Суббота, 30.05.2020, 04:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

А.А.Базулина

Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел

Данная статья посвящена проблеме совершенствования профессиональной подготовки лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел. Автор прослеживает тенденции развития этого вопроса, связанные с передачей функции Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области Волгоградской академии МВД России, образованием новых структурных подразделений в составе академии - факультета профессиональной подготовки и кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка. Раскрывает особенности формирования профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, осуществляемого в условиях практико-ориентированного обучения.

Особое место в статье занимает вопрос организации практико-ориентированной образовательной среды, особенностью организации которой является расширение образовательного пространства за счет включения в него учреждений, подразделений территориальных органов внутренних дел в качестве производственного пространства для формирования профессиональной компетентности.

Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, профессиональная подготовка, профессиональная компетентность, практико-ориентированная образовательная среда.
 

Эффективное выполнение стоящих перед МВД России задач во многом зависит от качества профессиональной подготовки направленной на формирование компетентного и готового к постоянному профессиональному развитию сотрудника полиции. Анализ исследований, осуществляемых российскими педагогами и психологами, красноречиво свидетельствует о том, что эффективное формирование профессиональной компетентности лиц, впервые принимаемых на службу в ОВД, в ведомственных образовательных организациях требует переосмысления существующих и разработки новых концептуальных подходов к организации образовательного процесса. На наш взгляд, такое обучение должно быть ориентировано на достижение ими высокого уровня профессиональной компетентности, с опорой на положительный опыт деятельности подразделений органов внутренних дел. Такое обновление возможно на компетентностной основе путем усиления практической направленности обучения.

История развития профессионального обучения сотрудников ОВД в Волгоградской области связана с Центром профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области, анализ деятельности которого за период с 2006 по 2012 гг. позволяет выделить следующие аспекты:

- переход к модульной системе обучения. С 2006 г. обучение сотрудников категории рядового и младшего начальствующего состава, проводилось с элементами блочно-модульных технологий. Анализ содержания интегративно-модульных программ первоначальной профессиональной подготовки показал, что важной их особенностью являлось сочетание традиционного и инновационного подхода, в рамках которого проведение практических занятий осуществлялось в т.ч. и в базовых подразделениях ОВД г. Волгограда (РУВД Дзержинского, Центрального районов г. Волгограда и Отдельном батальоне охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых н.п. УВД г. Волгограда);

- внедрение информационных технологий. В соответствии с приказом МВД России от 23 июня 2006 г. № 497 «О внедрении Системы дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях МВД России», было осуществлено подключение центра к ЕИТКС. Для реализации СДОТ использовался программно-технический комплекс, включающий оборудование видеоконференцсвязи, компьютерный класс и программный комплекс «Stellus». В дальнейшем материально-техническая база была расширена;

-использование в учебном процессе различных форм и методов инновационного обучения. В их числе: анализ конкретных служебных ситуаций, решение ситуационных задач, комплексные тактические учения, с привлечением сотрудников специальных подразделений, методы имитационного моделирования, деловые игры, самостоятельная работа слушателей и т.п.

Однако в соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение является видом образования, направленным на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций [1]. Поскольку Центры профессиональной подготовки, не обладая статусом образовательного учреждения, фактически занимались профессиональным обучением сотрудников различных служб и подразделений МВД России, функции большинства из них были переданы ведомственным образовательным учреждениям. Так, приказом МВД России от 30 мая 2013 г. № 378, функции Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Волгоградской области были переданы Волгоградской академии МВД России. Во исполнение приказа МВД России от 25 июля 2013 г. № 562, в академии были созданы новые структурные подразделения - факультет профессионального обучения (переименован приказом МВД России от 22 декабря 2015 г. № 1217 «Об организационно штатных вопросах Волгоградской академии МВД России») и кафедра административной деятельности и охраны общественного порядка. Так, академия:

- с 16 сентября 2013 г. осуществила подготовку сотрудников ГУ МВД России по Волгоградской области, привлекаемых к обеспечению общественного порядка и безопасности в период проведения зимних Олимпийских игр в г. Сочи;

- с 30 сентября 2013 г. приступила к реализации программ профессионального обучения, а с 1 сентября 2014 г. обучает также сотрудников территориальных органов МВД по Республике Калмыкия.

Данные процессы способствовали тому, что в течение достаточно короткого времени в Волгоградской академии МВД России, в рамках одного учебного заведения, сформировалась система преемственности различных уровней образования - от профессионального обучения до дополнительного профессионального образования. В настоящее время в академии реализуются все виды образовательных программ, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации».

Основная задача кафедры административной деятельности и охраны общественного порядка Волгоградской академии МВД России - профессиональное обучение лиц, впервые поступивших на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. При этом особенностью учебного процесса является прак- тико-ориентированная направленность обучения, реализующаяся через проведение преимущественно практических занятий и привлечение к процессу обучения сотрудников ГУ МВД по Волгоградской области. Такое обучение способствует обеспечению перехода от изучения законодательной базы к методам её практической реализации, а также формированию навыков изучения имеющегося положительного опыта подразделений ОВД.

В настоящее время существуют несколько подходов к организации практико-ориентированного обучения, различающихся как степенью охвата элементов образовательного процесса, так и функциями его участников. Так, практико-ориентированное обучение рассматривается как:

- особая организация учебной, производственной и преддипломной практик, в ходе которых осуществляется непосредственное соотнесение представлений об избранной профессии с требованиями профессиональной деятельности (Ю.П. Ветров, Н.П. Клушина);

- применение профессионально-ориентированных технологий обучения, направленных на формирование профессионально-значимых личностных качеств, а также знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение функциональных обязанностей на необходимом уровне (Т.А. Дмитриенко, П.И. Образцов);

- создание условий, способствующих формированию мотивации к приобретению знаний, умений и опыта являющегося основой формирования профессиональной компетентности в течение всего периода обучения в вузе (Ф.Г. Ялов).

Исследователи заключают, что реализация указанных подходов обеспечивается приобретением обучающимися опыта практической деятельности, а в наибольшей степени способствует этому компе- тентностная модель обучения. Анализ исследований, развивающих идеи компетентностного подхода, позволяет прийти к выводу о том, что компетентность представляется единством профессионального и личностного компонентов деятельности, с акцентом в сторону приоритета личностных качеств специалиста. С нашей точки зрения, профессиональная компетентность сотрудника ОВД может быть определена как уровень владения им знаниями, умениями и способностями в области оперативно-служебной деятельности, достаточный для их эффективного применения в процессе решения типовых и творческих служебных задач.

Успешное решение задачи формирования профессиональной компетентности слушателей базируется на:

- оптимальном подборе средств, форм и методов обучения;

- высоком уровне практической (все преподаватели кафедры имеют опыт профессиональной деятельности в различных подразделениях и службах территориальных органов внутренних дел) и методической подготовки преподавателей и качества учебных занятий;

- обеспечении надлежащего контроля за осуществлением учебного процесса.

Формирование базовых компетенций происходит в процессе усвоения дисциплин общепрофессионального цикла путём активизации различных видов деятельности слушателей: учебно-познавательной, самообразовательной, практической учебно-профессиональной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, а также развитие системы умений и навыков по самоорганизации различных видов деятельности.

В процессе изучения дисциплин профессионально-специализированного цикла, в соответствии с программой обучения, слушатель овладевает компетенциями в области охраны общественного порядка, административной, уголовно-процессуальной деятельности, формируя целостный набор конструктивно-взаимосвязанных и функционально-взаимодействующих необходимых компетенций сотрудников ОВД. Также, слушатели овладевают новейшими технологиями организации работы органов внутренних дел, с которыми продолжают знакомиться в процессе учебной практики.

Важным средством реализации практико-ориентированного обучения является создание практи- ко-ориентированной образовательной среды. Развивающий эффект такой среды достигается за счет комплекса условий, способствующих активизации познавательной и профессиональной мотивации обучающихся. Эти условия заключаются в:

- обеспечении инициирования познавательной активности слушателей и продуктивного учебного сотрудничества посредством усиления личностной ориентации образовательного процесса;

- моделировании ситуаций профессиональной деятельности;

- организации учебной рефлексии, как фактора стимулирования субъектной позиции и самоактуализации в учебной деятельности.

Овладение положительным опытом осуществления оперативно служебной деятельности связано прежде всего с погружение слушателей в профессиональную среду, в процессе которого происходит соотнесение их представлений с требованиями правоохранительной деятельности и осознание своей предстоящей роли. В этой связи особенностью её организации является расширение образовательного пространства за счёт включения в него подразделений территориальных органов внутренних дел в качестве производственного пространства для формирования профессиональной компетентности.

Для этого на кафедре административной деятельности и охраны общественного порядка во взаимодействии с территориальными органами ГУ МВД России по Волгоградской области с сентября 2013 г. по май 2017 г. проведено 248 учебных занятий, из них: 145 учебных занятий с привлечением практических сотрудников органов внутренних дел, членов общественных организаций, ветеранов ОВД и 103 выездных занятия на базе территориальных подразделений ГУ МВД России по Волгоградской области и УМВД России по г. Волгограду. Также, за указанный период времени к проведению учебных занятий привлекались руководители подразделений:

- ГУ МВД России по Волгоградской области (руководители подразделений полиции по охране общественного порядка, правового управления, УГИБДД);

- Управления МВД России по г. Волгограду (руководители ОУР, ОУУП и ПДН, отделов полиции);

- МВД по Республике Калмыкия (по охране общественного порядка);

- сотрудники кадрового резерва руководящего состава номенклатуры МВД России (ГУ МВД России по Саратовской области, МВД России по Курской области, ГУ МВД России по Волгоградской области).

Ключевым моментом является наличие прак- тико-ориентированных площадок, позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения слушателями реальных задач оперативно-служебной деятельности, формируя последовательность решения конкретной проблемы. Выездные практические занятия со слушателями ФПП проводятся на базе территориальных подразделений ОВД:

- дежурных частей, пунктов полиции, изолятора временного содержания, специального приёмника для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Волгограду;

- центра временного содержания несовершеннолетних подростков, центра кинологической службы ГУ МВД России по Волгоградской области;

- зоны предполетного досмотра пассажиров международного аэропорта г. Волгограда;

- конвойных помещений Центрального районного суда г. Волгограда и Волгоградского областного суда.

Во время учебной практики, целью которой является формирование целостного представления об оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, овладение специфическими методами и приёмами рабаты, слушатели выполняют конкретные задания, соответствующие должностным обязанностям. Стимулируется учебная рефлексия: происходит самоанализ возможностей работы в условиях оперативно-служебной деятельности, соотнесение своих представлений с условиями практической деятельности, также анализируются и подбираются материалы для предстоящего квалификационного экзамена. Профессиональна подготовка на данном этапе направлена на формирование профессионально специализированной компетентности.

Таким образом, профессиональна подготовка, осуществляемая в условиях практико-ориентирован- ного обучения, включает все сущностные характеристики компетентносткого подхода:

- переход от ориентации на воспроизведение знания к его актуализации;

- акцент на междисциплинарно-интегрированные требования к результату;

- учёт ценностно-смысловых характеристик;

- ориентация на разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, способствующих развитию способностей к моделированию решений.

Такая подготовка позволяет слушателям приобрести необходимый уровень профессиональных умений и навыков, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует современным запросам МВД России.

Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.base.consultant.ru (дата обращения: 25.04.2018).
2. О некоторых вопросах организации подготовки кадров для органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 30 мая 2013 г. №318 / [Электронный ресурс]-Режим доступа.-URL: http://www.
police-mvd.ru/index.php?catid=1:latest-news&id=255: 30052013-318-l r&Itemid=50&option=com_content&view=article (дата обращения: 25.04.2018).
3. Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должности в ОВД РФ : приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 [Электронный ресурс] // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.04.2018).
4. Ветров, Ю. П., Клушина, Н. П. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 43-46.
5. Дмитриенко, Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения : монография. - М.: Прометей, 2000. - 131 с.
6. Ялов, Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию [Электронный ресурс] // «Эйдос». (интернет-журнал). - 2007. - Режим доступа: http:// www.eidos.ru/ journal/2007/0115 (дата обращения: 25.04.2018).

Источник: Научно-теоретический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России» № 2 (78) 2018 г.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (07.05.2020)
Просмотров: 22 | Теги: профессиональная подготовка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь