Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ЛЫЖНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Б.М.Петров

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ СПОРТСМЕНОВ-ЛЫЖНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Исследования направлены на определение базового уровня технической подготовленности начинающих спортсменов-лыжников на основе анализа техники попеременного двухшажного хода. Приводятся данные основных технических ошибок. Выявление и устранение указанных проблем позволит тренерам и специалистам правильно скорректировать учебно-тренировочный процесс у начинающих спортсменов-лыжников, не имеющих базовой подготовленности учащихся СДЮСШОР.

Ключевые слова: лыжные гонки, техническая подготовленность, попеременный двухшажный ход.

 
Лыжный спорт является одним из популярнейших видов спорта в мире. Занятия этим видом является важным средством физического воспитания, хорошим средством укрепления и поддержания здоровья, а при системном подходе позволяют достичь результатов в спортивной деятельности. Правильно и легко дозируемая нагрузка при передвижении на лыжах оказывает положительное влияние на организм занимающихся, а параллельное воздействие оздоровительных факторов внешней среды (понижение температуры, солнечная радиация, чистый воздух лесных массивов) даёт эффект закаливания, благоприятно воздействует на кровеносные сосуды занимающихся. Совершенствуются основные физические качества — выносливость, сила, гибкость, быстрота, ловкость [5].

Лыжные гонки как вид спорта индивидуальный, но сами занятия, как правило, проводятся в коллективе. Преодоление заданных дистанций в любых условиях скольжения способствует воспитанию воли, развивает умение приспосабливаться к изменяющимся условиям отталкивания и изменению элементов техники преодоления различных участков трассы.

В настоящее время лыжные гонки отличают высокая соревновательная скорость передвижения, как у женщин, так и у мужчин, на всех без исключения дистанциях. Это потребовало от спортсменов-лыжников выполнения более мощного и быстрого отталкивания, которое позволяет развивать высокие скорости на дистанции. Но для того чтобы сильно и быстро отталкиваться, необходим высокий уровень скоростно-силовых качеств [3].

Исходя из вышесказанного одним из основных резервов выносливости и скоростной выносливости спортсменов-лыжников становится рациональная техника способов передвижения, которая предполагает стабильность и вариативность, эффективность и экономичность, использование индивидуальных особенностей физического развития спортсменов.

Необходимость и важность исследований, проводимых в этом плане, ещё и в том, что одна и та же ошибка у разных спортсменов может иметь разные причины и приводить к неодинаковым последствиям. Поэтому дать вполне конкретные указания для исправления той или иной ошибки как в попеременном двухшажном ходе, так и в других способах передвижения на лыжах, очень трудно [1].

Исследованиями ряда авторов достаточно подробно изучены и освещены вопросы взаимосвязи техники попеременного двухшажного хода и внешних условий.

Однако данные о направленности воздействия околосоревновательной нагрузки именно на технику этого лыжного хода в период начального обучения практически отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, этой проблеме и посвящается наша работа.

Цель исследования — выявить основные ошибки в технике классических лыжных ходов начинающих спортсменов-лыжников и обосновать методику их устранения.

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс спортсменов-лыжников группы начальной подготовки.

Организация исследования. Экспериментальные исследования проводились на базе Челябинского государственного университета в группе начинающих лыжников в период с сентября 2015 по март 2017 г.

В эксперименте принимали участие 18 чел., не имеющих базовой подготовки учащихся СДЮСШОР по лыжным гонкам.

Тестируемая группа была сформирована на основании анализа медицинских диспансерных карт, протоколов соревнований, по принципу приблизительного равенства в спортивной подготовленности.

Исследования проводились в три этапа.

На первом этапе эксперимента (осенне-зимний этап подготовительного периода) определялся базовый уровень подготовленности испытуемого контингента при использовании вышеописанных методов: метода экспертной оценки и метода анализа физической и технической подготовленности по скорости лыжного хода, длине и частоте скользящих шагов на учебно-тренировочном занятии (УТЗ).

Второй этап исследования предусматривал применение индивидуального подхода к технической подготовленности каждого студента.

Третий этап выявлял вероятность зависимости уровня технической подготовленности студента к соревновательным нагрузкам.

Методика исследования. Исходя из вышеизложенного на первом этапе нашего исследования мы попытались определить уровень технической подготовленности отобранных нами испытуемых на примере освоения ими техники попеременного двухшажного хода и одновременно проверить однородность экспериментальной группы в техническом плане.

Качество выполнения попеременного двухшажного хода определялось методом экспертных оценок, суть которого заключалась в фиксации экспертами (тренерами) ошибок, допущенных каждым из испытуемых при демонстрации данного способа передвижения [4].

Для проведения эксперимента нами был выбран участок учебно-тренировочной трассы ЧелГУ протяжённостью 1 800 м, на котором согласно плану проходила переменная тренировка.

Качество техники выполнения испытуемыми попеременного двухшажного хода фиксировалось экспертами на 100-метровом участке подъёма крутизной 2-3. Данный отрезок дистанции спортсмены проходили с околосоревновательной скоростью.

После проведения экспериментов мы получили следующие данные (таблица).

Качество техники выполнения испытуемыми попеременного двухшажного хода на 100-метровом участке подъёма крутизной 2-3

Обсуждение результатов исследования. Проведя анализ полученных результатов, следует отметить, что наибольшее число участников тестирования (16,5-23,5 %) допустили ошибки в двигательных локомоциях нижних конечностей при передвижении попеременным двухшажным ходом. Данное заключение вполне обоснованно, главным действием в попеременном двухшажном ходе является отталкивание ногой в момент остановки лыжи. К наиболее важным движениям ног относят также подседание, свободное скольжение, мах с разворотом таза и выпадом, перекат.

На втором месте по численности допущенных ошибок находятся движения рукой. И, наконец, самыми малочисленными оказались испытуемые, допустившие ошибки в движении туловища при передвижении попеременным двухшажным ходом.

На практике чаще придерживаются именно такой последовательности исправления ошибок: сначала обращают внимание на толчок ногой, затем на мах ногой. После этого переключают внимание на махи и отталкивания руками. С учётом эффективности движений руками и ногами исправляют ошибки в работе туловища.

Даже не проводя статистической обработки данных, следует отметить, что группа испытуемых достаточно однородна по уровню технической подготовленности, поскольку максимальное число ошибок в тестируемой группе составляет 5, а минимальное — 3.

Рациональная и особенно эффективная техника не может существовать в отрыве от скорости, которая вместе с её составляющими — длиной и частотой шагов — является важнейшим кинематическим показателем системы движений лыжника [2].

Таким образом, выявленные характерные ошибки в технике попеременного двухшажного хода, позволяют более точно скорректировать индивидуальные планы учебно-тренировочного процесса начинающих спортсменов-лыжников.

Список литературы

1. Григорьев, В. С. Ошибки в технике лыжника- гонщика, их следствие, средства контроля спортсменом и тренером / В. С. Григорьев, А. А. Буньков. — Екатеринбург, 1999. — 10 с.
2. Огольцов, И. Г. Тренировка лыжников-гонщиков / И. Г. Огольцов. — М. : ФиС, 2006. — 265 с.
3. Пальчевский, В. Н. Лыжные гонки: новичку, мастеру, тренеру / В. Н. Пальчевский, Н. А. Демко, С. В. Корнюшко. — Минск : Полымя, 2007. — 542 с.
4. Черкасов, И. Ф. Методические аспекты специальной подготовки квалифицированных спортсменов (на примере ачери-биатлона) / И. Ф. Черкасов, С. А. Айткулов, А. В. Азанов // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2016. — № 9. — С. 119-123.
5. Черкасов, И. Ф. Особенности методики развития специальной выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительный период / И. Ф. Черкасов, С. А. Ярушин, В. З. Смирнова, С. А. Айткулов, // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2014. — № 13. — С. 83-86.

Для цитирования: Петров, Б. М. Проблема технической подготовки начинающих спортсменов- лыжников в условиях вуза / Б. М. Петров // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 3. — С. 52-55.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.10.2017)
Просмотров: 24 | Теги: Лыжные гонки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь