Понедельник, 27.05.2019, 04:10
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СПОРТИВНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СОСТЯЗАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «КРИМИНА

ЗИБЕРОВА О.С., кандидат юридических наук
ПАРУНОВ И.М.,

СПОРТИВНО-КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА КАК ТЕХНОЛОГИЯ СПОРТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО СОСТЯЗАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИН «КРИМИНАЛИСТИКА» И «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»)

Обучение, профессиональное обучение, обучающие технологии, спортивно- интеллектуальное состязание, спортивно- криминалистическая эстафета, криминалистика, физическая подготовка.

Статья посвящена вопросам использования современных форм обучения в образовательном процессе ведомственного вуза для подготовки сотрудников органов внутренних дел. Основное внимание авторов уделено разработанной ими в составе научного творческого коллектива технологии спортивно-интеллектуального состязания «Спортивно-криминалистическая эстафета». Делается вывод о том, что включение такой технологии в образовательный процесс позволит провести объективную проверку знаний обучающихся по криминалистике, оценить уровень их профессиональной спортивной подготовки, выявить их способности решать в качестве сотрудников полиции практические задачи и ситуационные задания в состоянии физического утомления.

 

В последние годы все большее значение придается профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов, способности на высоком уровне выполнять поставленные задачи, принимать верные тактические решения, в том числе в условиях повышенной физической нагрузки и в состоянии утомления.

Физическая нагрузка и физическое утомление - это неотъемлемые составляющие повседневной деятельности сотрудников полиции, особенно в условиях несения службы в суточных нарядах, выполнения оперативных задач, а также служебной деятельности в период подготовки и проведения массовых культурных, политических, общественных, спортивных мероприятий, в том числе международного значения.

Эффективность деятельности сотрудников полиции определяется количественными и качественными показателями, которые отражаются в статистической отчетности. Статистика последних лет отражает постоянное повышение нагрузки на сотрудников правоохранительных органов, связанное, в частности, с необходимостью на высоком профессиональном уровне обеспечивать общественную безопасность и правопорядок на представительных, международных и важных для страны мероприятиях. У сотрудников полиции России есть опыт работы в период проведения XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи, XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016», Кубка конфедераций по футболу 2017 года, XX саммита Россия-АСЕАН, российских этапов Чемпионата мира «Формула-1» и т.д. Очередное событие, к которому готовилась Россия и ее полиция, - Чемпионат мира по футболу 2018 года.

Ежедневная профессиональная деятельность российского полицейского сопряжена с высокими эмоциональными и физическими нагрузками, выполнение обязанностей осуществляется в условиях повышенной физической утомляемости. Именно поэтому особые требования предъявляются к методикам обучения в вузах системы МВД России. Обучающийся должен не только получить знания и практические навыки, необходимые для самостоятельного выполнения в будущем служебных задач, но и научиться действовать с высокой степенью результативности, независимо от факторов, способных снизить качество и количество выполняемых профессиональных задач.

Результативность - это отношение фактического результата к плановому. Результатом (от лат. Resultatus - отраженный) является конечный итог, завершение какого-либо действия [1]. Под результативностью профессиональной деятельности сотрудника полиции за определенный период (год, квартал, месяц, день) можно понимать способность в максимально короткие сроки при минимальных эмоциональных, физических, технических и материальных затратах выполнить социально ориентированные и общегосударственные задачи, как предусмотренные планами на соответствующие периоды, так и возникающие в рамках оперативного планирования и в условиях неотложности.

Как отмечает С.Е. Кораблев, степень доверия населения к полиции является одним из критериев результативности деятельности полиции [2]. Об этом законодатель упомянул и в Федеральном законе «О полиции» [3]: «...основное стратегическое направление - открытый и социально ориентированный характер деятельности сотрудников органов внутренних дел». А.К. Киселев указывает, что одним из важнейших критериев эффективности (как составного элемента результативности) деятельности современной полиции как в России, так и за рубежом является обеспечение общественной безопасности и эффективного контроля над преступностью [4]. Полагаем, что эти позиции взаимосвязаны и во многом взаимообусловлены, особенно на современном этапе развития общества, когда одной из главных угроз мирового порядка является международный терроризм [5].

На результативность профессиональной деятельности сотрудника полиции влияют: уровень профессиональной подготовки, сложность и объем поставленных задач, условия труда (материально-техническое обеспечение), физическое здоровье, психоэмоциональное состояние сотрудника, состояние его организма в момент выполнения поставленной задачи или разрешения оперативно-следственной практической ситуации (степень утомляемости организма) и др.

В истории развития профессионального обучения полицейских в России и зарубежных странах можно выделить четыре исторических этапа:

1. Период становления профессионального обучения полицейских (конец XIX века - начало XX века). На этом этапе его основу составляло изучение законодательства, правовой базы деятельности, а также общефизическая и огневая подготовка.

2. Период с начала и до середины XX века. Для него характерен упор на совершенствование профессиональных навыков, в том числе дифференцирование общеполицейских знаний по профилям: следственная деятельность, оперативная деятельность, экспертная деятельность и пр.

3. Период с 70-х годов и до начала XXI века характеризуется формированием системы современного профессионального обучения полицейских кадров.

4. В период с начала XXI века и до настоящего времени происходит совершенствование системы профессионального образования полицейских для того, чтобы оно отвечало современным требованиям общества и государства.

Образовательный и культурный уровень полицейских рассматривается сегодня как основной фактор, обеспечивающий прогрессивное развитие полиции, а полицейское образование - как мощный резерв повышения эффективности полицейской деятельности [6]. Поэтому важно включать в процесс обучения сотрудников органов внутренних дел технологии, позволяющие усваивать теоретический и практический материал в условиях повышенных физических нагрузок и утомленности организма.

Рис. 1. Схема прохождения этапов интеллектуально-спортивного состязания «Спортивно-криминалистическая эстафета».

Одной из таких технологий являются бинарные занятия [7] (учебные мероприятия, направленные на сочетание педагогических технологий, используемых преподавателями разных кафедр). Нам представляется продуктивной обучающая технология профессионального обучения в виде спортивно-интеллектуального состязания [9], разработанная совместно кафедрой криминалистики и кафедрой тактико-специальной, огневой и физической подготовки Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. Эта технология получила название «Спортивно-криминалистическая эстафета».

Обучающая технология «Спортивно-криминалистическая эстафета» сочетает в себе игровые формы учебной деятельности [8], проверку итоговых знаний обучающихся по курсу криминалистики, общефизической и профессиональной подготовки, а также оценку эффективности принятия решений в предложенных теоретических заданиях и проблемных практических ситуациях на фоне повышенной утомленности организма в результате выполненных физических упражнений.

Более подробно остановимся на такой форме реализации технологии, как спортивно-интеллектуальное состязание. Такое состязание проводится после первого семестра учебного года с курсантами 4 курса по итогам изучения дисциплины «Криминалистика» с учетом уже сформированной у них к этому времени на высоком профессиональном уровне физической подготовки. Цель проведения интеллектуально-спортивного состязания - выявление способности обучающихся решать ситуационные практические задачи и принимать тактические решения по криминалистике в состоянии физического утомления.

Основные задачи спортивно-криминалистической эстафеты:

- вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической подготовкой и спортом;

- стимулирование обучающихся к повышению образовательного уровня в часы самоподготовки по дисциплине «Криминалистика»;

- проверка итоговых знаний обучающихся по дисциплине «Криминалистика» в условиях объективной среды с учетом скорости принятия решений и представления ответов, а также состояния физической подготовленности;

- укрепление у обучающихся духа товарищества, борьбы за интересы коллектива, формирование личностных качеств.

Условия проведения спортивно-криминалистической эстафеты: к участию в соревнованиях допускаются курсанты 4 курса; состав команд - 10 человек от каждого взвода: 8 юношей и 2 девушки; на первом и последнем этапе выступают девушки; форма одежды - спортивная. Состязания проходят в три этапа, каждый из которых состоит из выполнения силовых упражнений, скоростного пробе- гания отрезков дистанции, а также решения ситуационных и практических заданий. Схема прохождения этапов эстафеты представлена на рисунке 1.

1. Выпрыгивание вверх из положения упор-присед 10/15 раз (девушки/юноши).

2. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (отжимание) 5/20 раз (девушки/юноши). Бег с ускорением согласно схеме.

3. Место решения ситуационных и практических заданий (три задания на каждом этапе). Задания предлагаются в формах тестов и практических задач.

Штраф за каждое неправильно решенное задание - пробегание штрафного шестиметрового отрезка в обоих направлениях. Одно неправильно решенное задание предполагает пробегание по схеме: a - b - a - d; два неправильно решенных задания: a - с - a - d; три неправильно решенных задания: a - d - a - d.

Пункт «d» - место передачи эстафеты следующему участнику команды.

Эстафета проводится без пауз между этапами. Участник, пробежавший свой этап и выполнивший все задания, становится в конце колонны своей команды и начинает следующий этап сразу после завершения предыдущего этапа участником, за которым он находится. Эстафета передается касанием следующего участника своей команды. Победителем становится команда, первой завершившей все этапы эстафеты.

Гибкость представленной технологии позволяет модифицировать спортивно-криминалистическую эстафету как в сторону усложнения этапов, так и в сторону их упрощения: общефизические упражнения могут быть дополнены или заменены боевыми приемами борьбы, при невыполнении приема или при ненадлежащем его выполнении обучающемуся необходимо выполнить дополнительный прием; теоретические задания или ситуационные задачи по криминалистике могут быть дополнены или заменены элементами работы с криминалистической техникой (например, необходимо выявить и изъять след или группу следов, вынести постановление о назначении экспертизы и т.д.).

Спортивно-криминалистическая эстафета, проводимая в рамках профессионального обучения сотрудников полиции по дисциплинам «Криминалистика» и «Физическая подготовка», представляет собой инновационную педагогическую технологию. Формами ее реализации могут быть: спортивно-интеллектуальное состязание, бинарное практическое занятие по дисциплинам «Криминалистика» и «Физическая подготовка», совместное заседание научных кружков (в этом случае задания и задачи, предложенные для прохождения эстафеты, должны выходить за пределы курса общих знаний по криминалистике и должны быть связаны с углубленным изучением научно-теоретических положений и знакомством с передовыми достижениями науки криминалистики; упражнения по физической подготовке должны включать инновационные упражнения).

Включение в образовательный процесс технологии «Спортивно-криминалистическая эстафета» в виде спортивно-интеллектуального состязания позволит провести объективную проверку знаний обучающихся по криминалистике и оценить уровень их профессиональной физической подготовки, выяснить способности обучающихся как сотрудников полиции решать практические задачи и ситуационные задания в состоянии физического утомления. Большое значение проведение таких состязаний имеет для популяризации занятий спортом и повышения образовательного уровня по дисциплине «Криминалистика», а также для укрепления командного духа в среде обучающихся, формирования у них личностных лидерских качеств.

 
Библиографический список:

1. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2005. 1216 с.
2. Кораблев С.Е. Профессиональное обучение полицейских: социально-психологический аспект // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии. 2017. № 3-3. С. 111-119.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Киселев А.К. Краткий экскурс в историю полицейского образования и обучения в Европе // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-4. С. 111-114.
5. Зиберова О.С. Проблемы выявления фактов финансирования терроризма // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 3 (45). С.61-64.
6. Shafer K.H. High-Performance Policing for the 21st Century // The Police Chief. 1997. Nov.
7. Королев А.Н., Мельникова О.Ю., Германская Л.Г. Бинарные занятия как одна из форм инновационных обучающих технологий в вузе // Экономика и управление в современных условиях. Материалы международной (заочной) научно-практической конференции. Красноярск, 2015. С. 100-104.
8. Сидоров В.В., Зиберова О.С. Учебный квест как игровой элемент аудиторного занятия по юридическим дисциплинам (на примере дисциплин «Уголовный процесс» и «Криминалистика») // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 3 (49). С. 101-103.
9. Зиберова О.С. «Снежный ком» - авторская методика обучения профайлингу при подготовке специалистов по противодействию «теневым» экономическим процессам // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2017. С. 32-33.

Источник: Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. № 2 (52) 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (29.04.2019)
Просмотров: 14 | Теги: профессиональное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь