Суббота, 23.03.2019, 09:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Лазарева Е.А., Гарник B.C., Иванова Н.М.

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НИУ МГСУ

Аннотация. Физическое воспитание является неотъемлемой частью обучения и профессиональной подготовки специалистов в вузах. Цель профессиональной психофизической подготовки студентов - это достижение ими психофизической готовности к успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модель выпускника, психофизическая подготовка и устойчивость, нравственные качества.

 

НИУ МГСУ - лидер отраслевого профессионального образования России, который обеспечивает качество подготовки своих выпускников, соответствующее требованиям национальной экономике.

Уровень знаний, как и физическое состояние, работоспособность являются своего рода товаром и определяют профессионализм. Чтобы реализоваться в профессиональной деятельности инженер-строитель должен обладать целым рядом психофизических качеств, которые определяют стоимость рабочей силы.

Исследованиями, проведенными профессорско-преподавательским составом кафедры физического воспитания и спорта НИУ МГСУ установлено, что для инженера-строителя необходим целый ряд специальных личностных, психофизических и физических качеств, развитию которых способствуют занятия спортивными играми[4].

За время обучения студентам предоставляется возможность привести свой уровень физической, функциональной и психической подготовленности в соответствии с созданными на кафедре психофизическими моделями выпускника, включающими требования избранной специальности, т.е. достичь необходимого уровня профессиональной физической готовности инженера-строителя.

Популярность таких видов спорта среди студенческой молодежи как баскетбол, волейбол, футбол сделала актуальной проблемой создания методик использования средств этих спортивных игр в качестве профессиональной психофизической подготовки в университете. Эти виды спорта отличают богатое и разнообразное двигательное содержание, поэтому для этих игр необходимо уметь быстро бегать, мгновенно останавливаться, выполнять повороты, метать направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игр, вызывают в организме занимающихся серьезные сдвиги в деятельности сердечно¬сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах и бросках мяча, его ловля и ведение нападающие удары, блокирование, укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Также разнообразные движения в спортивных играх способствуют укреплению нервной системы, улучшению обмена веществ и деятельности всех систем организма занимающихся. Продолжительная игра способствует повышению работоспособности. Спортивные игры являются и средством активного отдыха для студентов, занятых умственной деятельностью, имеет большое оздоровительное значение[ 1,2,3].

При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается психофизическая устойчивость к различным условиям внешней среды: способность проявлять устойчивость внимания, восприятия, памяти, их сосредоточение и переключение в условиях дефицита времени, умственного утомления, нервно-эмоционального напряжения, стресса; достигается оптимизация работоспособности, обеспечивается профилактика нервно-эмоционального и психофизического утомления и повышение эффективности учебного труда студентов. Все вышеперечисленное в свою очередь способствует их профессиональной психофизической готовности.

Поэтому в НИУ МГСУ много лет осуществляет профессиональную психофизическую подготовку методические отделения баскетбола, волейбола, футбола, работающие по учебной программе физической культуры с акцентом на эти виды спорта и курсов спортивного совершенствования (сборные команды университета) по ним[4].

Коллективные действия в процессе игр воспитывают нравственные качества: общительность, чувство товарищества, способность жертвовать личными интересами ради интересов коллектива. А также развивают психофизические качества: быстроту (скоростная работоспособность), ловкость (выполнение действий в меняющихся нестандартных условиях) и специальную скоростную выносливость (игровая выносливость скоростно-силового характера). При выборе вида спорта для самостоятельных занятий можно рекомендовать спортивные игры для студентов эмоциональных, коммуникабельных, легко отвлекающихся и включающихся в какую-либо деятельность.

Учебно-тренировочные занятия по этим видам развивают такие волевые качества занимающихся как инициативность, самостоятельность и сопутствующие им: настойчивость, решительность, самообладание и др.

Как отмечают современные специалисты в области спортивных игр, занятия перечисленными видами спорта оказывают большое влияние на развитие мозга. Разнообразные сигналы во время игры стимулируют функционирования нервных клеток и взаимосвязей между ними, оказывают содействие проявлению и развитию преемственных (генетических) возможностей нервной системы. Это является весьма актуальным для студентов строительных вузов.

В этих видах спорта постоянно изменяется игровая ситуация. Ход событий на площадке заранее неизвестен студенту - спортсмену и тренеру. Действовать приходиться в зависимости от ситуации, а не по определенным программам. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не отрабатывание стандартных навыков, а творческая деятельность - мгновенная оценка ситуации, решение тактической задачи, выбор соответствующих действий. Игрок, который находится на площадке, должен оценивать расположение игроков своей команды и соперника, анализировать особенности возникающих комбинаций, предусматривать направление передач мяча и т.п. В условиях недостаточности времени успешность его действий определяется не только правильность избранных решений, но и скоростью прохождения нервных процессов.

Профессиональная деятельность специалистов строительной отрасли требует высокого уровня активности коры головного мозга (оперативное мышление)[ 1,2,3 ].

Эффект соперничества в соревновательной деятельности является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве профессиональных видов деятельности уже сам общественный контакт вызывает соревнование, увеличивающее работоспособность, направленную на достижение максимально качественного результата в деятельности.

Соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния студента, происходит настрой на более высокий уровень двигательной деятельности, существенная мобилизация ресурсов его организма. Изменяются объективные показатели: увеличивается частота сердечных сокращений и потребление кислорода, возрастает легочная вентиляция, повышается температура тела и артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это повышает тренировочный эффект от занятий[2,3].

Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях — важнейшие качества, развиваемые спортивными играми. Это, прежде всего, связано с развитием определенных особенностей зрительных восприятий. Игровая деятельность занимающихся требует, чтобы у них было развитое периферическое зрение, которое необходимо и на строительной площадке.

Выполнение любого технического приема в спортивных играх проходит под постоянным контролем сознания. Одной из очень важных психологических особенностей двигательных навыков игровиков является то, что студент, выполняя те или иные приемы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Все это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений.

Занятия в учебно-методических отделениях по спортивным играм, участие в соревновательной деятельности по ним развивают у студентов такие профессионально важные для инженера-строителя качества, как:
- инициативность — умение быстро самостоятельно применять эффективные тактические приемы;
- предвидение — умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты, как его, так и своих действий на площадке;
- наблюдательность — умение быстро и правильно подмечать по ходу игры важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке;
- адекватные двигательные реакции (простая двигательная реакция, реакции выбора, переключения и слежения);
- сообразительность — умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия;
сенсомоторная координация (способность быстро перестраивать двигательные действия в соответствии с внезапно метающейся обстановкой);
- высокая тактильная и кинетическая чувствительность;
- оперативное мышление (быстрый анализ поступившей информации, принятие решения и быстрая его реализация);
- оперативная память;
- внимание (объем, переключение, устойчивость внимания);
-нервно-эмоциональная устойчивость (способность сохранять высокую работоспособность в различных стрессовых ситуациях без отрицательных последствий для себя);
- решительность, готовность рисковать;
- нормативность, дисциплинированность;
- вестибулярная устойчивость;
-креативность;
- коммуникабельность;
-точность глазомера, быстрая и точная реакция слежения, периферическое зрение [3,4, 5,6].

Развитие вышеперечисленных важных качеств и способностей, необходимых инженеру строительной отрасли определяет профессиональную направленность баскетбола, волейбола, футбола и они становятся важнейшим компонентом профессиональной психофизической подготовки.

Литература

1. Бумарскова Н.Н. Профессионально-прикладная подготовка инженера- строителя // Проблемы совершенствования физического воспитания студентов : материалы международной . НПК Москва, 2012. С. 239-241
2. Бумарскова Н.Н. Уровень сформированности физической культуры у студентов // Инновационные аспекты физической культуры и спорта : сборник материалов НПК МГСУ. Москва, 2013. С 7-8
3. Гарник B.C. Баскетбол как средство профессиональной психофизической подготовки. Сборник материалов науч. практич. конференции МГСУ «Место физической культуры и спорта в подготовке конкурентоспособных специалистов». Вып.З, М. МГСУ, 2010.
4. Гарник B.C., Лазарева Е.А.. Занятия спортивными играми в подготовке инженера-строителя. Сборник материалов науч. практич. конференции МГСУ «Проблемы и перспективы развития физического воспитания студетов. Вып. 4М. МГСУ 2011.
5. Лазарева Е.А. Методические основы занятий волейболом в вузе. Уч. пособие, М. МГСУ 2010.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.03.2019)
Просмотров: 15 | Теги: спортивные игры | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь