Суббота, 14.12.2019, 17:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ МЕНЕДЖМЕНТА В САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

В.А.Спивак

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ МЕНЕДЖМЕНТА В САМОМЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация. Рассмотрена специфика применения в самоменеджменте таких основных категорий менеджмента, как миссия, видение будущего, целеполагание, стратегия, функции управления. Отмечена необходимость научного подхода к управлению собственной жизнью человека, адаптации и применения теорий и практики современного менеджмента к решению стратегических и текущих проблем.

Ключевые слова: самоменеджмент, научный подход, адаптация категорий менеджмента.


Опираясь на содержание понятия «самоменеджмент», рассмотрим основные аспекты современного менеджмента и их содержание в теории и практике самоменеджмента.

Сначала определим задачи самоменеджмента как науки.

Наука - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов [2, с. 787].

Приведем наш вариант определения понятия «самоменеджмент» как вида менеджмента: Самоменеджмент - это реализация функций и достижений науки и практики управления по отношению к себе и собственной жизни.

Самоменеджмент как научная дисциплина призван решать задачи: 1) описать то, что происходит с самим человеком (ситуация, обстоятельства, положение, в котором оказался субъект или объект внимания, образы, модели субъектов и объектов, заинтересованных лиц, модели ситуаций, других существенных факторов влияния); 2) объяснить условия и причины такого положения вещей, постараться выявить закономерности, общее и частное в сложившемся положении вещей, найти подходящие теории, методики, рекомендации; 3) определить желаемое, предпочтительное, ожидаемое развитие событий, сформулировать цель устремления, образ будущего, сделать прогноз развития объекта исследования и результатов воздействия на этот процесс, применить наиболее подходящие, по мнению исследователя, рекомендации, методики, способы, инструменты для исправления положения, выбрав воздействие, согласно прогнозам, сулящее наибольший успех, наиболее эффективно исправляющее положение.

Если кратко, то, следуя необходимости опираться на научный подход как обеспечивающий наиболее глубокое познание происходящего и предоставляющий не личный, а общемировой опыт и результаты исследований в интересующей области (в нашем случае в области менеджменте и других гуманитарных дисциплин), человеку необходимо определять видение настоящего (если нужно, то и видение прошлого), видение будущего при всей их сложности, и пути перехода в будущее, достижения целей различного горизонта управления и значимости.

Перевод системы из одного состояния в другое требует наличия сопоставимых параметров «до и после», позволяющих с максимальной объективностью фиксировать (посредством учета и контроля показателей) наличие и интенсивность движения в нужном направлении. Образы настоящего и будущего следует описывать в одних и тех же терминах, применять аналогичные понятия и смыслы, включать в их состав одинаковые и вполне сопоставимые элементы. Параметры, показатели, оценочные количественные и качественные характеристики, естественно, отбираются и обосновываются субъектом по-своему, в разных случаях и у разных субъектов они могут быть различными. Определение различий «между прошлым, настоящим и будущим» и разработка научно обоснованной стратегии перехода из настоящего в будущее состояние (с учетом прошлого) составляет сущность стратегического самоменеджмента. Текущие и локальные проблемы также наилучшим, наиболее обоснованным и убедительным образом решаются на базе научного подхода.

Повторим, что используемые модели, критерии, имеющиеся знания, методики, рекомендации каждый субъект выбирает «субъективно», но в случае опоры на научный подход - на основе методологии научного познания.

Субъект познания, исследователь - вы сами, объект - также вы сами и ваша жизнь, предмет - стороны вашей жизни и ваши качества как профессионала и личности, в контексте среды обитания, разных жизненных ситуаций, видов деятельности. Субъектом управления, деятельности по осуществлению изменений, перехода в новое состояние, выбора и использования необходимых ресурсов также являетесь вы сами. Субъектами оценки результатов вашего самоуправления, его эффективности, в первую очередь, являетесь вы сами, а, кроме этого, заинтересованные лица, мнение которых важно для вас. Обычно суть решаемых проблем - несоответствие между реалиями жизни, деятельности, результатами, достижениями и желаниями, ожиданиями, представлениями об успехе и достижениях. Самоменеджмент как вид менеджмента предполагает опору на достижения в области менеджмента и других гуманитарных наук, с учетом субъективности конкретного субъекта и его компетенций, а также результатов выбора полезных для себя знаний. Осложняет выбор и принятие решений в самоменеджменте многообразие определений менеджмента, его видов, моделей, областей исследования и результатов исследования, методик и рекомендаций. При условии согласия с такой точкой зрения на понятие и генезис самоменеджмента, компетентность в области менеджмента (как основа компетентности в области самоменеджмента) является необходимым фактором успеха в управлении собственной жизнью.

Базовыми дисциплинами для самоменеджмента могут быть признаны менеджмент организаций и все области исследования в менеджменте, особенно управление персоналом, лидерство, а также экономика, психология, организационное поведение, социальная психология, социология и другие, составляющие элементы эрудиции субъекта. Выбор базовых дисциплин осуществляет сам субъект на основе признания их полезными, целесообразными для адаптации к специфике области своего исследования. Основным подходом должен быть признан научный подход к познанию и управлению. Методы познания самого себя и значимых других, методы самоуправления выбираются, если необходимо, адаптируются из состава методов базовых научных дисциплин. Не исключается и компиляция методов, теорий, их обоснованное изменение, а также разработка собственных новых знаний.

Повторим, компетентному исследователю самоменеджмента и субъекту, решающему проблемы собственной жизни и деятельности, следует, опираясь на базовые дисциплины, знать теории, методики, измерители, практику применения, обоснование многочисленных точек зрения, осознавать поле своей эрудиции, компетенций. Необходим также процесс погружения в ту область знаний, которая представляется полезной, осмысление и адаптация накопленных знаний.

Рассмотрим специфику реализации основных аспектов менеджмента в применении к самоменеджменту.

То, что в менеджменте определяется как миссия организации, в самоменеджменте представляется смыслом жизни человека. Смысл жизни - осознанное представление человека о его предназначении, смысле существования, целях появления на свет, ради чего он готов жить, умереть, какую память оставить по себе. На основе исследования собственного смысла жизни, знакомства с определениями философов, выдающихся людей, с примерами, возникает возможность представить смысл своей жизни в виде глубоко осмысленной, иногда выстраданной, формулировки или в виде дерева целей жизни, где обобщенная цель жизни декомпозируется на уровень подцелей и целей более низких уровней, которые могут быть определены в параметрах, в показателях.

Важнейшей задачей является разработка моделей как самого себя, так и всех объектов, субъектов, ситуаций, имеющих значение для нашей жизни. Модель самого себя в собственных глазах и в глазах других субъектов, своего образа, имиджа должна разрабатываться как система взаимодействующих элементов, их отношений, свойств, качеств, характеристик, наиболее точно определяющих субъекта, его общее с другими и особенное, в контексте окружающей среды. Необходимо разрабатывать модель себя настоящего, возможно, себя в прошлом для сравнения и выявления тенденций изменений, развития, и себя будущего. По мере выявления актуальных проблем, факторов, препятствующих достижению жизненных целей, может потребоваться моделирование локальных сторон своей личности, отдельных свойств, качеств. В процессе взаимодействия с другими людьми, группами, организациями необходимо представление, модель этих субъектов в прошлом, настоящем и будущем.

Обозначим некоторые виды уместных в данном случае моделей: описательная модель, системная модель, структурная модель, целевая модель (дерево целей), функциональная модель, факторная модель, модели ситуационного анализа, генетическая модель, эмпирическая модель, параметрическая модель, профессиональные и личностные модели, профиль должности, модель трудового потенциала и др. Моделью являются также бренд, имидж, репутация человека.

Видение будущего организации и видение будущего человека представляют собой более или менее развернутую картину, образ, модель самого себя и окружающей среды. Например, каким я вижу себя через несколько лет, свой желаемый образ, свои достижения, в будущей среде - всеобщей и задающей.

Анализ внешней среды, ее прошлого, настоящего и будущего, позволяющий определить свое место в окружающем мире и его влияние на собственные цели и развитие, может изначально основываться на методах ситуационного анализа, в частности, PESTEL-анализа.

Анализ внутренней среды, т.е. самого себя как субъекта отношений в различных сферах жизни, как профессионала и личности, можно осуществить на основе метода SWOT-анализа и многих других. Важно выявить и обосновать свои сильные стороны, свои конкурентные преимущества, с тем, чтобы определить направления развития и инвестиций в него, а также рационально распределить ресурсы.

Цели жизни на каждом уровне системы, или дерева целей, при каждой возможности должны определяться как «более чем умные». В современном менеджменте широко распространена точка зрения, что качества цели должны быть определены в следующих аспектах по аббревиатуре SMART («Smart» на американском сленге означает «ум, проницательность»): Specific - конкретность, Measurable - измеряемость, Agreed - согласованность, Realistic - реалистичность, но и напряженность, Time-related - определенность по времени [4, с. 88-89]. Кроме этого, необходимо, чтобы цель была достигнута экономичным способом и обеспечена ресурсами. В этом случае аббревиатура трансформируется в SMARTER, т.е. «более чем умную» цель, которая выглядит в глазах любого субъекта достаточно глубоко проработанной и убедительной.

Важная роль отводится структуризации целей, что позволяет уточнить их содержание, выявить факторы, прояснить смыслы.

Дерево генеральных или, по Рокичу, «терминальных» целей в идеале может разрабатываться в разрезе областей или сфер жизни, например, в рамках концепции «Колесо жизни», ценностей жизни (по Рокичу), направлений развития, ключевых потребностей. Кроме уровня генеральной цели, подцелей и более низких уровней собственно целей, по возможности «умных», по каждой цели самого низкого уровня разработке подлежат факторы достижения целей, которые, согласно концепции поля сил К. Левина, как способствуют, так и препятствуют достижению целей. Приходится прогнозировать и ресурсы, необходимые и достаточные для обеспечения достижения целей. Состав видов ресурсов, или обеспечения, в системном подходе определяется следующим образом: научно-методические, информационные, финансовые, материально-технические, кадровые, организационно-экономические, правовые, социально-психологические, временные.

В качестве понимания сущности стратегии, при всем многообразии точек зрения на это, явление, можно принять пути и способы достижения целей. Например, применительно к собственной жизни можно рассмотреть такие менеджерские стратегии, как рост, развитие, стабилизация, сохранение, экономия, концентрация, дифференциация, партнерские стратегии, стратегии на основе SWOT- самоанализа, стратегические концепции УЧР М. Армстронга [1, с. 77-91] и др.

Основные функции субъекта по управлению собственной жизнью достаточно многочисленны:

1) анализ среды и самого себя;

2) определение, формулировка проблемы;

3) установление причин и факторов внешнего и внутреннего характера и их влияния на возникновение и последствия наличия проблемы;

4) формулировка целей на основе исполнения требований алгоритма SMARTER, разработка дерева целей, классификация целей и проблем как стратегических, текущих, значимых, срочных и по другим основаниям;

5) определение критериев достижения цели;

6) выдвижение и оценка гипотез решения проблемы, выбор наиболее предпочтительной гипотезы;

7) планирование проверки и реализации наиболее предпочтительной гипотезы;

8) нормирование и расчет требующихся ресурсов;

9) организация деятельности;

10) обеспечение выполнения планов всеми видами ресурсов;

11) самомотивация, стимулирование других причастных к достижению целей лиц;

12) учет хода исполнения планов;

13) контроль;

14) координация деятельности с партнерами;

15) регулирование по отклонениям от планов;

16) корректировка планов;

17) получение, анализ и интерпретация результатов.

Адаптация и применение в управлении собственной жизнью научного подхода и методов современного менеджмента позволяет обеспечить более высокую прогнозируемость событий, более глубокое обоснование принимаемых решений. Более подробно о методологии и стратегии самоменеджмента написано в монографии автора [3].

Список литературы

1. Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами. М.: ИН- ФРА-М, 2002.
2. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2001.
3. Спивак В.А. Методология и стратегия самоменеджмента. М.: Креативная экономика, 2018.
4. СтредвикДж. Управление персоналом в малом бизнесе. СПб.: Изд. дом «Нева», 2003.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 17 | Теги: Самоменеджмент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь