Понедельник, 10.12.2018, 07:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Спортизация физического воспитания как фактор социализации подрастающего поколения

Л.И.Лубышева

Спортизация физического воспитания как фактор социализации подрастающего поколения

Аннотация. Спорт как фактор социализации особо востребован сегодня, поскольку современная культура предъявляет к человеку самое главное условие - быть конкурентоспособным. А спортивная деятельность выступает универсальной моделью, в рамках которой через соперничество (противостояние «другому») у молодых людей формируется умение побеждать соперника, мобилизуя все свои способности.

На протяжении многих лет в нашей стране успешно реализуется проект спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательных учреждениях. На экспериментальных площадках в разных регионах страны в рамках этого проекта многократно подтверждена высокая эффективность занятий спортивной направленности.

Актуальность этого проекта обусловлена тем, что переориентация процесса физического воспитания на спортивную подготовку обеспечивает приоритет социализирующей функции спорта в образовательном процессе при значительном улучшении качества физической подготовленности обучающихся.

Ключевые слова: спорт, социализация, спортизация, спортивная культура, спортивный клуб, общеобразовательная школа.

 

Спорт как фактор социализации особо востребован сегодня, поскольку современная культура предъявляет к человеку самое главное условие — быть конкурентоспособным. А спортивная деятельность выступает универсальной моделью, в рамках которой через соперничество (противостояние «другому») у молодых людей формируется умение побеждать соперника, мобилизуя все свои способности.

Потребность проверить себя на модели спортивного соперничества, сформировать необходимые жизненные навыки становится сегодня для подрастающего поколения основным движущим мотивом к занятиям спортом. Родители же, понимая социализирующую и здоровье- формирующую функцию спорта, приводят своих детей в спортивные секции.

В специальной литературе приводятся многочисленные данные о том, что вовлечение молодежи в спортивную деятельность выступает эффективным средством профилактики девиантного поведения (склонность к вредным привычкам, наркомании и преступности).

Спорт в отличие от интеллектуальных и творческих форм социализации вовлекает молодого человека в деятельность «целиком», не дает ему возможности «расслабиться» или «уйти в другую реальность»; спорт требует от занимающихся максимальных физических нагрузок, усилия воли, целеустремленности.

В этом смысле можно говорить о том, что спортивная деятельность оказывает как на ребенка, так и на молодого человека более сильное формирующее воздействие, чем другие формы социализации. Поскольку в современной культуре постмодерна социализация является острейшей проблемой для молодого поколения, то спорт выходит на первый план для молодежи всего мира.

В рамках этой тенденции в последнее время можно наблюдать процесс «спортизации» физического воспитания в образовательных учреждениях. Этот процесс выражается в том, что все чаще различные виды спорта выступают в качестве основного содержания физического воспитания в образовательных учреждениях. Следует отметить, что такой тренд проявляется не только в нашей стране, это — мировая тенденция.

Всем известен феномен студенческого спорта в США. Там акцент сделан на мощный потенциал спорта, который помимо наращивания физических кондиций формирует у молодежи командный дух, уважение к сопернику, умение эффективно взаимодействовать, упорно добиваться поставленных целей, «преодолевать себя», воспитывать «железную» волю и формировать сильный характер.

На протяжении многих лет в нашей стране успешно реализуется проект спортивно-ориентированного физического воспитания в образовательных учреждениях. На экспериментальных площадках в разных регионах страны в рамках этого проекта многократно подтверждена высокая эффективность занятий спортивной направленности.

Актуальность этого проекта обусловлена тем, что переориентация процесса физического воспитания на спортивную подготовку обеспечивает приоритет социализирующей функции спорта в образовательном процессе при значительном улучшении качества физической подготовленности обучающихся.

Еще в 90-е годы В. К. Бальсевичем высказана идея повышения эффективности физического воспитания за счет конверсии высоких спортивных технологий в физическом воспитании подрастающего поколения. Нами были сформулированы варианты и формы построения учебных физкультурно-спортивных занятий, в содержание которых был конверсирован обоснованный еще мэтрами отечественной физиологии В. С. Фарфелем, А. Н. Крестовниковым, Н. В. Зимкиным феномен спортивной тренировки. Инноватика и идейная основа спортивно ориентированного физического воспитания заключается в том, чтобы спроектировать условия дифференцированного освоения обучающимися ценностей спортивной культуры согласно личностным мотивам, особенностям и уровню притязаний каждого занимающегося.

Методология исследования. В реалиях современного российского образования спортизация процесса физического воспитания детей и молодежи различного возраста является одним из приоритетных направлений здоровьеформирования. Под спортизацией понимается активное использование спортивной деятельности, спортивных технологий, соревнований и элементов спорта в образовательном процессе с целью формирования спортивной культуры обучающихся [4].

Методологическими предпосылками спортизации являются следующие положения:
- становление спортивной культуры учащихся, определение, отбор и дальнейшая ориентация спортивных талантов понимаются как основа для постановки целей при проектировании педагогических технологий;
- инновационный вариант трансформации традиционного урока в спортизированный с активным привлечением адаптационных эффектов спортивной тренировки понимается как методическая база преобразований;
- обеспечение эффективной комплексной реализации образовательной, воспитательной и здoрoвьефoрмирующей функции процесса физического воспитания как приоритетного направления спортизированных уроков;
- архитектоника педагогического процесса базируется на консолидации усилий общеобразовательной и спортивной школ, метапредметной связи общего и дополнительного образования;
- привносится выраженный паритет форм и средств спортивной подготовки уровню притязаний, интересам, индивидуальным особенностям и психофизическим возможностям занимающихся.

Теоретический и научный фундамент построения спортивно ориентированного физического воспитания формируют разработанные В. К. Бальсевичем организационно-методические принципы и положения:

Принцип конверсии

По мнению ученых-единомышленников: В. М. Зациорского (1966), Л. П. Матвеева (1976), Ю. В. Верхошанского (1979) максимально действенным способом целенаправленного совершенствования психофизических способностей человека зарекомендовала себя физическая тренировка, понимаемая как организованный процесс адаптации функциональных систем организма к физическим нагрузкам соответствующего объема и интенсивности, привносимым упорядоченным подбором физических упражнений. Соответственно условием повышения эффективности физического воспитания выступает использование зарекомендовавших себя в теории и практике спортивной тренировки креативных возможностей феномена тренировки.

Принцип гармоничности развития личности обучающегося

Данный постулат предполагает внедрение лишь такой инновационной технологии, которая позволит обеспечивать максимальное освоение каждым учащимся ценностей физической культуры и спорта, соотносимых с его задатками, способностями, личностными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности. Поэтому важно, модернизируя физическое воспитание, учитывать качество освоения воспитанниками комплекса ценностей физической и спортивной культур.

Принцип активного здоровьеформирования

Соответствие педагогических стимулов ритму онтогенеза моторики ребенка служит критически необходимым условием организационно-методического обеспечения образовательного процесса, осуществляемого в соответствии с экспериментальной моделью. В связи с этим актуализируется поиск формы организации учебного процесса по физическому воспитанию, обеспечивающей скорость развертывания механизмов адаптации к физическим нагрузкам, дифференцированным, исходя из учета сенситивных периодов, индивидуальных особенностей ребенка. Привычная классно-урочная форма не соответствует этим требованиям и условиям, поскольку предусматривает лишь соответствие учеников определенному календарному возрасту, как правило, не совпадающему с биологическим.

Потому представляется целесообразной интеграция учащихся по интересам в сфере физкультурно-спортив- ной деятельности, по потребностям и интересам, а также по возможностям их физического совершенствования в отдельные коллективы — учебно-тренировочные группы.

Принцип накопления потенциала социальной активности и толерантности

Процесс освоения ценностей физической и спортивной культур происходит на коллективных занятиях малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллектив - ной форме, при понятной ответственности каждого за успешность действий коллектива. Здесь создаются модели соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива.

Процесс спортивно ориентированного воспитания может восприниматься как территория деятельностной социализации ребенка, где созданы условия для развития его гармоничной социальной активности, навыков достойной и честной победы и проигрыша, служащего уроком для будущих побед.

Принцип свободы выбора

Ребенок свободно и осознанно выбирает вид спорта или иную форму физкультурно-спортивной активности. Учебный процесс может и должен быть адаптирован для учащихся различных физических кондиций, что предусматривает прогрессивность содержания инновационной технологии с точки зрения государственной политики и гуманность по отношению к ребенку.

Спортивно-ориентированное физическое воспитание во многих регионах России нашло своих последователей и продолжателей идей, практическая ценность которых — в автономной воспроизводимости каждым образовательным учреждением за счет средств собственной инфраструктуры [2, 3] .

Технология спортизации общеобразовательных школ России. К наиболее оригинальным проектам, способным существенно улучшить систему физического и спортивного воспитания, относятся следующие инновационные технологии:
• спортивно ориентированное физическое воспитание;
• спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы.
• школьный спортивный клуб;
• каждой школе — спортивную команду.

Целевая направленность спортивно ориентированного физического воспитания заключается в обеспечении школьников свободой выбора вариантов занятий, режимов их интенсивности, планирование результативности, а также возможности беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной деятельности на основе информированности о своих индивидуальных физических способностях и потенциальных возможностях их развития. Практические занятия в рамках учебного предмета «Физическая культура» проводятся по трем видам учебных программ:
• спортивная тренировка по избранному виду спортивной специализации;
• общеразвивающая тренировка по программе ОФП;
• оздоровительная и адаптивная физическая культура.

Логическим продолжением организации физической активности школьников является учебный предмет «Спортивная культура». Если внедрение технологии спортивно ориентированного физического воспитания предлагается с 5-х по 8-е классы, то «Спортивная культура» логично вписывается в учебный план старшей школы. В отличие от традиционного урока физической культуры занятия проводятся по выбранному виду спорта с обязательным участием в соревнованиях и выполнением учебно-спортивных нормативов в сочетании с регулярной учебно-тренировочной деятельностью.

Старшеклассники, имеющие отклонения в состоянии здоровья, тренируются в оздоровительных группах с обязательной оценкой динамики психофизической подготовленности. В то же время учащиеся, не выбравшие для себя вид спорта, могут тренироваться в фит- нес-группах или группах ОФП также с обязательным тестированием динамики психофизической подготовленности. Помимо организации учебно-тренировочной и соревновательной деятельности старшеклассники в ходе изучения предмета «Спортивная культура» осваивают теоретические и методические знания по организации самостоятельных занятий массовым спортом, ведению спортивного стиля жизни.

В рамках предмета наряду с формированием личностной спортивной культуры старшеклассника происходит его активная социализация. Подростки в процессе спортивной деятельности учатся занимать лидирующие позиции, обучаются навыкам общения, исполняют разные социальные роли (физорг, спорторганизатор, капитан команды, судья по спорту), определяются со своими профессиональными интересами. Известно, что спорт — это школа жизни. Здесь можно научиться выигрывать и проигрывать, в спортивной деятельности моделируются различные жизненные ситуации и пути выхода из сложностей, которые встречаются и в спортивной деятельности, и в обычной жизни.

Существенным дополнением к процессу спортизации общеобразовательной школы может стать внедрение инновационного проекта «Школьный спортивный клуб». Суть данного проекта заключается в интеграции основного и дополнительного образования спортивно- оздоровительной направленности посредством внедрения 6-часовых занятий в неделю (3 урока физической культуры и 3 занятия в спортивно-оздоровительных группах ДСШ). Данную модель можно рассмотреть, как модернизацию физического воспитания, с одной стороны, и тренировочного процесса — с другой, а также как создание условий и механизма развития детско-юношеского спорта, обеспечение современного качества доступности и эффективности школьных спортивных занятий на основе лучших традиций, заложенных еще советской системой физического воспитания. Инновационные проекты такого направления не вносят противоречий в содержание физического воспитания, а дополняют его спортивную составляющую. Однако правильно организованный процесс спортизации создает равные возможности самореализации в спорте каждому ребенку, оперативно реагирует на мотивацию, интерес, потребности детей и родителей, оказывает помощь и поддержку одаренным юным спортсменам.

Процесс спортизации общеобразовательных школ можно существенно улучшить путем внедрения проекта «Каждой школе — спортивную команду» хотя бы, по одному, наиболее популярному среди детей, родителей, учителей виду спорта.

Огромный социализирующий и оздоровительный эффект заложен в ведущей идее данного проекта. Он несет в себе возможность воспитания настоящих граждан: патриотизм, любовь к школе, умение бороться и побеждать, а иногда и умение проигрывать, чувствовать локоть товарища — всему этому можно научиться в спортивной команде школы. При хорошей организации спортивной работы школьная команда может стать клубом для общения учащихся разных возрастов. Немаловажно, что в таких условиях будет укрепляться связь общеобразовательных школ со спортивными структурами: федерациями, городскими комитетами по физической культуре и спорту.
Данный проект повышает эффективность учебного процесса, расширяет возможности использования внеучебного времени в целях привлечения детей к систематическим занятиям спортом и формирования их спортивной культуры. Он рассматривается нами как перспективная инновация. Поэтому нами разработано «Положение о спортивной и школьной спортивной команде». Структура Положения отвечает правилам построения подобных документов, содержательная часть освещает специфику данного проекта.

Освоение ценностей спортивной культуры происходит в процессе коллективных занятий малых групп, в условиях строгого регламента выполнения упражнений в индивидуальной и коллективной формах. Здесь реализуется принцип единства соперничества и сотрудничества для достижения целей отдельной личности и коллектива. Спортивное образование должно рассматриваться как пространство деятельностной социализации личности, обеспечивающее естественные условия формирования ее социальной активности и успешной жизнедеятельности.
Необходимо использовать учебные и внеучебные тренировочные программы разного уровня, адаптированные к способностям и возможностям каждого ученика. Двигательная нагрузка на учебных занятиях должна соответствовать оптимальному уровню развития психофизической подготовленности занимающихся (не больше, но и не меньше!). Недостаточная физическая нагрузка, так же, как и перетренировка, губительны для развивающегося организма школьника. Только оптимальная, согласованная с возрастным развитием индивида тренировочная нагрузка обеспечивает положительный функциональный сдвиг. Интегрировать в образовательный процесс теоретические курсы по теории спорта и истории олимпийского движения.

Возможны индивидуальные программы и экстернат для особо одаренных учащихся.

Учитель-тренер должен находиться в процессе непрерывного саморазвития, творчески разрабатывая и реализуя обучающие тренировочные программы.

Экспериментальная работа по выявлению эффективности реализации инновационных технологий спортизации проводилась в течение 25 лет в разных регионах России. Наиболее информативными явились высокие показатели уровня физической подготовленности школьников г. Сургута по сравнению с детьми из благополучных европейских стран, таких как Турция, Словакия, Чехия, полученные в конце 90-х годов прошлого столетия. Завершающим этапом экспериментальной работы стала оценка эффективности построения здоровьеформирующего пространства в МАОУ СОШ № № 45, 118 г. Челябинска, № № 1, 11 г. Коркино Челябинской области.

Полученные данные свидетельствовали о достаточно высокой эффективности использования спортизиро- ванных форм занятий для воспитания подрастающего поколения.

Литература:

1. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе: монография / В. К. Бальсевич. — М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006.— 112 с., ил.
2. Лубышева Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры и спорта. — 2009. — № 3.— С. 10-13.
3. Лубышева Л. И. Новый концептуальный подход к современному пониманию социальной природы спорта // Л. И. Лубышева, В. П. Моченов. — Теория и практика физ. культуры. — 2015. — № 4. — С. 94-101.
4. Лубышева Л. И. Конверсия высоких спортивных технологий как методологический принцип спортизированного физического воспитания и «спорта для всех» / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.— 2015.— № 4.— С. 6-8.
5. Фонарев Д. В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно-ориентированного физического воспитания г. Чайковского / Д. В. Фонарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2007. — № 4. — С. 20-26.
6. Черепов Е. А. Интеграция общего и дополнительного физического воспитания в школе на основе создания межшкольного спортивного клуба / Е. А. Черепов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2015.— С. 22.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (11.05.2018)
Просмотров: 240 | Теги: спортизация, спортивная культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь