Суббота, 03.12.2016, 07:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

Е.В.Волобуева, Н.В.Чернякова, Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА

АННОТАЦИЯ. Исследуется проблема повышения качества обучения в высших учебных заведениях с позиций системного подхода к организации учебного процесса по дисциплине или циклам дисциплин. Для анализа качества образования и синтеза образовательной среды и технологии обучения предлагается использовать SA-диаграммы Д. Росса.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: системный подход, качество образования, диаграммы Д. Росса.

 

Современное общество перед системой высшего профессионального образования в качестве основных задач ставит необходимость регулирования качества предметной профессиональной подготовки студентов, а также развитие профессионально ориентированных качеств личности, позволяющих выпускнику вуза быть востребованным на рынке труда. Решение поставленных задач требует не только привлечения высокопрофессиональных управленческих и педагогических кадров, но и системного подхода к проектированию и организации процесса обучения [1]. Он позволяет из сложных процессов формирования качества образования выделить простые технологические операции процесса обучения, поддающиеся управлению, повысить стабильность их функционирования и, что очень важно, найти те проблемы в организации обучения, которые требуют изменения подходов или принципиально нового решения. Для построения модели подсистемы разбиваются на операции (операторы) и процессы (процессоры). Такое моделирование по уровням позволяет определить материальные и информационные потоки, изменение форм и состава компонентов, зафиксировать воспитательные, образовательные, интеллектуальные и другие процессы.

Для определения основных этапов процесса обучения, оказывающих существенное влияние на формирование качества математической подготовки студентов вуза [2], проведен системный анализ педагогических и организационных условий на основе метода SA-диаграмм Д. Росса. SA-диаграммы Д. Росса представляют собой графические изображения, состоящие из блоков и связывающих их дуг, обозначающих соответственно некоторые процессы и потоки данных, циркулирующих между этими процессами [3].

В отличие от общей структуры системного подхода метод SA-диаграмм Д. Росса предполагает разбиение сложной цепочки на локальные подсистемы таким образом, чтобы каждая подсистема в пределах своего уровня взаимодействовала с небольшим числом других подсистем, а ее дальнейшее рассмотрение было возможно в рамках многоуровневого
исследования полученной структуры. Описание имеет форму SA-модели и включает в себя декомпозицию данных и декомпозицию действий. Для выделения части некоторого целого обе декомпозиции используют одну и ту же графическую конструкцию SA-блок. SA-блоки взаимодействуют между собой, что выражается или в пересылке выхода к другому процессу для дальнейшего преобразования, или в выработке управляющей информации, предписывающей способ действия для определенного процесса.

Метод дает общее представление образовательного процесса на структурном уровне, позволяющем выяснить основные моменты отдельных операций, их обобщенные характеристики и при необходимости получить углубленное представление об основных частях.

Рассмотрим процесс получения качественного предметного образования на примере обучения математике студентов вуза (рис. 1).

 

Рис. 1 - Общая модель формирования показателя качества обучения

 
При этом: X - входная информация о студентах; Y - уровень предметной подготовки студентов на выходе; С1 - «качество» студентов; С2 - технология обучения предмету; СЗ - условия обучения; С4 - «качество» педагогических кадров; С5 - цели и нормы; С6 - алгоритм управления; С7 - документация; C.Л - основные содержательные линии как механизм постадийного воздействия на процесс обучения предмету; Ml - средства обучения (технические, учебно-методические, информационные и т.д.); М2 - корректирующие воздействия на технологические параметры (анализ, коррекция или изменение технологий обучения); МЗ - контрольно- измерительные мероприятия.

Схема организации предметной подготовки студентов вуза (рис. 1) является общей моделью для применения формальных методов и процедур моделирования. Согласно приведенной схеме процесс получения качественного образования с использованием SA-диаграмм представлен в виде 5 блоков (рис. 2): 1 - оценка качества довузовской подготовки, диагностика индивидуальных пробелов; 2 - разработка и коррекция стратегии обучения; 3 - реализация разработанной стратегии; 4 - оценка качества предметной подготовки; 5 - Выход на следующий образовательный уровень. Каждый функциональный блок диаграммы может быть представлен в виде совокупности других взаимосвязанных блоков, которые детально описывают необходимый процесс.

В качестве механизмов реализации процессов рассматриваются лица и службы, отвечающие за определенные направления организации образовательного процесса (с учетом тех мероприятий, мер и воздействий, которые они могут и должны осуществлять в рамках своих должностных обязанностей). Кроме механизмов, каждый из участников организации образовательного процесса обладает возможностью проводить анализ результатов определенного вида деятельности или реализации процессов [4], готовить отчет.

Операции блока 1 осуществляются в соответствии с целями и нормами (С5) и документацией (требования ГОС, тексты КИМов и анкет) (С7) посредством проведения контрольно-измерительных мероприятий (МЗ). Абитуриенты, поступившие в вуз, проходят вступительные испытания, входное тестирование и психологическое обследование. На основании полученных данных делается вывод об уровне довузовской подготовки студентов, диагностируются индивидуальные пробелы в знаниях и составляется психологический портрет личности, устанавливается степень соответствия указанных характеристик требованиям предметной и профессиональной подготовки. Информация о характеристиках студентов учитывается при выработке корректирующих мероприятий на всех последующих стадиях образовательного процесса.

Блок 2 является определяющим в формировании качества предметной и профессиональной подготовки студентов вуза. Процесс разработки стратегии обучения и ее последующей коррекции подразделяется на следующие подпроцессы - определение конкретизированных целей учебного процесса; разработка рабочей программы, содержания дисциплины, календарное планирование; выбор педагогической технологии обучения и средств педагогического воздействия; оценка и коррекция выбранных средств. Совокупность знаний о студентах, обладающих определенными характеристиками, на входе в блок, выполнив указанные операции в соответствии с «качеством» педагогических кадров (С4), условиями обучения в вузе (СЗ), описанием норм (С5) и другой документации (С7), служит основой для разработки модели качества подготовки и модели организации предметной подготовки, а также рекомендаций по усовершенствованию методов и средств обучения, календарных сроков и текущих целей процесса обучения. В зависимости от показателей предметной подготовки студентов на каждой стадии могут быть приняты корректирующие решения: преимущественная актуализация тех или иных содержательных линий обучения предмету (CJI); изменение технологических параметров (М2) при формировании педагогической технологии обучения дисциплине (например, методы представления информации, активные методы обучения, личностно-ориентированный или контекстный подход и т.д.), изменение набора средств обучения (технические средства, учебная литература, формы взаимодействия со студентами и т.д.) (Ml).

 
 
Рис. 2 - SA-диаграмма организации предметной подготовки студентов вуза

Для правильного выбора корректирующего решения на каждой стадии должен осуществляться контроль показателей обученности и анализ оптимальности выбранного приема, метода или средства обучения:

Блок 3 - реализация стратегии обучения - представлен подпроцессами: планирование учебного процесса, организация аудиторной деятельности студентов, организация внеаудиторной деятельности студентов (ВДС), организация профессионально- ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов (НИДС), подведение итогов.
Планирование процесса определяется целями и нормами (С5), а также опытом преподавателя (С4). В основе процессов организации аудиторной, внеаудиторной и профессионально ориентированной научно-исследовательской деятельности студентов лежат не только цели и нормы обучения, личность и педагогический опыт преподавателя (С4 и С5), но и возможности вуза, его материально-техническая, информационная и методическая база (СЗ), требования к параметрам, определяющим сконструированную педагогическую технологию (С2).

При организации внеаудиторной и научно- исследовательской деятельности студентов определяющую роль играют также индивидуальные рекомендации предыдущего этапа (С6). В зависимости от показателей усвоения материала, участия в ВДС и НИДС вырабатываются корректирующие решения по изменению технологических параметров системы обучения (М2), и соответствующих им средств обучения (Ml), контрольно-измерительных материалов КИМ (МЗ).

Блок 4 - оценка качества подготовки - предусматривает формирование модели качества знаний, процедуру сравнения с идеальной моделью, диагностику индивидуальных пробелов, формирование стратегии и непосредственно ликвидацию индивидуальных пробелов, подготовку отчетов. Управляющей основой для реализации различных этапов блока являются цели и нормы обучения (С5), выработанная на этапе формирования идеальная модель качества знаний и рекомендации предыдущих этапов. В зависимости от показателей качества довузовской подготовки студентов вырабатываются корректирующие решения по изменению технологических параметров (М2) и в соответствии с ними - средства обучения (Ml), развития основных содержательных линий (СЛ), корректируется стратегия обучения.

Таким образом, основная задача - регулирование качества предметной подготовки - решается, главным образом, посредством направленной процедуры проектирования технологии обучения, максимально приближенной к реальным условиям обучения и качеству подготовки студентов, оптимальной для заданных параметров. Вторая задача - профессиональная подготовка студентов вуза, развитие профессионально ориентированных качеств личности - находит свое решение на стадии реализации спроектированной системы обучения.

Использование метода Д. Росса на стадии общего представления образовательного процесса позволяет рассмотреть процесс организации предметной подготовки студентов в виде SA-диаграмм, определить общую зависимость хода процесса обучения и качества обученности студентов от уровня подготовки абитуриентов, выбранных технологий обучения и существующего технического, информационного, методического, кадрового обеспечения учебного процесса, отследить точки принятия решений, систематизировать информацию и в дальнейшем провести углубленный анализ основных компонентов этих блоков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волобуева, Е.В., Актуальные проблемы развития профессионального образования [Текст] / Е.В. Волобуева, Н.В. Чернякова // Обеспечение качества образования. — 2: сб. науч. трудов. — М.; Воронеж : ИЦПКПС, 2007. - С. 69-71.
2. Волобуева, Е.В. Особенности проектирования и реализации математической подготовки в вузе на основе системного подхода [Текст] / Е.В. Волобуева, Ю.С. Сербулов, Н.В. Чернякова // Вестник ВИВТ . — 2008. — № 3. - С. 186-190.
3. Новикова, Н.Г. Проектирование информационной системы управления качеством обучения в вузе с использованием диаграмм Д. Росса [Текст] / Н.Г. Новикова, Н.В. Чернякова // Инженерная физика: Научный журнал. - 2010. - № 4. - С. 34-37.
4. Новикова, Н.Г. Разработка информационной подсистемы управления образовательным процессом высшей школы с использованием уровневой модели зрелости [Текст] / Н.Г. Новикова, Н.В. Чернякова // Вестник ВГТУ. - 2011. - Т. 7. - № 2. - С. 53-58.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (271), 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (27.09.2016)
Просмотров: 33 | Теги: системный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016