Четверг, 14.12.2017, 03:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Социально-педагогические и психологические аспекты спортивного и спортивно-оздоровительного туризма

Н.И.Белим, К.Г.Томилин

Социально-педагогические и психологические аспекты спортивного и спортивно-оздоровительного туризма

Аннотация. В статье представлены результаты Всероссийской научно- практической конференции «Молодежный спортивный и спортивно- оздоровительный туризм: современное состояние и перспективы развития», которая состоялась 17-20 мая 2016 года в Сочинском государственном университете.

Ключевые слова: конференция, молодежный спортивный и спортивно- оздоровительный туризм.


Введение. 17-20 мая 2016 года в Сочинском государственном университете состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Молодежный спортивный и спортивно-оздоровительный туризм: современное состояние и перспективы развития» (konfsochi@bk.ru), в которой приняло участие более 130 студентов, аспирантов и преподавателей из российских городов, а также из стран ближнего зарубежья: Казахстан, Украина,Беларусь.

Цель исследования. Обобщение социально-педагогических и психологических аспектов спортивного и спортивно-оздоровительного туризма.

Результаты исследования. На пленарном заседании наибольший интерес вызвал доклад И.А. Апухтина и А.В. Апухтина (СГУ, г. Сочи, Россия) «Туризм Поколения Y: новые стратегии и трансформации» [1, с. 8-11]. Понятие «поколение» укладывается в примерно равные исторические отрезки, по краям которого находятся точки разлома социального и культурного порядков, а внутри - особые нормы ориентации и идентификации, субкультуры представителей определённой возрастной группы, свойственные им стиль жизни, а значит схожие нормы и стили потребительского поведения.

Анализируя сегмент потребителей турпродукта - туристов поколения Y (1981-2000 гг. рождения), отмечено, что динамика роста трат на путешествия у них составляет примерно 9 % в год. У двух третей Y-туристов есть дисконтные карты туроператоров, авиалиний, гостиничных компаний, сетей ресторанов.

Примерно 65 % Y-туристов совершают поездки за пределы своей страны, и, зачастую, решения о них принимают спонтанно, в последнюю минуту, поэтому характеризуются коротким периодом бронирования. Наиболее интересными странами для путешествий Y-ки считают Австралию (36 %), Италию (34 %), Новую Зеландию (32 %), США (32 %), Францию (30 %). Из целей визитов превалирует пляжный отдых (36 %), знакомство с культурой страны пребывания (35 %), познавательный туризм (28 %), отдых с друзьями (26 %), приключения (24 %). Шопинг для них не является самоцелью; их любимые сувениры - это истории о путешествиях и фотографии на личной странице в Instagram, Facebook, Twitter, VK.

Сегодня около 90 % путешествующих Y-ков имеют смартфоны, и от 10 до 25 процентов предпочитают регистрироваться и расплачиваться за услуги в отелях с помощью них. Y-ки привносят не только существенные изменения в сферу туризма и гостеприимства, но становятся причиной создания и развития новых концепций формирования турпродукта, стратегий построения самого бизнеса.

Н.И. Белима (СГУ, г. Сочи, Россия) изучал проблемы развития туризма в Российской Федерации (1, с. 15-18), которые можно объединить в определенные группы.

Экономические: достаточно высокие цены на авиабилеты, на проживание в гостиницах и пансионатах, при недостаточно высоком уровне обслуживания; попасть в отдаленные населенные пункты для спортивного и спортивно- оздоровительного туризма нередко бывает очень трудно; туры, предлагаемые российскими агентствами значительно уступают в цене и качестве обслуживания зарубежным.

Политические: развитие туризма является приоритетной задачей нашего государства, но далеко не всегда это приносит свои плоды. Из этого можно сделать вывод, что средства, вкладываемые в развитие туризма крайне малы; напряженная обстановка с рядом зарубежных стран негативно влияет на приток иностранных туристов; визовый режим с некоторыми странами затрудняет выезд для занятий туризмом за границей и въезд в нашу страну.

Социальные: низкий уровень «культуры отдыха» жителей Российской Федерации; неравномерное развитие туризма в России; ненадежность страховых гарантий (человек не до конца застрахован от несчастных случаев), что объясняет плохую репутацию туристического бизнеса в России; отсутствие интереса к туризму людей после выхода на пенсию, из-за малых доходов, либо не развитой культурой отдыха (но в последнее время наметилась положительная тенденция в этом вопросе и ситуация в целом меняется).

К.Г.Томилин (СГУ, г. Сочи, Россия) представил доклад «Яхтинг: молодежный спортивный и спортивно-оздоровительный туризм» [1, с. 65-69]. На пороге III тысячелетия человечество сталкивается с рядом проблем, от решения которых зависит успешность развития цивилизации на земле. Сюда входят религиозные и этнические конфликты, проблемы экологии и сохранения природных ресурсов и т. д., а также, вопросы воспитания, образования молодежи и обеспечения здоровья людей.

Одним из мощных рычагов воздействия на молодежь является спорт и, в первую очередь «яхтинг», с его «экологическими установками», высоким уровнем политехнических знаний и умений, совершенствованием операторских способностей, физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовкам.

Опыт Испании, Франции, Турции, Дании и других стран наглядно демонстрирует, что парусный туризм вносит значительный вклад в национальную экономику. И в развитых европейских странах идет целенаправленная стимуляция детей и молодежи к занятиям парусным спортом - отличным средством оздоровления и ранней профессиональной подготовки к морским профессиям, так необходимым водным курортам Юга России.

С.А. Селезнев и К.Г. Томилин (СГУ, г. Сочи, Россия) доложили работу «Подготовка Горных спасателей для Сочинского региона» [1, с. 59-61]. Анализ мирового опыта подготовки и сертификации по туризму и горнолыжному спорту выделил две ведущие Ассоциации в Канаде («Association of Canadian Mountain Guides» - ACMG) и Франции
(«InternationalFederationofMountainGuidesAssociations» -IFMGA), традиции которых могут быть полезны для России. А именно:

а) Крупные центры совмещают профессиональное обучение соискателей (иногда при участии местных университетов) с сертификацией квалификации.

б) Обучение и сертификация проводятся с акцентом на практические навыки соискателей (40 % теория, 60 % практика), и жесткости требований (до 50 % экзаменуемых не сдают итоговое тестирование).

в) Особое внимание уделяется технологиям работы с клиентом (безупречное обеспечение техники безопасности, предусмотрительность к клиенту, доброжелательность и т. д.). В число учебных дисциплин при обучении включены педагогика и психология.

г) ACMG и IFMGA/UIAGM/IVBVh др. осуществляют формирование компетенций своих обучаемых по двум направлениям: «Зима-Лето».
- «Лето»: - Гид по пешеходному туризму, Инструктор по скалолазанию, Скальный гид, Гид по альпинизму, Горный гид;
- «Зима»: - Лыжный гид - для работы с клиентами на лыжных и сноубордических маршрутах любой сложности (ски-тур, хели-ски, бэккантри- фрирайд и т. п.), а также в районах с постоянным оледенением.

Профессиональные Горные Гиды приглашаются солидными туристскими фирмами для работы с группами во многих горных районах мира. Иметь в туристской группе для обеспечения безопасности гида с сертификатом IFMGA/UIAGM/IVBV престижно, и это гарантирует высокое качество работы.

Для привлечения клиентов во всех рекламных материалах обязательно указывается: «Вашу безопасность обеспечивают гиды IFMGA! Мы работаем только с профессионалами!».

B. А. Кораблев («Туран», г. Алматы, Казахстан) осветил свою работу «Эволюция классификации туристских маршрутов» [1, с. 179-183].

Первый этап охватывал начало 50-х годов, где существовал почти единственный критерий оценки путешествий - умение существовать и передвигаться без посторонней помощи. Второй этап, сложился к концу 50-х годов и отразился в тогдашнем классификационном термине «категория трудности». Третий этап получил свое развитие, начиная с 60-х годов. Оценка маршрутов основывалась на сопоставлении рассматриваемого путешествия и широкого набора маршрутов - эталонов по технической сложности.

В настоящее время в каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия и факторы, отражающие его специфику. Причем, маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия или большее количество (уровень) факторов. Классификация спортивных маршрутов производится в соответствии с единой технологией и требованиями, приведенными в Единой всероссийской спортивной классификации туристских маршрутов
C. Р. Хуснутдинова и М.В. Сафонова (КФУ, г. Казань, Россия) доложили «Спортивные мероприятия мирового уровня и городская среда: возможности и риски» [1, с. 228-231]. Преимуществаот проведения спортивных событий мирового уровня могут иметь долгосрочные последствия и могут быть разделены на «материальное» и «нематериальное». «Материальными» результатами явились привлеченные инвестиции, новые современные спортивные сооружения, наличие которых позволило проводить новые спортивные мероприятия мирового уровня. Так в 2014 году в Казани прошел Кубок мира по хай-дайвингу, а в 2015 город принял 16-ый Чемпионат мира ФИНА по водным видам спорта, в 2018 году Казань станет одним из городов, принимающим Чемпионат мира по футболу.

«Нематериальные» результаты - узнаваемость города, рост туризма, ценность здорового образа жизни, рост патриотизма и гордости за город.

Заключение. Конференция в Сочи прошла на высоком научном уровне. По окончанию конференций состоялась традиционная экскурсия иногородних участников в Олимпийский парк и Красную Поляну. По итогам научно- практической конференции был выпущен сборник, с индексацией статей на платформе РИНЦ.

Литература:

1. Молодежный спортивный и спортивно-оздоровительный туризм: современное состояние и перспективы развития: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Сочи, 17-20 мая 2016 г. / Отв. ред. к.п.н., доц. К.Г. Томилин. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2016. - 282 с.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (17.11.2017)
Просмотров: 19 | Теги: спортивно-оздоровительный туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь