.09.2019)
Просмотров: 24 | Теги: народная педагогика, этнопедагогика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь