Воскресенье, 04.12.2016, 21:19
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНОВ И ЛИЦ, НЕ ВКЛЮЧЁННЫХ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В.В.Буторин, К.С.Дунаев
Московская государственная академия физической культуры

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСОЗНАНИЯ СПОРТСМЕНОВ И ЛИЦ, НЕ ВКЛЮЧЁННЫХ В СПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В статье представлены возможности использования методик «Личностный дифференциал» и Самоактуализационный Тест Личности в изучении характеристик самосознания спортсменов и лиц, не включенных в спортивную деятельность. Понятие самосознание в статье характеризуется, как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, поведению, переживаниям и мыслям.

Ключевые слова: самосознание, спортивная и ведущая деятельность, спортсмены, студенты.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF SPORTSMEN'S IDENTITY AND PERSONS NOT INCLUDED IN SPORTS ACTIVITY
Butorin Vladimir, Dunayev K.S.
Moscow State Academy of Physical Education
The paper presents the possibility of using techniques of "Personal differential" and Self actual personality test to study the characteristics of self-athletes and individual non-sports activities. The concept of self-consciousness in the article characterized as a conscious person's attitude to their needs and abilities, inclinations and motives, behavior, feelings and thoughts.
Keywords: self-awareness, sports and leading activities, athletes, students.

 

Введение: Является общеизвестным фактом то, что характер выполняемой деятельности оказывает влияние на выработку жизненной позиции по отношению к себе, своему поведению и деятельности [3;6]. Самосознание определяет способность личности к самопознанию и самооценке, а также соотношение личностных притязаний, жизненных целей и потенциальных способностей, степень соответствия своих ожиданий и требований социума, к жизненному самоопределению. Результаты исследований свидетельствуют о том, что самосознание представляет собой единство процессов самопознания, самоотношения и самоопределения. (Т. И. Стрельникова, 1984; Н. В. Алябьева, 1986; Т. Ф. Граф, 1993; В. К. Тихонова, 2000; Р. А. Тер-Мкртичан, 2003)

Важность данной исследовательской работы состоит в том, что если на становление самосознания оказывает влияние ведущая деятельность, в нашем случае спортивная, то интересно было бы выяснить, чем определяется качественное своеобразие содержания самосознания личности спортсмена и чем оно отличается от самосознания личности не спортсмена.

Цель исследования: дать сравнительную характеристику самосознанию спортсменов.

Гипотеза исследования: состоит в том, что спортивная деятельность обуславливает качественное своеобразие структуры самосознания спортсмена.

Задачи исследования:
- рассмотреть понятие самосознание в отечественных и зарубежных теориях;
- выявить особенности самосознания спортсменов.

Исследованию самосознания как психологического феномена посвящено множество научных трудов. Среди них выделяются научные труды И.С. Кона, который в своих работах рассмотрел проблему самосознания с позиции разных аспектов, таких как философский, социально-психологический, исторический. Чаще всего центральным элементом самосознания является понятие «Я» - концепция, которая отражает внутренний мир человека. А.Н. Леонтьев рассматривал изучение проблемы самосознания, имеющей «высокое жизненное значение, венчающую психологию личности» [3].

Среди исследователей самосознания нет единства в определении данного феномена. В качестве примера приведём несколько определений: С.Л. Рубинштейн определяет самосознание как осознание себя субъектом деятельности. Самосознание как сложное, интегративное, прижизненное формирующееся свойство психической деятельности личности, осознание человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, как целостную оценку самого себя и своего места в жизни [6]. «Знание человеком о самом себе», «Осознание человеком самого себя» (Е.В. Шорохова, 1961), «Интерпретация субъективного опыта индивида в свете прошлой истории его жизненных переживаний и особенно наиболее устойчивых ее черт» (И.С.Кон,1984), «Выявление своей социальной ценности и смысла своего бытия, формирование и изменение представлений о своем будущем, прошлом и настоящем» (В.В.Столин,1983), «Образ себя и отношение к себе» (Ю.Б. Гиппенрейтер,1997), «Особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование - в понятие своего собственного «Я» как субъекта, отличного от других субъектов» (И.И. Чеснокова,1977). По Мерлину самосознание - это свойство человека осознавать себя не просто субъектом деятельности, но и субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой [4].

Таким образом, самосознание можно определить как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам, поведению, переживаниям и мыслям. Таким образом, самосознание можно определить как осознанное отношение человека к своей деятельности, потребностям и способностям, влечениям и мотивам, поведению, переживаниям и мыслям.

Дадим краткую характеристику спортивной деятельности, так как именно конкретная деятельность определяет особенности содержания, развития и функционирования самосознания человека. А.Н. Леонтьев писал: «Реально мы всегда имеем дело с особенными деятельностями, каждая из которых отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате ее удовлетворения и воспроизводится вновь - может быть уже в совсем иных, изменившихся условиях» [3]. Спорт, будучи одним из специфических видов человеческой деятельности, оказывает свое влияние на качественное содержание самосознания и его структурных компонентов у занимающихся им людей на уровне организма, социального индивида и личности, на особенности психического отражения своего Я в форме чувств, понятий и личностных смыслов.

Спортивная деятельность - режим тренировок, а также соревновательная деятельность, направленная на преобразование самого себя, формирование установки на личностное саморазвитие, стремление изо дня в день повышать как уровень своего спортивного мастерства, так и, в целом, уровень личностного развития [5].

Несмотря на многочисленные исследования, качественная целостная характеристика самосознания спортсменов в данных работах не раскрывалась. Поэтому в данном исследовании будет раскрыта качественная характеристика структурных звеньев самосознания спортсмена.

Организация эксперимента. Для решения проблемы исследования были сформированы две экспериментальные группы лиц, занимающихся спортивной деятельностью - N= 30 и занимающихся другими видами деятельности - N= 30. Описание экспериментальной группы - спортсмены. В неё входили молодые люди от 18 до 21 года в количестве 30 человек из них 11 мастеров спорта 19 кандидатов в мастера спорта. Стаж занятий спортом составляет в интервале от 7 - до 12 лет. Представители видов спорта: художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, лёгкая атлетика. Лица, составлявшие группу не занимающихся спортивной деятельностью в количестве от 18 до 21 года - студенты гуманитарных и естественнонаучных специальностей: менеджмент, социология, химия. Обе группы подверглись исследованию одними и теми же диагностическими методиками, характеризующими самосознание.

Методы исследования: Методика «Личностный Дифференциал», МИС (Р. С. Пантилеев), Самоактуализационный Тест Личности.
Статистическая обработка осуществлялась программой SPSS v12. Описательная статистика и критерий Mann-Whitney U Test. Данные приведены в табл. 1

Таблица 1
Сравнительная характеристика самосознания не спортсменов и спортсменов N=60        

Необходимо обратить внимание на шкалы самоуверенности, саморуководства, силы по которым данные различны статистически достоверно p<0,05. Соотнеся полученные данные с таблицей критических значений определено, что U эмп находятся в зоне значимости.

Качественная характеристика шкал: показатели у «спортсменов» выше чем у «не спортсменов» по шкалам: самоуверенность, саморуководства, силы характеризуют у спортсменов выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирование мотива успеха. Уважение себя, удовлетворённость своими начинаниями и достижениями, ощущение собственной компетентности и способности в решении многих жизненных вопросах. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго. Самоосознаётся спортсменами то, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, являются они сами. Характеризуются высоким развитием волевых сторон личности.

Выводы:

1. Основываясь на методах математической статистики, по данным двух групп выявили статистически достоверные различия показателях по шкалам самоуверенности, саморуководства, силы группе «спортсмены» и «не спортсмены».

2. Особенности различия характеристик в структуре самосознания в группе «спортсмены» и «не спортсмены» обусловлены наличием ведущей спортивной деятельности в группе «спортсмены».

3. Качественная характеристика самосознания спортсменов: выраженная самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высоко мотивированы на успех. Уважающие себя и удовлетворённые своими начинаниями и достижениями, ощущениями собственной компетентности и способности в решении многих жизненных вопросов. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются ими как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко и переживаются недолго. Ими осознаётся необходимость активности в деятельности, в преобразовании собственной личности. Характеризуются высоким развитием волевых сторон личности.

Литература

1. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии: В 2 т. Т. 1: Очерки психологии. История русской психологии / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: 1968.
3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: 1975
4. Мерлин, В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание / В С. Мерлин. - Пермь, 1990.
5. Порозов, Д.Л. Формирование спортивной мотивации подростков на основе управления развитием самосознания / Д. Л. Порозов, Г. Л. Драндров. - Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2009.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.2. - М: 1989.
7. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. - М:. 2007.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (07.04.2016)
Просмотров: 132 | Теги: спортсмен | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016