Суббота, 14.12.2019, 16:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ

Огульчанский В.А., Аленуров Э. А., Амелина Е. Н.,Погосова И. С.

СПЕЦИАЛЬНАЯ СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ПЛОВЦОВ-КРОЛИСТОВ

В работе анализировалась взаимосвязь показателей силовых возможностей и соревновательной деятельности юных пловцов. Эффективность способа организации тренировочного процесса устанавливалась на основе выявления и анализа изменений в состоянии специальной силовой подготовленности пловцов и динамики спортивных результатов на их основной дистанции - плавание 200 м вольным стилем.

В педагогическом эксперименте использовали плавание с растягиванием резинового амортизатора. Задаваемая при этом нагрузка (натянутая резина) заставляет спортсмена не только увеличивать скорость продвижения кисти в продольном направлении, но и искать пути для наиболее полного приложения потенциальной силы в гребковых движениях.

Ключевые слова: плавание, квалифицированные спортсмены, спортивный результат, специальная физическая подготовленность, корреляция.


Актуальность. Плавание кролем на груди предъявляет исключительно высокие требования к силовой подготовленности спортсмена, поэтому большинство кролистов, особенно спринтеров, отличаются атлетическим телосложением и большой физической силой. Специалисты [1, 3] полагают, что для достижения высоких результатов в плавании должна применяться комплексная силовая подготовки пловцов как на суше, так и в воде.

В последние годы отмечается резкий рост спортивных результатов в плавании, обусловленный повышением уровня специальной силовой подготовленности, использованием эффективных средств и методов физической подготовки, осуществлением комплексного контроля за уровнем эффективности учебно-тренировочного процесса [2, 4]. В настоящее время идет активный поиск эффективных технологий специальной силовой подготовки пловцов в условиях водной среды с использованием дополнительных отягощений и сопротивлений (транспортировка предмета, плавание в перчатках или с лопатками, плавание с резиновыми кругами и свинцовым поясом, в одежде, с резиновым амортизатором).

Цель работы - экспериментальная проверка возможностей совершенствования специальной силовой подготовленности в связи с особенностями их влияния на структуру двигательного навыка и особенности соревновательной деятельности.

Организация и методы исследования. В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, обобщение передового практического опыта, контрольные педагогические испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Педагогический эксперимент предусматривал привлечение квалифицированных спортсменов, специализирующихся в спринтерском кроле (100 и 200 м). При формировании экспериментальных групп учитывались факты, которые могли повлиять на конечный результат эксперимента. Основным критерием при формировании групп был, конечно же, спортивный результат пловцов на дистанции 200 м вольным стилем.

Были созданы две группы (контрольная и экспериментальная), в которые вошли квалифицированные спортсмены, специализирующиеся в плавании на 200 метров вольным стилем. Содержание тренировки во всех группах не имело существенных различий в объеме и интенсивности. Исключение составили только средства специальной скоростно-силовой подготовки. Пребывание в течение 12 недель (май, июнь 2019 г.) на учебно-тренировочном сборе позволило полностью выполнить намеченный экспериментом план тренировок. В общем, количество занятий как по плаванию, так и по объему тренировок на суше было почти одинаково в обеих группах.

При сохранении индивидуальной направленности спортивной подготовки в обеих группах тренировочный процесс был спланирован с соблюдением единых принципов и требований, с использованием запланированных средств и методов.

Тренировочная программа экспериментальной группы предусматривала широкое (по сравнению с практикуемой в тот период системой) включение в занятия на воде упражнений на растягивание резинового амортизатора с коэффициентом растяжения (К = 2). Соотношение используемых группами средств специальной силовой подготовки в воде представлено в процентах к интенсивному плаванию в зонах III-V.

Достаточно адекватным средством, способствующим проявлению силовых возможностей в структуре основного двигательного навыка, может являться плавание с растягиванием резинового амортизатора. Задаваемая при этом нагрузка (натянутая резина) заставляет спортсмена не только увеличивать скорость продвижения кисти в продольном направлении, но и искать пути для наиболее полного приложения потенциальной силы в гребковых движениях.

Таким образом, мы допускали, что эффект от воздействия силовой тренировки в зале и тренировки при плавании с «лопатками» может быть усилен коррекциями, которые оказывает плавание «на резине» на приложение усилий в траектории гребка. Решение этой частной задачи было положено в основу тренировочного плана экспериментальной группы.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что после прекращения специальных регуляторных занятий на суше силовые способности пловца в течение соревновательного периода тренировки значительно снижаются. В этой связи специальные силовые упражнения применялись нами в умеренном объеме и в соревновательном периоде.

На протяжении всего эксперимента тренировочные занятия на суше проводились 6-10 раз в неделю, продолжительность каждого занятия - 60 минут. Занятия в воде проводились 10-12 раз в неделю по 1,5-2,0 часа. Посещаемость в группах была высокой: контрольная - 94,9 %; экспериментальная - 94,8 %. При составлении плана тренировочных занятий на суше применялись рекомендации специалистов, относящиеся к развитию специфической силы пловца.

Для развития специальных скоростно-силовых качеств были применены следующие упражнения на суше:

1. Выполнение тренировочных серий на специальном тренажере, конструкции Хюттеля.

2. Работа, имитирующая гребковые движения, с использованием тележки на наклонной плоскости.

3. Упражнения на развитие основных мышечных групп, с использованием изо- кинетического аппарата «мини-джи» с различной скоростью протяжки.

4. Упражнения со штангой (вес штанги от 20 до 75 кг).

5. Упражнения на силовом тренажере «Геркулес» (на развитие силы мышц ног и плечевого пояса).

6. Метания набивных мячей из различных положений (стоя, сидя, лежа).

После упражнений, применяемых для развития специальных скоростно-силовых качеств, в обязательном порядке выполнялась серия упражнений, направленных на развитие и поддержание гибкости (10 мин).

Проводилось начальное и конечное обследование пловцов по показателям соревновательной деятельности: плавание на дистанциях 50, 100, 200 метров. Специальная подготовка к этим соревнованиям не проводилась, и нагрузка на занятиях на суше и в воде не снижалась. За один день до контрольных стартов проводились измерения показателей специальной силовой подготовленности, что позволило следить как за динамикой спортивных результатов, так и за силовой подготовленностью участников эксперимента. В настоящем разделе были поставлены две основные задачи:

1. Сравнить результат сочетаний двух различных средств специальной силовой подготовки в условиях водной среды.

2. Проследить за изменением специальных динамометрических показателей на суше и в воде у квалифицированных пловцов и изменением скорости плавания на дистанции 200 метров в течение периода их предсоревновательной подготовки.

Согласно нашей рабочей гипотезе, средства специальной силовой подготовки в воде были использованы не только для повышения силы основных мышечных групп, но и в качестве коррекции двигательного навыка с целью максимальной реализации его потенциальных возможностей. Причем последняя задача имеет первостепенное значение, поскольку для реализации нового качества необходимы и новые условия, при которых оно могло бы проявиться наиболее полно.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ взаимосвязи показателей силовых возможностей и соревновательной деятельности показывает, что между анализируемыми характеристиками выявлено 8 достоверных взаимосвязей из 21 возможной (Таблица). Наиболее тесная взаимосвязь прослеживается между показателями реализации силовых возможностей и коэффициентом координации (r = 0,894), характеристиками силы мышц на суше и показателями реализации силовых возможностей (r = - 0,824), показателями силы тяги в воде руками и силы тяги в воде в полной координации (r = 0,724). Коэффициент координации (r = - 0,593) и сила тяги в воде в полной координации (r = - 0460) - наиболее информативные показатели в плавании на дистанции 200 м кролем на груди. Другие силовые характеристики не оказывают влияния на спортивный результат. Таким образом, выявлена избирательность показателей, характеризующих силовые возможности пловцов в плавании на данной дистанции.

Таблица
Сравнительная характеристика начального и конечного обследования испытуемых

Благодаря правильно спланированным тренировочным нагрузкам и использованию спортсменами средств и методов силовой тренировки, получен существенный прирост силовой подготовленности пловцов обеих групп. Вместе с тем, выявлены и особенности в динамике анализируемых показателей. Так, сила тяги мышц, измеренная в статическом режиме на суше, одинаково возросла в обеих группах: экспериментальная - 13,0% (р<0,01), контрольная - 12,9% (р<0,01). Это в принципе и должно было произойти, так как на суше тренировочные программы практически не различались, что и свидетельствует о равноценном воздействии их на рост силовых возможностей основных мышечных групп испытуемых.

Несколько другая картина наблюдается в изменении силовых показателей в воде, измеряемых отдельно при плавании на руках, ногах и в полной координации, способом кроль на груди. Так, у пловцов контрольной группы, больше плавающих с «лопаточками», отмечен большой рост силы тяги при плавании на руках (16,1%, р<0,01) по сравнению с занимающимися экспериментальной группы (11,9 %, р<0,05), выполняющими больший объем плавания «на привязи» с резиновым амортизатором.

Увеличение силы тяги при плавании на ногах несколько выше в экспериментальной группе (12,3%, р<0,05), чем в контрольной (10,0%, р<0,05). По данному показателю силовых возможностей нами не выявлено межгрупповых достоверных различий. В то же время следует отметить, что в экспериментальной группе пловцов, больше плавающих «на резине», сила тяги при плавании в полной координации возросла заметнее (16,9 %, р<0,01) по сравнению с контрольной (11,8%, р<0,05). Это наводит на определенные размышления по поводу соответствия плавания на резиновом амортизаторе навыкам координирования действий рук и ног при подготовке пловцов-кролистов при данном уровне спортивной квалификации.

Сущность предлагаемого средства такова: пловец поочередно растягивает два противоположно закрепленных амортизатора то в одну, то в другую сторону, получая при этом, во-первых, несколько большую скоростно-силовую нагрузку, во-вторых, эмоционально больше насыщая свои однообразные тренировки в воде.

В целом же, мы присоединяемся к мнению авторитетных специалистов плавания, считающих, что силовая подготовка пловца должна включать множество различных средств воздействия, которые необходимо систематически применять во всех периодах тренировки. Причем, чем более разнообразны и оригинальны выбираемые тренером средства развития силы и на суше, и в воде, тем более эффективен тренировочный процесс, и легче переносятся стрессы и физическая нагрузка учениками, тренировка которых зачастую длится больше нескольких часов в день.

Можно заметить, что результаты плавания на дистанции 200 м вольным стилем улучшились у спортсменов обеих групп. Причем какого-либо ухудшения результата ни в одной группе, ни у одного спортсмена не выявлено.

Анализ изменения коэффициента координации дал несколько иные результаты, и их следует особо обсудить. Так, в экспериментальной группе коэффициент координации заметно увеличился (4,4%, р<0,05), а вот в контрольной группе лишь у одного пловца замечены улучшения этого показателя. У остальных девяти спортсменов он даже снизился, что явно свидетельствует не в пользу выбранных нами по форме и размеру «лопаточек». Аналогичная закономерность выявлена и при анализе показателей реализации силовых возможностей.

Видно, что достоверные различия отмечаются лишь в трех показателях, причем, если в контрольной группе достоверно больше повысилась сила тяги при плавании на руках, то в экспериментальной группе достоверно больше увеличились количественные показатели силы тяги при плавании в полной координации, что существенно важнее с точки зрения спортивного результата. Нашло это подтверждение и в выбранном нами для контроля эффективности проявления силы техническом навыке, показателе косвенной оценки эффективности техники плавания - коэффициенте координации. В экспериментальной группе данный показатель увеличился, причем у всех пловцов в среднем на 0,038 усл. ед., в то время как в контрольной группе он снизился на 0,020 усл. ед. Межгрупповые различия по коэффициенту координации выявлены при пятипроцентном уровне значимости.

Несмотря на то, что нами не выявлены межгрупповые достоверные различия в плавании на 200 м вольным стилем, отмечаются позитивные тенденции изменения других показателей. Существенно улучшились (однопроцентный уровень значимости) коэффициенты координации, а также показатель реализации силовых возможностей. Это свидетельствует о том, что выбранный нами критерий для контроля использования силовых возможностей может быть широко использован тренерами в своей практической деятельности.

Учитывая сказанное выше, было решено применять различного рода упражнения в зависимости от индивидуального состояния и подготовленности спортсмена: в частности в зависимости от того, какая сторона его подготовки - уровень развития ско- ростно-силовых качеств или техника отставала в данное время. Таким образом, положительный результат от спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля различных сторон спортивной деятельности пловца.

Широкое распространение в последнее время получили контрольные испытания и тесты, с помощью которых тренеры определяют состояние тренированности, уровень развития физических качеств и другие показатели. Однако в настоящее время система педагогического контроля, особенно за уровнем специальной силовой подготовленности пловцов, имеет ряд пробелов. Так, еще мало тестов, адекватно оценивающих проявление специальных силовых качеств в двигательном плавательном навыке, а применяемые в настоящее время тренерами методы не всегда являются достаточно информативными. В данном подразделе работы сделали попытку обосновать и предложить для тренеров-практиков по плаванию специальный тест, оценивающий эффективность использования силовых возможностей в навыке плавания. Выбранный нами коэффициент координации является значимым показателем для контроля индивидуальной подготовленности квалифицированных пловцов.

Существенная связь между спортивным результатом и коэффициентом координации, который, как правило, четко отражает состояние спортсменов-кролистов, дает им возможность показывать лучшие спортивные результаты. Нами рассчитано уравнение регрессии: у — —23,30:* + 149,04 , где у - спортивный результат, с; х - коэффициент координации, усл. ед. Данный подход позволяет определить должные показатели коэффициента координации для соответствующего спортивного результата.

Вывод. Различия эффективности силовых проявлений в координации самого плавательного навыка у кролистов в нашем исследовании обуславливают достижение различных спортивных результатов при равной силовой стоимости работы, что позволяет рекомендовать для практического использования коэффициент координации.

Литература

1. Вайцеховский С.М. Физическая подготовка пловца. - Изд. 2-е перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - С. 79-85.
2. Гилев Г.А., Владыкина В.В., Каткова А.М. Определение лимитирующих звеньев при совершенствовании скоростно-силовой подготовленности пловца // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2016. - № 9. - С. 28-33.
3. Соломатин В.Р. Индивидуализация многолетней тренировки в спортивном плавании: монография. - М.: Физическая культура, 2009. - 249 с.
4. Плавание. Книга тренера. - М.: Эксмо, 2012. - 173 с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (13.11.2019)
Просмотров: 22 | Теги: плавание, спортивный результат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь