Пятница, 20.07.2018, 06:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Спорт как средство патриотического воспитания

К.С.Дунаев, В.В.Буторин

Спорт как средство патриотического воспитания

Аннотация. В статье авторами рассматриваются возможности спорта, в частности, биатлона, как средства патриотического воспитания, обосновывается необходимость проведения стрелковой подготовки с юношеского возраста с использованием пневматической винтовки. Приводятся виды соревновательных дистанций у юношей и девушек, их длина, количество рубежей и положения при стрельбе.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, биатлон, стрелковая подготовка.

 

Патриотическое воспитание является одной из составных частей гражданского воспитания и представляет собой процесс формирования у человека совокупности чувств, взглядов и действий, представляющихся в любви к своей Родине, преданности Отечеству, своему народу [5].

Одной из сторон патриотического воспитания является воспитание готовности к защите Родины, укрепление ее чести и достоинства. Особенно это остро проявляется в настоящее время в связи с военными действиями, конфликтами, террористическими актами в Сирии, на Украине и других странах мира.

Биатлон в определенной степени является прикладным видом спорта. Навыки, полученные в лыжной гонке и стрельбе оказывают неоценимую помощь на службе и в рядах Российской армии. Поэтому необходимо проведение стрелковой подготовки с юношеского возраста. Решение этой задачи поможет использование в общеобразовательных школах, в ПТУ, колледжах, ВУЗах, на спортивных секционных занятиях, в ДЮСШ пневматической винтовки.

Стрельба из пневматической винтовки в отличии от стрельбы из малокалиберного оружия безопасно, не требует капитальных строений и больших материальных затрат, более доступно, позволяет охватить большой круг школьников, учащихся, студентов и тем самым увеличить массовость занятий [1, 2, 3]. Кроме того, стрельба из пневматического оружия возможна и при плохих погодных условиях, в частности, в густой туман. Стрельба из малокалиберного оружия производится на расстоянии 50 метров от огневого рубежа до мишени, в то время как стрельба из пневматического оружия ведется на расстоянии до мишени 10 метров. Соревнования по пневматическому биатлону у юношей и девушек проводятся до 16 лет. В начале занятий биатлоном юноши и девушки соревнуются, преодолевая соревновательную дистанцию без оружия. Винтовки находятся в стеллажах на огневом рубеже.

Приводим виды соревновательных дистанций у юношей и девочек, их длину, количество рубежей и положения при стрельбе.

По разработанной классификации соревнований Союзом биатлонистов России (СБР) для юношей 14-15 лет следует: в соревновательном периоде тренировки юноши соревнуются в индивидуальной гонке на лыжах (стрельба ведется из пневматического оружия) — 6.0 км., 4 рубежа стрельбы (лежа — стоя — лежа — стоя) — штраф 30 сек.; в спринте — дистанция 4,5 км., 2 рубежа стрельбы (лежа — стоя), штрафной круг 80 м.; в персьюте — 4,8км., 3 рубежа стрельбы (лежа — лежа — стоя); штрафной круг 80 м.; в масстарте — 4,8км., 3 рубежа стрельбы (лежа-лежа-стоя), штрафной круг 80 м; в эстафете — 3 по 4,5 км., 2 рубежа стрельбы (лежа-лежа), штрафной круг — 80м; эстафета -микс (смешанная эстафета) — 2 по 4,5 км., 2 рубежа стрельбы (лежа, лежа), штрафной круг — 80м.

В подготовительном периоде тренировки юноши 14-15 лет соревнуются на лыжероллерах на следующих дистанциях: индивидуальная гонка — 6 км, 4 рубежа стрельбы (лежа — стоя — лежа — стоя), штраф 30 сек; в спринте — 4,5 км, 2 рубежа стрельбы (лежа -стоя), штрафной круг 80 м.; в персьюте — 4,8 км, 3 рубежа стрельбы (лежа- лежа — стоя), штрафной круг 80 м; в масстарте — 4,8 км, 3 рубежа стрельбы (лежа- лежа — стоя), штрафной круг 80 м; эстафета роллеры — 3 по4,5 км, 2 рубежа стрельбы (лежа- лежа), штрафной круг 80 м; эстафета микс (смешанная эстафета) — 2 по 4,5 км, 2 рубежа стрельбы (лежа- лежа), штрафной круг 80 м.

Кроме того, в подготовительном периоде тренировки юноши 14-15 лет соревнуются в биатлоне и на кроссовой дистанции: индивидуальная гонка — 4,8 км, 3 рубежа стрельбы (лежа — стоя — лежа), штраф 20 сек; в спринте — 3 км, 2 рубежа стрельбы (лежа -стоя), штрафной круг 50 м.; в персьюте — 4 км, 3 рубежа стрельбы (лежа- лежа — стоя), штрафной круг 50 м; в масстарте — 4 км, 3 рубежа стрельбы (лежа- лежа — стоя), штрафной круг 50 м; эстафета- 3 по 3 км, 2 рубежа стрельбы (лежа- лежа), штрафной круг 50 м; эстафета микс (смешанная эстафета) — 2 по 3 км, 2 рубежа стрельбы (лежа- лежа), штрафной круг 50 м.

Одной из важнейших сторон патриотического воспитания является организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. В этой связи спортивная форма членов сборных команд России всегда имеет символику — герб и флаг Российской Федерации, а также само название нашей страны — Россия.

Следует отметить, что критериями искренности, глубины и действенности патриотического воспитания служат реальные дела, поступки, достижения. А в этом прекрасным примером являются победы российских спортсменов на Олимпийских играх, Чемпионатах Мира, когда в честь победителя играется гимн государства и поднимается государственный флаг. Государственный флаг стран поднимается на флагштоке в честь не только победителей, но и всех призеров таких соревнований, как Олимпийские игры, Чемпионаты Мира, Европы, Всемирные Универсиады. В этой связи в сборных командах России по всем видам спорта изучаются слова гимна Российской Федерации.

Следует отметить, что уже в юном возрасте многие спортсмены выступают на соревнованиях за рубежом и знание иностранных языков способствует формированию культуры межнациональных общений, возможности популяризировать, отстаивать интересы своей страны.
Патриотическое воспитание важно также и при воспитании допризывной молодежи, которая вскоре превращается в реальных защитников Отечества. Здесь следует отметить взаимодействия в воспитании подрастающего поколения в семье, в школе, в вузе с военкоматами.

Особое место отводится согласованности организации и проведения соревнований среди допризывников по таким видам спорта как легкая атлетика (бег на 60, 100 метров; кроссу 1, 3км); военизированному кроссу на 1 км с метанием гранат; военно прикладной полосе препятствий; зимнему многоборью (гонка на лыжах 3,5,10 км); стрельба и пневматической или малокалиберной винтовки, подтягивание на перекладине количество раз и другим вилам спорта.

Участие в соревнованиях по биатлону «Снежный снайпер» с использованием пневматической винтовки дает возможность определять как о подготовленности в стрелковой подготовке, так и в функциональной (на примере лыжной) подготовки. В данных соревнованиях можно оценить функциональную подготовку спортсменов, техническую, тактическую и психологическую [4, 6].

Перспективным, на наш взгляд, считаем организацию тренировочного процесса и проведение соревнований по некоторым из перечисленных видов и у девушек, что также будет способствовать усилению значимости патриотического воспитания в нашей стране.

Данное положение можно объяснить тем, что начиная с 11-летнего возраста (3 ступень ГТО), при сдаче норм комплекса ГТО как мальчики, так и девочки одним из видов испытаний (тестов) выполняют стрельбу из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку. Дистанция стрельбы 5 метров. Или используют вариант стрельбы из электронного оружия из тех же положений также на расстоянии мишеней 5 метров от рубежа стрельбы. Причем, следует отметить, что качество стрельбы — по количеству выбитых (набранных) очков на бронзовый, серебряный и золотой знаки — у мальчиков и девочек одинаковое.

Литература:

1. Дунаев К. С., Каширцев Ю. А. Биатлон как средство подготовки учащихся к труду и защите Родины./ Педагогические и физиолого-гигиенический основы совершенствования физического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Тезисы 2 Всероссийской конференции. — 18-20 октября 1983 г.; г. Одесса. — М., 1983 г., С.155-156.
2. Дунаев К. С., Куракин А. Н. Использование биатлона в системе допризывной подготовки молодежи. Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2000 г., Ч. 1, с.29.
3. Дунаев К. С., Алексашин Д. Я., Савицкий Я. И., Загур- ский Н. С. Совершенствование стрелковой подготовки биатлонистов с использованием стрелкового компьютерного тренажера «СКАТТ» и контроль за ней. /Ж.: Теория и практика физической культуры. 2007. № 9, С.49-52.
4. Дунаев К. С. Анализ соревновательной деятельности как фактор оптимизации процесса подготовки Российских биатлонистов к ответственным стартам. /Ж.: Теория и практика физической культуры. 2008. № 2, С.40-43.
5. Сластенин В.А, Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика. Уч. пособие для студентов учебных заведений, М. —2000.
6. Фарбей В. В., Дунаев К. С. Экспериментальные исследования влияния направленности тренировочного процесса на повышения уровня подготовленности биатлонистов. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесграфта.2011. № 3 (73).С.190-194.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (09.07.2018)
Просмотров: 11 | Теги: стрелковая подготовка, биатлон | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь