Воскресенье, 04.12.2016, 19:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКО

Л.А.Березина, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Сравнительный анализ познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста показал достоверное преимущество лицеистов по всем основным показателям познавательного процесса (восприятие, внимание, память).

Ключевые слова: младший школьный возраст, общеобразовательная школа, лицей, познавательная деятельность, физическое воспитание.

 

В настоящее время содержание и методика проведения занятий по физической культуре в общеобразовательных учреждениях ориентированы преимущественно на формирование у детей двигательных навыков и развитие физических способностей, но, к сожалению, недостаточно учитываются возможности формирования умственных способностей [1, 4, 5].
Нам представляется весьма актуальным решение проблемы, направленной на разработку и обоснование средств и методов физического воспитания учащихся младшего школьного возраста на комплексное развитие двигательных и умственных способностей.

В связи с этим, нами были разработаны новые организационные формы двигательной активности младших школьников, которые оказывают положительное влияние на характеристики внутренней картины здоровья школьников. Целью исследования является изучение познавательной деятельности младших школьников в различных типах учебных заведений.

Оценка умственных способностей детей младшего школьного возраста осуществлялась на основании изучения изменений с возрастом таких психических процессов как восприятие, внимание и память [2, 3].

Восприятие является основой ориентации человека в окружающем мир, на основе которого строятся его отношения с другими людьми. На уроках физической культуры важно научиться слушать учителя, смотреть, выделять главное в предмете.

В 7 лет средняя скорость нахождения тех или иных знаков у учащихся общеобразовательной школы составляет 26,0 с, а у их сверстников из лицея - 25,4 с (табл. 1).

По нашим данным, различия большинства анализируемых показателей статистически недостоверны. В этом возрасте только при пятипроцентном уровне значимости достоверно различались показатели отыскивания знаков «+» (4,2 %) и «-» (3,5 %).

Таблица 1
Продолжительность выполнения задания на восприятие 7-10-летних детей различных учебных заведений, с

Примечание. Количество мальчиков и девочек в каждой возрастной группе было приблизительно одинаковым.

В 8 лет по данным скорости восприятия наблюдается улучшение умственных способностей школьников: у учащихся общеобразовательной школы данный показатель изменился на 6,9 % (р<0,05), у детей лицея - на 11,8 % (р<0,01). По продолжительности выполнения заданий выявлены межгрупповые достоверные различия. В этом возрасте средний показатель выполнения заданий у учащихся лицея при пятипроцентном уровне значимости выше, чем у занимающихся общеобразовательной школы.

У 9-летних учащихся общеобразовательной школы средняя скорость выполнения заданий составила 21,9 с, а лицея - 19, 7 с. Данные показатели различались при пятипроцентном уровне значимости. У данного контингента нами выявлены достоверные различия по шести показателям. Годовой прирост среднего показателя выполнения заданий у учащихся общеобразовательной школы составил 9,5 % (р<0,05), лицея - 12,1 % (р<0,05).

Отметим, что 10-летние учащиеся лицея выполняли задание в среднем на 12,2 % быстрее, чем их сверстники из общеобразовательной школы. Их преимущество прослеживалось по 7 показателям (из 8 возможных). Вместе с тем, выявлено улучшение данных показателей в обеих группах (общеобразовательная школа - 7,8 %, р<0,05; лицей - 9,4 %, р<0,05). Таким образом, учащиеся лицея значительно быстрее выполняли задания на восприятие: с возрастом их преимущество нарастало. Нами также выявлено, что время выполнения упражнения зависит от задания.

Во время выполнения теста на восприятие рассчитывалась точность выполнения задания. Исследования показали, что у 7-летних учащихся общеобразовательной школы точность выполнения задания составила 68,9 %, у учеников лицея - 76,3 % (табл. 2). Следовательно, учащиеся лицея выполняли задания не только быстрее, но и точнее.

Таблица 2
Показатели точности восприятия у детей младшего школьного  возраста различных типов учебных заведений

Примечание. В числителе представлены абсолютные показатели, в знаменателе - относительные.

Укажем, что 8-летние учащиеся точнее выполняли задания (сравнение с детьми в возрасте 7 лет), но преимущество лицеистов также продолжается. Учащиеся лицея точно отыскали 67,1 заданий (83,9 %), а ученики общеобразовательной школы - 62,1 заданий (77,6 %).

Учащиеся в возрасте 9 лет улучшили точность выполнения заданий, особенно занимающиеся лицея (94,9 %). Данная закономерность прослеживается и у 10-летних испытуемых: ученики лицея только по отдельным заданиям допускали ошибки и средний показатель составил 99,6 %. Учащиеся общеобразовательной школы также улучшили свои показатели, но на меньшую величину.

Таким образом, учащиеся лицея точнее учеников общеобразовательной школы выполняли задания. В обеих группах показатели точности и скорости выполнения заданий в большинстве случаев не коррелируют.

В процессе обучения в образовательном учреждении большое внимание уделяется развитию памяти. Мы остановили свое внимание по методике оценки слуховой памяти. Это связано с тем, что на уроках физической культуры для школьников младших классов именно речевой фактор играет определяющую роль в контакте с учителем.

Результаты данных исследований показывают, что уровень слуховой памяти у детей 7 лет общеобразовательной школы (V = 3,40 баллов) и учащихся лицея (V = 3,65 баллов) существенно не различаются (табл. 3).

Таблица 3
Сравнительная характеристика показателей памяти у школьников

У 8-летних школьников мы видим улучшение слуховой памяти (общеобразовательная школа - 7,1 %, р>0,05; лицей - 9,0 %, р<0,05). В этом возрасте выявлены достоверные межгрупповые различия данных показателей.

В возрасте 9 лет преимущество лицеистов по показателям слуховой памяти возрастает и достигает однопроцентного уровня значимости. У учащихся общеобразовательной школы данный показатель увеличился недостоверно (4,9 %, р>0,05), а лицеистов - существенно (8,8 %, р<0,05).

Последующие наблюдения позволяют говорить о том, что показатели слуховой памяти улучшаются у школьников обеих учебных заведений, но эти изменения недостоверны. Межгрупповые различия показателей слуховой памяти у 10-летних учащихся составили 14,1 % (р<0,01): прослеживается преимущество учеников лицея.

Следовательно, за период обследования учащиеся лицея вышли на более высокий уровень развития слуховой памяти (х = 4,62 баллов).

Преобладающим видом внимания детей младшего школьного возраста остается непроизвольное внимание. 7-летние школьники показали уровень внимания при выполнении контрольного задания из 10 слов в пределах 5,2-5,5 баллов. Таким образом, участникам испытаний в среднем удалось достичь выполнения задания более чем на 50 %. Достоверных различий между показателями внимания у учащихся общеобразовательной школы и лицея не выявлено (табл. 4).

Таблица 4
Показатели состояния внимания у школьников различных типов учебных заведений, баллы

Отметим, что 8-летние учащиеся лицея выполнили задание на внимание более эффективно по сравнению с учениками общеобразовательной школы: их показатели на 7,1 % (р<0,05) выше.

У 9-летних учащихся отмечается достоверный прирост показателей внимания (общеобразовательная школа - 14,7 %, р<0,001; лицей - 14,6 %, р<0,001). Вместе с тем, прослеживаются межгрупповые достоверные различия показателей при пятипроцентном уровне значимости.

В 10 лет у обследуемых школьников были получены также положительные результаты в тесте на внимание. Так, у учащихся общеобразовательной школы уровень развития внимания вырос в среднем на 6,5 % (р>0,05) и достиг 7,24 баллов. У лицеистов данный показатель улучшился достоверно (11,0 %, р<0,01) и составил 8,08 баллов.

Наши исследования позволили установить, что с возрастом отмечается положительный характер изменения познавательных возможностей детей младшего школьного возраста. По всем аспектам развития познавательных процессов (восприятие, память и внимание) была отмечена их достоверная позитивная динамика. Учащиеся лицея имеют преимущество по анализируемым показателям, уже начиная с возраста 8 лет. При этом темпы прироста показателей познавательных возможностей у лицеистов выше, чем у учащихся общеобразовательной школы.

Литература

1. Бачерикова, Л.Н. Влияние повышенного двигательного режима на умственную работоспособность учащихся разного возраста / Л.Н. Бачерикова, М.Н. Крупицкая, А.И. Семкина // Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков: Тез. докл. IV Всесоюз. наун. конф. - М., 1990. - С. 25-26.
2. Гогунов, Е.Н., Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издат. центр. Академия, 2000. - 288 с.
3. Казначеев, В.П. Внутренняя картина здоровья / В.П. Казначеев // Вестник высшей школы. - 1998. - № 9. - С. 49-52.
4. Чернышенко, К.Ю. Новый подход к формированию процесса физической подготовки учащихся младших классов общеобразовательных школ / К. Ю. Чернышенко // Учебные записки университета им. П.Ф.Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 104-108.
5. Паненко, Л.Г. Гармонизация физического и умственного развития младших школьников в процессе физкультурного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.Г. Паненко. - Омск, 2000. - 24с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.09.2016)
Просмотров: 31 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016