Среда, 20.09.2017, 23:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ

И.О. Нистратов, старший оперативный дежурный дежурной части УМВД России по Липецкой области, адъюнкт адъюнктуры (докторантуры) ВА МВД России

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СТРАН ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОНТРАБАНДУ

Федеральным законом № 420-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»[1] изменена редакция ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) и утратила силу ст. 188 УК РФ (контрабанда), в действие введены новые статьи – 226.1 и 229.1 УК РФ. Включение новых уголовно-правовых норм об ответственности за контрабанду повлекло ряд новых понятий, имеющих уголовно-правовое значение. К их числу, в первую очередь относятся «ЕврАзЭС», «Таможенный союз», «Единая таможенная территория» и др.

Полагаем целесообразным дать краткую характеристику Евразийскому экономическому сообществу[2] и Таможенному союзу[3] в рамках ЕврАзЭС.

Распад СССР привел к образованию новых государств вместо советских республик, но остались экономические связи и практически сразу руководители новых суверенных государств предприняли попытки создать на постсоветском экономическом пространстве региональный интеграционный блок по образу и подобию Европейского Союза.

В сентябре 1993 года был подписан Договор об Экономическом Союзе (ЭС). В союз вошли 12 стран СНГ. Договор предусматривал поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза.[4]

Экономический союз бывших союзных республик не состоялся ввиду разногласий и отказа его ратификации половиной стран, членов союза, в том числе и Российской Федерации.

Попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом членов привели к подписанию в январе 1995 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией соглашения о Таможенном союзе. Члены союза провозгласили основные его цели, которые сводились к следующему:

- устранение барьеров для свободного товарооборота;

- выработка единых экономических правил для добросовестной конкуренции;

- координация экономической политики стран-участников договора, в том числе для защиты их интересов на мировом рынке.

Опыт реализации договоренностей о Таможенном союзе способствовал подписанию 29 марта 1996 года президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях[5], а в феврале 1999 года на базе имеющихся договоренностей был подписан Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве, к которому присоединилась Республика Таджикистан[6].

Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана 10 октября 2000 года, что считается днем образования ЕврАзЭС.

В развитие основных положений предыдущих договоренностей в Договоре об образовании ЕврАзЭС заложена концепция эффективного торгово-экономического сотрудничества в целях, определенных Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Создание ЕврАзЭС свидетельство продолжения развития экономической интеграции на пути от зоны свободной торговли, т.е. беспошлинной, таможенного союза с общим таможенным тарифом к общему рынку, т.е. к свободному перемещению товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единой торговой политики в отношении третьих стран, общей валюте.

Евразийская интеграция постепенно реализуется в конкретных действиях: создание ЕврАзЭС и Таможенного союза, формирование Единого экономического пространства.

ЕврАзЭС представляет собой международную экономическую организацию, наделенную функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ, входящих в нее стран (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирование общего рынка.

Евразийское экономическое сообщество является международной межгосударственной организацией полноправным субъектом международного права и обладает полномочиями, определенными его государствами – участниками в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества, нормы которого являются юридически обязательными для государств – членов в связи с тем, что указанный Договор вступил для них в юридическую силу.

В августе 2006 года на Межгосударственном совете ЕврАзЭС было принято решение о создании Таможенного союза в составе трех государств, готовых к этому, - Белоруссии, Казахстана и России.

Частью концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года является формирование Таможенного союза со странами ЕврАзЭС. В соответствии с данной концепцией формирование Таможенного союза относится к первому этапу инновационного развития в области укрепления внешнеэкономических связей Российской Федерации на период 2013-2020 г.г.

Договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза»[7] определен статус таможенного союза – как форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. Принято решение о том, что стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 20 мая 2010 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на этом договоре, подписали Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое вступило в силу 1 сентября 2010 года.

В развитие этого международного договора в кратчайшие сроки была разработана и принята основа договорно-правовой базы Таможенного союза, которая определила необходимые для функционирования Таможенного союза институты, включая Комиссию Таможенного союза, которая является единым постоянно действующим органом Таможенного союза и на которую возложен оперативный и ежегодный контроль за выполнением Соглашения.

Фундаментальной правовой основой функционирования единой таможенной территории является Таможенный кодекс Таможенного союза, подписанный 27 ноября 2009 года в Минске. Нормы Таможенного кодекса Таможенного союза базируются на положениях Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. Законодательство Таможенного союза сформировано исходя из общепринятых норм международного права, в том числе в соответствии с нормами всемирных торговой и таможенной организаций. Все нормы таможенного регулирования прозрачны, исключают произвольное толкование, носят характер прямого действия, соответствуют мировым стандартам, удобны как для участников хозяйственной деятельности, так и для органов государственного управления. Они предусматривают применение современных таможенных технологий, включая предварительное информирование, электронное декларирование, применение систем управления рисками и пр.

Основными задачами Таможенного союза являются:

- формирование единого таможенного тарифа, системы нетарифного регулирования;

- введение единого Таможенного кодекса;

- перенос таможенного контроля на внешние границы;

- выработка механизма зачисления и распределения сумм таможенных пошлин, налогов и сборов;

- формирование единого торгового режима с третьими странами;

- формирование Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

С 2009 года Высший орган таможенного союза Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, Таможенный кодекс и Статус Суда таможенного союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза в виде приложения к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза принят Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17 (в ред. от 16.04.2010 г.)[8]. В соответствии с Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 г. № 17 Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, в рамках которого принят данный документ вступил в силу с 1.07.2010 г. с оговоркой, что будет в наличии информация депозитария о выполнении сторонами Договора внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора.

Принятие Таможенного кодекса Таможенного союза поставило перед законодателями России, Казахстана и Белоруссии задачу унификации административного и уголовного законодательства в области борьбы с контрабандой. В оценке оснований изменений, внесенных в УК РФ, нельзя оставить без внимания и проводимую в стране реформу уголовного законодательства. Какое из оснований первично, а какое вторично, определять бессмысленно. Полагаем, что они являются взаимосвязанными и взаимозависимыми.

В реализации задачи реформирования уголовного законодательства Государственная Дума Российской Федерации в декабре 2011 года приняла третий пакет поправок к УК РФ, внесенный президентом[9].

Уголовное законодательство Российской Федерации существенно изменено в решении вопроса об уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей и за совершение контрабанды. В соответствии с Федеральным законом № 420-ФЗ от 07.12.2011 «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»[10] ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) изменила свою конструкцию, а ст. 188 УК РФ (контрабанда) утратила силу, в действие введены новые статьи – 226.1 и 229.1 УК РФ.

Статья 194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица. В новой редакции имеются следующие изменения: а) статья дополнена квалифицированными составами: совершением преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения либо совершение преступления с применением или угрозой применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль (часть 3) и совершение преступления организованной группой (часть 4) признаки крупного и особо крупного размера дифференцированы для физических и юридических лиц, а также ужесточены: крупный размер уменьшился с трех миллионов до одного – для физического и двух для юридического лица, особо крупный – с тридцати миллионов до трех – для физического и десяти для юридического лица.

Статья 226.1 УК РФ предусматривает ответственность незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу РФ с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, его основных частей (ствола, затвора, барабана, рамки, ствольной коробки), взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей в крупном размере.

Необходимо отметить следующие изменения по сравнению с диспозицией ч.2 ст.188 УК РФ:

а) контрабандой считается теперь перемещение не только через таможенную, но и через Государственную границу РФ с государствами – членами ЕврАзЭС;

б) исключена оговорка, предусматривавшая наличие для вышеперечисленных категорий предметов специальных правил перемещения через таможенную границу. т.е., если ранее, например, сопряженный с недекларированием ввоз культурных ценностей на территорию РФ образовывал только состав административного правонарушения, то теперь, при условии наличия крупного размера, действия по ввозу культурной ценности образуют состав преступления;

в) вместе с тем, исключено и имевшееся в конструкции ст.188 УК РФ описание условий, при которых перемещение признавалось преступным. Для признания действий по перемещению вышеуказанных товаров через таможенную границу РФ преступными достаточно выявления любого признака незаконности совершаемых действий по их перемещению;

г) стратегически важными могут быть не только сырьевые товары, но любые, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ;

д) для культурных ценностей установлен крупный размер – стоимость, превышающая 1 000 000 рублей.

Статья 229.1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ.

Данная статья содержит ряд новаций, по сравнению с ч. 2 ст.188 УК РФ:

а) конструкцией статьи из перемещения вообще выделено перемещение вышеуказанных товаров в значительном, крупном и особо крупном размере. В зависимости от размера определяется квалификация состава и, соответственно, размер наказания;

б) значительный, крупный и особо крупный размеры определяются постановлением Правительства РФ.

Изменения, внесенные Федеральным законом № 420-ФЗ, имеют определенные достоинства. К ним можно отнести, например, выделение в отдельные составы преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 229.1 УК РФ, что совершенствует структуре уголовного права РФ и исключит споры о подследственности данных составов, а также дифференциацию ответственности за перемещение через таможенную границу наркотических средств в зависимости от их размера.

Однако следует отметить и наличие ряда проблем при реализации уголовно-правовых новелл. В первую очередь должен быть решен вопрос унификации уголовного и административного законодательства в сфере ответственности за контрабанду Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В настоящее время уголовное законодательство Республики Беларусь содержит одну статью, предусматривающую ответственность за контрабанду, весьма схожую с ранее существовавшей ст. 188 УК РФ, которая выглядит следующим образом.

Статья 228. Контрабанда.

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

2. Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ.

4. Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой.

Примечание. Контрабанда в части первой настоящей статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

Уголовный кодекс Республики Казахстан, измененный после принятия ТК ТС, содержит две статьи, определяющие ответственность за совершение контрабанды.

Статья 209. Экономическая контрабанда

1. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Казахстан товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.

2. То же деяние, совершенное:

а) неоднократно;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

г) в особо крупном размере, –

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения;

б) организованной группой.

Примечание. Деяния, предусмотренные настоящей статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.

Статья 250. Контрабанда изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено.

1. Перемещение через таможенную границу государства, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, военной техники, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения.

2. То же деяние, совершенное:

а) неоднократно;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль;

г) группой лиц по предварительному сговору.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Сравнение содержания уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за контрабанду в трех государствах Таможенного Союза, свидетельствует о довольно серьезных их различиях.

К числу таковых следует в первую очередь отнести следующее:

1) исключение уголовной ответственности за товарную контрабанду в РФ и ее наличие в УК РБ и УК РК;

2) исключение из состава контрабанды обязательных способов незаконного перемещения предметов через таможенную границу (помимо или с сокрытием от таможенного контроля, обманное использование документов или средств таможенной идентификации и др.) в УК РФ и наличие их в УК РБ и УК РК;

3) различные перечни предметов, изъятых из свободного обращения или предметов, обращение которых ограничено в уголовном законодательстве трех стран;

4) различное определение места совершения контрабанды, в УК трех республик (таможенная граница Республики Беларусь, таможенная граница Республики Казахстан и таможенная граница Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, государственная граница Российской Федерации с государствами – членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС);

5) использование в УК РБ и УК РК юридических понятий, исключенных из УК РФ (неоднократность, наличие судимости);

6) различие в способах исчисления стоимости, незаконно перемещаемых предметов через таможенную границу (В УК РФ – рубли; в УК РБ – размер базовой величины; в УК РК – месячные расчетные показатели).

Даже этот небольшой сравнительный анализ, а реальных отличий значительно больше, свидетельствует о том, что государства Таможенного Союза стоят только в начале пути унификации уголовного законодательства об ответственности за контрабанду.

Вступление в силу Таможенного кодекса Таможенного союза способствовало принятию большого пакета документов, связанных с регламентацией отношений в таможенной сфере, потребует модернизации уголовного законодательства в области уголовно-правовой охраны таможенной сферы путем внесения в него изменений, направленных на повышение его эффективности в целом и норм об ответственности за таможенные преступления в частности. В этой связи следует разделить мнение ученых о недопустимости модернизации уголовного законодательства в сфере противодействия таможенным преступлениям «по кусочкам», данный пакет документов должен быть максимально комплексным, широким и исчерпывающим, затрагивающим и смежные отрасли (таможенное, гражданское, налоговое право и др.)[11].

___________________

[1] Российская газета. - № 278. 09 декабря 2011 г.

[2] Далее ЕврАзЭС.

[3] Далее Таможенный союз.

[4] За образец был взят путь западноевропейской интеграции.

[5]См.: Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 17. - Ст. 1915.

[6] См.: Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 42. - Ст. 3983.

[7] См.: Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 12. - Ст. 1552.

[8] Первоначальный текст документа опубликован в издании "Собрание законодательства РФ". – 2010. - № 50. - Ст. 6615.

[9] Первый пакет поправок в УК РФ вступил в силу в апреле 2010 года (запрет ареста обвиняемых по экономическим преступлениям и ряд других предложений, по мнению законодателей, способных уменьшить незаконное давление правоохранителей на бизнес). Второй пакет поправок примечателен главным образом отменой нижнего порога наказаний за нетяжкие преступления и др.

[10] См.: Собрание законодательства РФ. – 2011. - № 50. - Ст. 7362.

[11] См.: Краснов А.Д. Противодействие таможенным преступлениям. Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Нижний Новгород. – 2011. – С.6.

К содержанию

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (19.04.2013)
Просмотров: 3480 | Теги: ЕВРАЗЭС, КОНТРАБАНДУ, ответственности, законодательства, ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, анализ, уголовного, стран | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь