Вторник, 20.02.2018, 16:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

В.С.Суханова, И.С.Потылицын, М.Г.Суханова

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Современные виды двигательной активности привлекают своим разнообразием. Но такое, давно известное и эффективное средство физической культуры как туризм, не утратил своей эмоциональности, привлекательности и материальной доступности для молодежи, а его использование позволяет повысить объем двигательной активности.

Спортивно-оздоровительный туризм эффективно реализует образовательные, спортивные, рекреативные и оздоровительно- реабилитационные функции физической культуры. Имеет большое воспитательное значение, используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-волевого, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях [4, 5, 6].

Долгое время спортивно-оздоровительный туризм отожествлялся с упражнениями рекреационного характера [2]. В настоящее время он, как вид спорта, входит в Единую спортивную классификацию, что способствует реализации принципа максимальных нагрузок.

Туризм, как средство физического воспитания, характеризуется естественной прикладностью и включает разнообразные - по форме, содержанию, интенсивности и продолжительности - двигательные действия в зависимости от существующих видов туризма. Спортивное совершенствование в каждом из видов предполагает специальную подготовку, приобретение и владение специфичными умениями и навыками, а также способствуют созданию базы общей физической подготовки.

Кроме того спортивно-оздоровительный туризм относится к видам спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность с проявлением психофизиологических процессов.

Актуальность наших исследований заключается в определении влияния занятий туризмом на физические и психофизиологические показатели спортсменов.

Цель исследования: изучение влияния спортивно-оздоровительного туризма на физическую подготовленность и психофизиологические показатели занимающихся.

Объектом данного исследования явилась тренировочная деятельность в спортивно-оздоровительном туризме.

Предмет нашего исследования - двигательная подготовленность и психофизиологические показатели спортсменов-туристов.

Основное противоречие, которое мы пытались разрешить в своей работе: противоречие между потребностью определения уровня физической подготовленности и психофизиологических показателей туристов в целях повышения эффективности тренировочного процесса, с одной стороны, и недостаточным количеством таких исследований - с другой.

Гипотезой нашего исследования явилось предположение о том, что определение влияния спортивно-оздоровительного туризма на двигательную подготовленность и развитие психофизиологических показателей занимающихся, позволит повысить эффективность тренировочного процесса.

Практическая значимость проведенных исследований заключается в том, что нам удалось унифицировать арсенал средств определения уровня физической подготовленности и развития психофизиологических показателей спортсменов и обосновать целесообразность их использования для повышения качества контроля тренировочного процесса. Результаты исследования внедрены в практику спортивной подготовки спортсменов-туристов Туристского Клуба «Вертикаль» (г. Тула).

Специалисты [6] утверждают, что достижение высоких результатов в туризме в наибольшей степени зависит от способности организма противостоять утомлению во время длительного выполнения физических упражнений (т.е. выносливости), далее - от эмоциональной устойчивости, темпа и координации движений, быстроты.

В настоящей работе были исследованы показатели, определяющие уровень физической и психофизической подготовленности, динамика этих показателей в ходе педагогического эксперимента.

В спортивном туризме есть многочасовая работа циклического характера, связанная, например, с длительными передвижениями с рюкзаком. Эта работа, как правило, умеренной мощности. Есть в туризме и ациклическая работа при преодолении различных естественных препятствий.

В основном эта работа также умеренной мощности, хотя отдельные части ее находятся в зонах больших, субмаксимальных и максимальных мощностей.

Для характеристики походного спортивно-оздоровительного туризма, как вида спорта, представляют определенный интерес данные, полученные Федотовым Ю.Н. и Востоковым И.Е. [3]. По их мнению, для всех квалификационных уровней спортсменов характерно следующее приоритетное распределение физических качеств: 1 - выносливость; 2 - координация; 3 - сила; 4 - быстрота; 5 - гибкость.

Также делается вывод, что альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, лыжный спорт и легкая атлетика в определенной степени могут быть использованы как аналоги формирования представлений о нагрузках в спортивно-оздоровительном туризме [6].

В настоящее время спортивно-оздоровительный туризм развивается по двум направлениям - спортивные походы и туристское многоборье.

Для оценки физической подготовленности и уровня развития физических качеств в данной работе исследовались скоростные, скоростно-силовые способности, силовая и общая выносливость.

Исследователи [1] утверждают, что общая выносливость, сила, быстрота являются профессионально важными физическими качествами.

Скоростные способности оценивались контрольным упражнением, бегом на 100 м.

Критерием оценки силовой выносливости послужило число подтягиваний в висе на перекладине у юношей и сгибаний-разгибаний рук в упоре лежа - у девушек.

Скоростно-силовые способности оценивались с помощью прыжка в длину с места, т.к. в этом упражнении наряду с непредельным напряжением мышц требуется значительная быстрота движений.

Способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы, т.е. общая или аэробная выносливость определялась косвенным способом - по времени преодоления дистанции бега на 2000м - у девушек и 3000 м - у юношей.

Средние значения показателей даны в табл. 1-2.

Анализ скоростных способностей юношей (табл. 1) и девушек (табл. 2) экспериментальных групп в беге на 100 м показал, что результаты до и после педагогического эксперимента достоверно различаются (Р<0,05), чего нельзя сказать об испытуемых контрольных групп.

В процессе педагогического эксперимента у спортсменов экспериментальных групп также достоверно (Р<0,05) улучшились показатели в беге на выносливость (2000 м - у девушек и 3000 м - у юношей), что показано в таблицах 1-2.
Увеличение в экспериментальных группах результатов в беге на выносливость является наиболее значимым. Это объясняется тем, что занятия туризмом развивают выносливость.

Также улучшились в экспериментальных группах показатели скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) с достоверной разностью Р<0,05 (табл. 1 -2).

Кроме того в конце педагогического эксперимента наблюдался прирост показателей силовых способностей в большей степени в экспериментальных группах (Р <0,05), чем в контрольных. У студентов контрольных групп также наблюдалось улучшение перечисленных показателей, но достоверная разность результатов выше границы 0,05 (табл. 1 -2).

Таблица 1
Сравнительная характеристика физической подготовленности  юношей до и после педагогического эксперимента

Условные обозначения:
а1, b1, l1, n1 - средние показатели физической подготовленности до начала педагогического эксперимента;
а2, b2, l2, n2- средние показатели физической подготовленности после эксперимента.

Таблица 2
Сравнительная характеристика физической подготовленности  девушек до и после педагогического эксперимента

Условные обозначения:
а1, b1, l1, n1 - средние показатели физической подготовленности девушек до начала педагогического эксперимента;
а2, b2, l2, n2 - средние показатели физической подготовленности после педагогического эксперимента.

Сравнение физической подготовленности юношей контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента не выявило достоверных различий, что говорит об однородности групп (табл. 3). После эксперимента показатели общей выносливости (бег на 3000 м), силовых способностей (подтягивание) достоверно различаются (Р <0,05).

Таблица 3
Сравнительная характеристика физической подготовленности  юношей в процессе педагогического эксперимента

Таблица 4
Сравнительная характеристика физической подготовленности  девушек в процессе педагогического эксперимента

Достоверных различий у девушек обеих групп в начале эксперимента также не наблюдалось (табл. 4). После эксперимента показатели в беге на 2000 м и силовых качеств достоверно различаются (Р<0,05) (табл. 4).

В заключение можно сделать следующие выводы.

1. В настоящее время спортивно-оздоровительный туризм развивается по двум направлениям - спортивные походы и туристское многоборье. Система подготовки в спортивном туризме является многогранным процессом, основными компонентами которой являются общетуристская, специальная, физическая, техническая, тактическая психологическая и интегральные виды. В процессе занятий туризмом предъявляются высокие требования к физической подготовке.

2. Для определения физической подготовленности в туризме, в батарею тестов должны входить испытания на выносливость, силу, быстроту и скоростно-силовое качество. Они отражают характер нагрузки в данном виде спорта.

3. Педагогический эксперимент выявил положительную динамику физической подготовленности туристов. Достоверно улучшились скоростные способности юношей и девушек экспериментальных групп в беге на 100 м (Р<0,05), показатели в беге на выносливость (2000 м - у девушек и 3000 м - у юношей). (Р<0,05) показатели скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места) (Р<0,05) силовых способностей (Р<0,05). У студентов контрольных групп также наблюдалось улучшение перечисленных показателей, но достоверная разность результатов выше границы 0,05.

Список литературы

1. Булич, Э.Г. Современные достижения науки о здоровье / Э.Г. Булич // Теория и практика физической культуры .- 2004.- 1.- С. 62 - 63.
2. Кизько, А.П. Принципиальные вопросы корректности результатов экспериментального исследования в области физического воспитания и спорта / А.П. Кизько //Теория и практика физической культуры .- 2004.- 1.-С. 59-61.
3. Макаров, В.М. Тенденции роста числа спортсменов по спортивно - оздоровительному туризму (на примере Тульской области) / В.М. Макаров, В.П. Аксенов // Материалы сборника межрегиональной научно - практической конференции с международным участием «Образовательные аспекты туризма: менеджмент, маркетинг, инновации, коммуникации». - Тула, 2004. - С. 11-15.
4. Макаров, В.М. Исследование результатов специального теста для туристского многоборья горного и пешеходного видов / В.М. Макаров, В.П. Аксенов // Материалы XIV Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся «Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире». - Коломна, 2004. - С. 128 - 129.
5. Спортивный туризм на современном этапе: состояние, проблемы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 19 апреля 2009 г. г. Уфа: Издательство БГПУ, 2009. - 142 с.
6. Юрченко, А.А. Особенности влияния различных по протяженности и рельефу местности туристских пешеходных походов на физическую подготовленность и функциональное состояние систем организма студентов / А.А. Юрченко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №9(79). - С. 175-179.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.02.2018)
Просмотров: 22 | Теги: туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь