Суббота, 03.12.2016, 07:38
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЖЕНСКИХ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПАР ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

Н.Л.Горячева

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЛАНИРОВАНИЯ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК ЖЕНСКИХ АКРОБАТИЧЕСКИХ ПАР ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ

В статье представлен сравнительный анализ планирования тренировочных нагрузок женских акробатических пар высокой квалификации в подготовительном периоде. Экспериментальная проверка показала, что в процессе выполнения тренировочной нагрузки необходимо ориентироваться не только на внешние параметры нагрузки, но и на состояние сердечно-сосудистой системы, что определяет в конечном итоге уровень технической подготовленности акробаток.

Ключевые слова: спортивная акробатика, женские пары, подготовительный период, тренировочные нагрузки.

 

Актуальность исследования. В подготовительном периоде, когда закладывается база будущих спортивных достижений, условия для управления тренировочной работой акробатов усложняются. Это определяется большой изменчивостью структуры процесса тренировки, связанного с решением разнообразных задач по видам акробатической подготовки. Возрастающая сложность и количество осваиваемых программных упражнений вынуждают тренера и спортсмена вести постоянный поиск эффективных форм, методов и контроля тренировки, обеспечивающих как повышение качества процесса обучения, так и сокращение его продолжительности.

Одним из значимых вопросов при планировании тренировочной нагрузки является выявление ее оптимальной величины для каждого конкретного спортсмена, что в конечном итоге определяет успех решения задачи подведения акробатов к соревнованиям в лучшей спортивной форме.

Объективное управление процессом подготовки невозможно осуществить без соответствующей оценки функционального состояния спортсмена. Знание физиологических закономерностей функционирования организма и умелое их использование при планировании тренировочной нагрузки являются главным резервом совершенствования процесса подготовки в целом [1].

Цель исследования: изучить внешние и внутренние параметры тренировочной нагрузки женских пар в подготовительном периоде.
Задачи исследования:
1. Определить объем и интенсивность тренировочной нагрузки акробаток женских пар высокой квалификации в подготовительном периоде.
2. Определить реакцию сердечно-сосудистой системы на нагрузку.

Информативными показателями контроля тренировочной нагрузки в спортивной акробатике являются: количество элементов, соединений или частей композиций в целом. Они отражают не только внешнюю - физическую сторону нагрузки, но и ее связь с внутренней - физиологической.

Особенностью двигательной деятельности акробаток в подготовительном периоде является освоение новой соревновательной программы, обучение новым элементам и совершенствование техники исполнения ранее изученных. Следует отметить, что длительность каждой композиции 2,5 минуты, а количество элементов, выполняемых высококвалифицированными акробатками в каждой из композиций, в среднем составляет от 10 до 15.
Результаты исследования и их обсуждение. В исследовании принимали участие акробатки женских пар высокой квалификации. Исследование проводилось на базе ВГАФК. Производился итоговый подсчет общего количества элементов, подходов и композиций, определялась интенсивность занятия.

Педагогические наблюдения позволили определить показатели объема одного тренировочного занятия, микроцикла и мезоцикла.

В таблице 1 наглядно представлена структура тренировочных нагрузок у акробаток женских пар высокой квалификации.
 

Таблица 1
Структура тренировочных нагрузок у акробаток женских пар высокой квалификации в подготовительном периоде (г. Волгоград)



Индекс интенсивности рассчитывался по формуле В.В. Воропаева [3]:

ИИ= КэхКвх10/ТохКпх3,
где ИИ - индекс интенсивности;
Кэ - количество элементов;
Кв - количество элементов высшей группы трудности;
Кп - количество подходов;
То - общее время тренировки в минутах без учета времени разминки;
10/3 - коэффициент, необходимый для получения показателей, удобных в обращении.

Индекс интенсивности тренировочного занятия в подготовительном периоде женских пар составил 4,8. Данный показатель характерен для зоны средней интенсивности.

В результате проведенных исследований было установлено, что продолжительность тренировочного занятия в подготовительном периоде связана с общим количеством выполненных элементов и в среднем составляет 180 минут, а моторная плотность занятия равняется 80%.

Исследования параметров нагрузок женских акробатических пар, проведенные Н.В. Бачинской [2], легли в основу сравнительного анализа планирования тренировочных нагрузок. В таблице 2 наглядно представлены показатели тренировочной нагрузки женских пар высокой квалификации.

С целью определения оптимальной нагрузки для женских пар высокой квалификации был проведен педагогический эксперимент.

В эксперименте участвовали по 6 пар в каждой из экспериментальных групп. Акробатки тренировались 6 раз в неделю по 180 минут.

Экспериментальная группа № 1 (ЭГ № 1) тренировалась по общепринятой структуре тренировочных нагрузок (таблица 1), а экспериментальная группа № 2 (ЭГ № 2) - по структуре тренировочных нагрузок, представленной в таблице 2.

Таблица 2
Структура тренировочных нагрузок женских акробатических пар высокой квалификации

Проверка технической подготовленности обеих групп осуществлялась до и после педагогического эксперимента.

Для определения эффективности влияния нагрузок на формирование навыков технической подготовки акробатки осваивали следующие контрольные упражнения:
1. Верхняя - из упора углом стойка силой в прямых руках нижней.
2. Верхняя - упор углом в «узкоручке» с переходом в горизонтальный упор на локте в ноге нижней.
3. Верхняя - из стойки на руках броском нижней под спину 4/4 сальто вперед согнувшись в стойку на плечи нижней.
4. Двойное сальто назад с согнутых рук нижней.

Уровень технической подготовленности акробаток определялся в начале и по окончанию педагогического эксперимента.
Техника выполнения контрольных упражнений оценивалась по десятибалльной шкале в соответствии с правилами соревнований. На основе протоколов составлялись сводные таблицы, позволявшие контролировать технику освоения упражнений. Результаты спортсменок фиксировались в протоколах и заверялись экспертной группой из трех человек, имеющих судейскую категорию не ниже первой.

Данные проверки однородности групп, принимавших участие в педагогическом эксперименте, показали, что при выполнении тестов различия между средними показателями их технической подготовленности статистически не достоверны при 5% уровне значимости.

После завершения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование акробаток.
Одним из основных критериев эффективности применения тренировочных нагрузок являлось качество исполнения балансовых (№ 1 и № 2) и вольтижных (№ 3 и № 4) упражнений. Результаты исполнения упражнений экспериментальной группы № 1 представлены в таблице 3.

Таблица 3
Показатели технической подготовленности экспериментальной группы № 1 до и после педагогического эксперимента

Из таблицы видно, что разница между средними оценками женских пар до и после эксперимента составляет от 0 до 0,1 балла. Степень прироста исполнительского мастерства в данной группе составила по трем упражнениям 1,2%. Различия между показателями статистически недостоверны (Р > 0,05), что указывает на незначительное повышение уровня технической подготовленности партнеров.

Проверка технической подготовленности экспериментальной группы № 2 (таблица 4) показала, что уровень мастерства после педагогического эксперимента увеличился от 0,4 до 0,7 балла. Различия статистически достоверны при 5% уровне значимости (Р < 0,05).

Таблица 4
Показатели технической подготовленности экспериментальной группы № 2 женских пар до и после педагогического эксперимента

Прирост показателей технического мастерства женских пар в балансовых упражнениях составил от 4,7% до 6,8%, а в вольтижных упражнениях - от 5,7% до 8,1%.

Сравнительный анализ технической подготовленности партнеров женских пар обеих экспериментальных групп выявил значительный прирост показателей (Р < 0,01 - 0,05), о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице 5.
Из таблицы видно, что разница между средними оценками женских пар до и после эксперимента 0,4-0,7 балла. Разница между показателями технической подготовленности обеих групп составила от 4,7% до 8,1%. Наибольшие различия наблюдаются во втором балансовом и во втором вольтижном упражнениях.

Таблица 5
Показатели технической подготовленности испытуемых групп после  педагогического эксперимента (n 1=n2=6)

Таким образом, в ходе проведения педагогического эксперимента установлено, что показатели технической подготовленности экспериментальной группы № 2 значительно повысились, о чем свидетельствуют оценки за выполнение упражнений балансового и вольтижного характера. Различия между средними арифметическими статистически достоверны (Р < 0,01-0,05).

Следовательно, выполнение тренировочных нагрузок по структуре, представленной Н.В. Бачинской [2] для женских акробатических пар, в процессе обучения и тренировки акробаток позволяет повысить качество исполнения балансовых и вольтижных упражнений и улучшить спортивные результаты.

Объективное управление процессом подготовки невозможно осуществить без соответствующей оценки функционального состояния спортсмена. Знание физиологических закономерностей функционирования организма и умелое их использование при планировании тренировочной нагрузки является главным резервом совершенствования процесса подготовки в целом.
В этой связи проводилась проверка адаптации регуляторных механизмов сердечно-сосудистой системы на нагрузку, которая осуществлялась с помощью ортостатической пробы. Ортостатическая проба дает важную информацию для акробатов, характерным для которых является изменение положения тела в пространстве. Измерение ортостатической пробы проводилось в начале и в конце педагогического эксперимента до и после выполнения тренировочной нагрузки у каждого из партнеров.

Полученные показатели испытуемых обеих групп до начала эксперимента свидетельствует об удовлетворительном состоянии симпатического отдела вегетативной нервной системы (таблица 6). Различия статистически недостоверны при 5% уровне значимости (P > 0,05).

Таблица 6
Показатели ортостатической пробы контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента (n 1=n2=12)

По окончании педагогического эксперимента проводилось повторное измерение и оценка состояния симпатического отдела вегетативной нервной системы. Результаты ортостатической пробы представлены в таблице 7.

Таблица 7
Показатели ортостатической пробы контрольной и экспериментальной групп

По данным Г.А. Макаровой [4], при нормальной возбудимости симпатического отдела вегетативной нервной системы пульс увеличивается на 12-18 уд/мин, при повышенной возбудимости - более 18 уд/мин. Показатели экспериментальной группы № 2 свидетельствует о положительных изменениях сердечно-сосудистой системы в процессе адаптации на выполняемую тренировочную нагрузку. Данные изменения могут быть вызваны улучшением регуляции и повышением возможностей сердечнососудистой системы, а так же экономизацией мышечной деятельности. Это позволяет говорить об адекватности применения средств на тренировочном занятии.

Показатели экспериментальной группы № 1 говорят о неудовлетворительном состоянии симпатического отдела вегетативной нервной системы после выполнения тренировочной нагрузки [4]. Следовательно, необходимо обратить серьезное внимание на внешние параметры тренировочной нагрузки, а именно объем или интенсивность.

Выводы. Таким образом, экспериментальная проверка показала, что в процессе выполнения тренировочной нагрузки по структуре, предложенной Н.В. Бачинской [2], в процессе адаптации сердечно-сосудистой системы произошли положительные сдвиги в организме акробаток экспериментальной группы № 2, что позволило им повысить качество исполнения балансовых и вольтижных упражнений и улучшить спортивные результаты.

Следовательно, данную структуру тренировочных нагрузок можно успешно применять на практике в подготовительном периоде у высококвалифицированных акробаток женских пар.

Литература

1. Андреенко Т.А., Лалаева Е.Ю., Горячева Н.Л. Технология управления тренировочными нагрузками на основе показателей функционального состояния гимнасток // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 5. - С. 237
2. Бачинская Н.В. Особенности планирования тренировочных нагрузок женских акробатических пар высокой квалификации при подготовке к соревнованиям // Инновационные технологии в физическом воспитании, спорте и физической реабилитации: материалы международной научно-практической (очно-заочной) конференции МГОГИ. - М., 2015. - С. 24.
3. Болобан В.Н. Этапы многолетней спортивной подготовки акробатов // Спортивная акробатика. - Киев, 1988. - С. 32-64.
4. Макарова Г.А. Спортивная медицина: учебник. - М.: Советский спорт, 2003. -
480 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 3 (17) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.11.2016)
Просмотров: 11 | Теги: спортивная акробатика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016