Среда, 21.11.2018, 15:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Сравнительный анализ координационных способностей детей школьного возраста Монголии

Лхагвасурэн А., Лхагвасурэн Г.
Национальный институт физической культуры Монголии (Улан-Батор, Монголия)

Сравнительный анализ координационных способностей детей школьного возраста Монголии

Аннотация. В статье рассмотрены показатели координационных способностей детей школьного возраста Монголии, с учётом климато-географических особенностей аймаков г. Улан-Батор. Выявлено, что степень урбанизации, проживание в той или иной экологической зоне (горной, таёжной, степной, пустынной зоне) оказывает существенное влияние на развитие ловкости детей и подростков. В работе обследованы 6348 школьников 7-18 лет: из них 3363 девочек и 2985 мальчиков.

Ключевые слова: физические качества, развитие ловкости, педагогический метод тестирования, координационная способность.

 

В Монголии за последние сорок лет появился ряд работ, посвященных уровню физических подготовлен- ностей детей, подростков и молодежи [1, 2, 4].

В 70-е годы прошлого столетия уровень физической подготовленности монгольских детей был ниже уровня детей других стран [4]. В результате исследования 1998 г. было обнаружено, что дети младшего школьного возраста Монголии по морфофункциональным показателям уступали российским ровесникам, но опережали китайских детей [1]. Для исследования двигательной подготовленности различных возрастно-половых групп и лиц, не занимающихся спортом, разрабатываются комплексы тестов, в которые включают упражнения, направленные на проявление основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости [2]

Рис.1. Географическая карта Монголии.
( Место обследования: 1 - г.Улан - Батор, 2 - Дорнод - восточный аймак (степная эколо-гическая зона),3 - Увс - западный аймак (горная экологическая зона), 4 - Уменгоби - южный аймак (пустынная экологическая зона), 5 - Хувсгул - северный аймак (таёжная экологическая зона)

Цель исследования: определить уровень координационных способностей детей школьного возраста, проживающих в разных аймаках Монголии и г. Улан- Батора.

Материалы и методы исследования. Для исследования были отобраны 4 аймака и г. Улан-Батор. Географическое расположение районов проживания изученных групп в Монголии: Увс — западный аймак (горная экологическая зона), Дорнод — восточный аймак (степная экологическая зона), Хувсгул — северный аймак (таёжная экологическая зона), Умнегоби — южный аймак (пустынная экологическая зона), Улан-Батор — город столица (рис.1)

На рисунке 1 приведены географические местности, где проводились обследования учащихся общеобразовательных школ.

В работе обследованы 6348 школьников 7-18 лет: из них 3363 девочек и 2985 мальчиков. При определении качества координационных способностей у обследованных детей в возрасте от 7 до 18 лет использовали педагогический тест "Челночный бег (3 x 10м) (в секундах)" [3]. Статистический анализ полученных результатов проводился с помощью статистического пакета «STATISTICA 8.0».
Результаты исследование координационных способностей испытуемых монгольских детей 7-18 лет приведены на рисунках 2, 3.

В результате сравнительного анализа челночного бега (3х10 м.) выявлено достоверное различие (p<0,05) между изучаемыми группами мальчиков и девочек, проживающих в разных экологических зонах (рис. 2).

Учащиеся 7-13 лет из аймака Хувсгул достоверно (p<0,05) отличаются наилучшими результатами по данному признаку по сравнению другими группами мальчиков (рис.2). Наихудшие результаты по сравнению с другими группами детей достоверно (p<0,05) показывают мальчики в возрасте 7-10 лет из города Улан-Батора и мальчики в возрастном интервале после 11 лет из аймака Дорнод. Они бегали на 0,56-2,35 с. медленнее своих ровесников из других аймаков. Между мальчиками остальных аймаков не обнаружено существенных различий по координационной способности в данных возрастах.

Также, при анализе ростовых изменений по данному признаку обнаружено, что скоростные результаты ловкости ухудшаются на 0,25 с. в 9-летнем возрасте у мальчиков аймака Хувсгул, у городских мальчиков в возрасте 14 лет, у мальчиков из Дорнода в возрасте 11-12, 14 лет и у мальчиков из Умэнгоби в возрасте 11 лет. Хотя результаты по данному признаку в 10-летнем возрасте у детей изучаемых групп сближаются, лучшие результаты все же сохраняются у учащихся аймака Хувсгул: они выполнили упражнение на 0,77-1,61 с быстрее, чем их сверстники. У остальных групп результаты колеблются от 8,99 до 9,83 секунд (рис.2).

Мальчики из аймака Увс после 14 лет стали достоверно опережать по результатам ловкости другие группы детей. Их результаты улучшаются на 1,06-2,52 секунд быстрее, по сравнению с показателями других сверстников из города, Дорнод и Умэнгоби аймаков (рис.2).

Рис.2. Сравнение возрастных изменений показателей координационных способностей у детей школьного возраста разных аймаков Монголии.

Рис.3. Результаты дисперсионного анализа нормированных показателей координационных способностей детей школьного возраста, проживающих в различных аймаках Монголии.

В результате сравнительного анализа по данному признаку наблюдается практически аналогичная картина у изучаемых девочек школьного возраста. Девочки в возрасте от 7 до 10 лет из аймаков Увс и Хувсгул отличаются наилучшими результатами данного признака по сравнению с другими девочками. В то же время девочки из аймака Дорнод в 7-летнем возрасте отличаются низкими достоверными значениями (p<0,05). Они бегали на 1,2-1,5 секунд медленнее, чем девочки других групп, хотя наблюдается улучшение в 8 лет (рис.1). У городских девочек наихудшие результаты в возрасте с 7 до 9 и 12-14 лет, хотя наблюдаются также скачкообразные улучшения в возрасте с 10 до 12 лет. Подобное колебание в развитии ловкости обнаруживается у школьниц из аймака Умэнгоби. У них в возрасте с 9 до 12 лет и 16, 18 лет ухудшаются результаты при выполнении челночного бега 3х10 м. Наилучшие достоверные результаты у девочек из аймака Увс после 12 лет. У них показатели ловкости на 2,98-3,97 секунд лучше, чем у их сверстниц (рис.2).

Показано, что качество координационной способности у девушек могут развиваться до 17 лет. После 17 лет у девушек (за исключением аймака Хувсгул) происходит ухудшение по данному признаку (рис.2).

В результате дисперсионного анализа (one — way ANOVA) обнаружено достоверное различие (p<0,0001) по показателям уровня координационных способностей между сопоставляемыми группами детей обоего пола, проживающих в различных аймаках Монголии (рис. 3).

Школьники обоего пола, проживающие в таёжной экологической зоне Хувсгул аймака характеризуются наилучшим уровнем развития показателей координационных способностей. Дети школьного возраста обоего пола, проживающие в степных (Дорнод аймак) и пустынных (Уменгоби аймак) экологических зонах, отличаются наихудшими результатами развития физического качества — координационных способностей (рис. 3).

В целом, можно отметить, что в развитии ловкости наблюдаются половые и возрастные различия. Координационная способность у мальчиков лучше развивается, чем у девочек, что свидетельствует о различиях биологического развития мужского и женского организмов, т.е. мужчины отличаются от женщин более мощным развитием мускульной системы организма (рис. 2).

Также выявлены существенные различия в уровне развития координационных способностей у детей школьного возраста Монголии. Это обьясняется не только влиянием климато-географических факторов, но и методикой и уровнем организации уроков физкультуры.

Результаты исследования физической подготовленности детей и подростков различных аймаков Монголии показали необходимость разработки региональных программ для проведения уроков физической культуры.

Литература:
1. Алтанцэцэг Л. Физическое развитие, физическая подготовленность детей младшего школьного возраста Монголии: Автореф. канд. пед. наук.— М., 1998.—26 с.
2. Алтанцэцэг Л. Педагогические основы диверсификации региональных программ по физическому воспитанию на основе сравнительного анализа результатов морфофункционального развития и физической подготовленности школьников различных аймаков Монголии: Автореф. док.пед. наук.— М., 2015.—48 с.
3. Лхагвасурэн Г. Спортын дасгалжуулалтын онолын ундэс. — Улан-Батор, 2003.— 658 х.12
4. Лях В. И. Гибкость: основы измерения и методика развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе — М., 1999.— № 1.— С. 4 10.
5. Цэрэндорж Га. Биеийн тамирын хичээлийн заах арга зуй нь сурагчдын биеийн худулгууний хугжилд хэрхэн нулуулж байгааг судалсан нь: Дисс. ... канд. пед. наук. — Улан-Батор: МПУ, 1976.— 117 с.
6. [http://www.infokart.ru/wp-content/uploads/2011/04/ karta_mongolii.gif]
7. Климатический справочник МНР, 1971;
8. Климатический справочник Умэнгоби, 1986;
9. Климатический справочник Хувсгул аймаков,1988;
10. www.ivv.mn/aimag/Dornod/?q=node/29, (дата обращения 12.11.2013)
11. www.ivv.mn/aimag/Uvs/?q=node/24, (дата обращения 12.11.2013)
12. https: www.google.mn/#q=+climateUlanBator (дата обращения 12.11.2013)

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (07.11.2018)
Просмотров: 21 | Теги: физические качества, школьники | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь