Пятница, 14.12.2018, 00:06
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Специальная физическая подготовка спортсменов старших разрядов при совершенствовании прыжковых элементов в спортивной аэробике

Печеневская Н. Г., Кравченко Ю. К.

Специальная физическая подготовка спортсменов старших разрядов при совершенствовании прыжковых элементов в спортивной аэробике  

Аннотация. Статья посвящена изучению средств физической подготовки спортсменов старших разрядов, в ней рассмотрено процентное соотношение различных структурных групп сложности, встречающихся в соревновательных композициях, представлена взаимосвязь качества выполнения прыжковых элементов и физической подготовленности спортсменов категории «18 лет и старше», а также показана специальная прыжковая подготовка спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике.

Ключевые слова: физическая подготовка, совершенствование, спортивная аэробика, прыжки, спортсмены старших разрядов, техника, специальная физическая подготовка.

 

Введение. Рост спортивного мастерства в аэробике, обострение конкурентной борьбы в споре за высшие награды требуют постоянного совершенствования системы подготовки российских спортсменов. По мнению многих ведущих специалистов [Поздеева, 2008, с. 11, Безматерных, 2009, с. 9]., совершенствование процесса подготовки спортивных резервов в аэробике связано с поиском новых средств и методов обучения, а так же с совершенствованием самой системы подготовки. Среди различных видов подготовки спортсменов в спортивной аэробике особое значение имеет физическая подготовка.

Проблема физической подготовки аэробистов выдвигает целый ряд вопросов, решать которые необходимо с помощью современных научных методов, в соответствии с тенденциями и перспективами развития мировой аэробики. Как отмечают российские авторы [Шлемин 1977, с. 15-17, Филиппова, 2012, с. 43], спортивные достижения находятся в прямой зависимости от физической подготовленности спортсменов. Специалисты многих видов спорта давно считают, что спортсмены с высоким уровнем физической подготовленности быстрее и качественнее овладевают техникой спортивных движений [Гавердовский, 2007, с. 95-101, Шлемин, 1977, с. 36-38, Филиппова, 2012, с. 43].

Наряду с формированием техники упражнений, а так же двигательных умений и навыков одним из наиболее сложных в спортивной аэробике является обучение детей прыжковым элементам [Безматерных, 2009, с. 65, Филиппова, 2012, с. 40]. Хотя обучение прыжкам начинается еще на этапе начальной подготовки, это остается слабой стороной в подготовке спортсменов на более поздних этапах, когда они начинают изучать сложные, «каскадные» прыжки. Это свидетельствует о том, что недостаточный уровень специальной физической подготовленности затрудняет формирование правильной техники многих прыжковых элементов.

Исходя из вышесказанного и с учетом отсутствия научно обоснованных данных по вопросам специальной физической подготовки спортсменов старших разрядов занимающихся спортивной аэробикой, при совершенствовании прыжковых элементов, работа является актуальной.

Проблема исследования заключается в том, что в современной теории и практике спортивной аэробики отсутствуют научно-обоснованные средства прыжковой подготовки, отвечающие специфике вида спорта, направленные на совершенствование специальной физической подготовленности спортсменов старших разрядов. Решение проблемы возможно в результате разработки комплексов специальных упражнений, соответствующих соревновательным по амплитуде, направлению движения и режиму работы мышц для спортсменов старших разрядов, занимающихся спортивной аэробикой.

Цель: разработать комплексы упражнений для повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов старших разрядов при совершенствовании прыжковых элементов в спортивной аэробике.

Гипотеза: предполагалось, что анализ содержания часто встречающихся структурных групп сложности в соревновательной деятельности и изучение взаимосвязи между физической подготовленностью и качеством выполнения прыжков, позволит разработать комплексы специальных упражнений для совершенствования элементов группы «С» (прыжки) повышая уровень специальной физической подготовленности у спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание структурных групп сложности в составе соревновательных композиций спортсменов в категории «18 лет и старше» в спортивной аэробике.

2. Определить взаимосвязь между физической подготовленностью и качеством выполнения прыжковых элементов спортсменов в категории «18 лет и старше» в спортивной аэробике.

3. Разработать комплексы специальных упражнений для повышения уровня специальной физической подготовленности спортсменов старших разрядов при совершенствовании прыжковых элементов в спортивной аэробике.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогические наблюдения; тестирование; метод экспертных оценок; методы математической статистики. Исследование проводилось на базе БУ ДО города Омска СДЮСАШОР им. Кожевникова, в котором принимало участие 20 спортсменов старших разрядов.

Результаты исследования.

Для выявления часто встречающихся структурных групп сложности в составе соревновательных комбинаций спортсменов категории «18 лет и старше» на Кубке России нами были проанализированы 20 соревновательных программ. Рассматривались по пять соревновательных программ в каждой номинации: соло девушки, соло мужчины, смешанные пары и трио.

В каждой соревновательной композиции было определено количество элементов из всех структурных групп сложности: A (динамика), B (статика), C (прыжки) и D (равновесие и гибкость) и определено их процентное соотношение (табл. 1).

Анализ процентного соотношения соревновательных элементов в композициях возрастной категории «18 лет и старше», показал, что в большем своем количестве в различных номинациях (взятых за 100%) присутствуют элементы из структурных групп сложности в следующем соотношении: «С» (прыжки) — 198%, на втором месте группа «D» (гибкость) — 80%, на третьем месте «А» (динамика) — 78% и на четвертом элементы из структурной группы «В» (статика) — 44%.

Принимая во внимание табличные данные, на этапе начального обучения юные спортсмены, прежде всего, должны начинать осваивать прыжковую подготовку, в которой представлены различные фазы техники прыжков: отталкивание, вращение в полете и приземление. А в дальнейшем на этапе специализированной подготовки усиленно совершенствовать специальную физическую подготовленность для повышения технического мастерства соревновательных элементов из структурной группы сложности «С» (прыжки).

Таблица 1.
Процентное соотношение структурных групп сложности в различных композициях спортсменов категории «18 лет и старше» в спортивной аэробике (%)

Рис. 1. Специальная прыжковая подготовка спортсменов старших разрядов в спортивной аэробике

Для определения степеней взаимосвязи между физической подготовленностью и качеством выполнения прыжковых элементов у спортсменов в категории «18 лет и старше» в спортивной аэробике нами было проведено тестирование и статистический расчет результатов. Составляющие теста: статическая сила (5 упражнений), гибкость (5 упражнений), силовые (5 упражнений) и ско- ростно-силовые способности (5 упражнений) [Розин, 2005, с. 347]. К статической силе относились задания с максимальным количеством удержания упора углом, упора углом ноги врозь и прямых ног в висе углом на гимнастической стенке, а также удержание в упоре лежа на согнутых руках (локти в стороны) и в упоре лежа на согнутых руках (локти вниз). Из гибкости использовались наклоны из седа и наклоны из седа ноги врозь, шпагаты правой, левой и фронтальный. К тестам на силовые способности относились: сгибания и разгибания рук в упоре лежа (локти в стороны), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (локти вниз), приседания на правой и левой у опоры и максимальное количество висов углом (ноги прямые) на гимнастической стенке. Скоростно-силовые способности определялись упражнениями с максимальным количеством их выполнения за определенный промежуток времени: «выпрыгивания», прыжки через скакалку на двух, из положения лежа на спине сед согнув - шись, челночный бег, а также прыжок в длину с места.

На основе корреляционного анализа выявлены наиболее информативные показатели физической подготовленности спортсменов категории «18 лет и старше», влияющие на технику выполнения прыжковых элементов. С высокой степенью взаимосвязи от r = 0,71 до 1,0 выявлены следующие качества: скоростно-силовые (прыжок в длину, прыжки через скакалку, «выпрыгивания», челночный бег, из положения лежа на спине сед согнувшись), гибкость (наклон из седа, наклон из седа ноги врозь, шпагат правой, шпагат левой, фронтальный шпагат), динамическая сила (приседания на правой у опоры, приседания на левой у опоры, сгибание и разгибание рук в упоре лежа) и статическая сила (удержание в упоре лежа на согнутых руках и удержание в упоре лежа на согнутых руках (руки согнуты вниз)).

Принимая во внимание полученные данные, мы изучили специфику прыжковой соревновательной деятельности. На основе анализа корреляционных степеней взаимосвязи качества выполнения прыжка с физической подготовленностью спортсменов категории «18 лет и старше» разработали комплекс специальных прыжковых упражнений для совершенствования специальной физической подготовленности и качества исполнения прыжковых элементов.

Для группы сложности С «прыжки» применялись специальные упражнения для совершенствования скоростно-силовых качеств в сочетании с элементами техники направленных на: овладение правильным взмахом руками; совершенствование координации движения рук и ног при отталкивании; формирование навыков правильного толчка при выполнении прыжков в различных двигательных ситуациях.

Результаты наших исследований находят свое подтверждение в работах других авторов: сочетания основной тренировочной работы с применением прыжковых упражнений повышает степень эффективности подготовки аэробистов [Безматерных, 2009, с. 64], при этом происходит адаптация систем организма спортсменов к прыжковым элементам, что благоприятно влияет на уровень их технической подготовленности [Филиппова, 2012, с. 43].

Разработанные нами комплексы специальных упражнений были скомпонованы с учетом прыжковой соревновательной деятельности спортсменов старших разрядов занимающихся спортивной аэробикой и включают в себя 3 этапа.

На первом этапе решается задача развития скорост- но-силовых качеств посредством беговых упражнений, прыжковых упражнений и силовых упражнений, выполняемых за определенный промежуток времени (Рис.1).

Особенностью второго этапа обучения является совершенствование безопорного положения прыжка в облегченных условиях. Для этого использовались прыжки на батуте, во время которых фаза полета увеличена в несколько раз и превышает время выполнения прыжкового элемента в стандартных условиях: упражнения махового характера, с вращением вокруг вертикальной оси и упражнения, включающие сгибатель- ные и разгибательные движения тела (Рис.1). Следует пояснить, что при выполнении упражнений на батуте спортсмен успевает выполнить все фазы прыжкового элемента с оптимальной амплитудой движений, устранив мелкие ошибки и недочеты возникающие при выполнении элемента в обычных условиях. После того как спортсмен технически правильно научится выполнять прыжки в облегченных условиях ему предлагается перейти к третьему этапу совершенствования элементов из структурной группы сложности «прыжки».
 
На третьем этапе применялся комплекс специальных упражнений, с использованием вспомогательных средств: утяжелителей (грузов), резинового жгута, гимнастической скамейки для повышения уровня специальной физической подготовленности и технического мастерства спортсменов старших разрядов. Для стабильности и частоты исполнения соревновательных элементов применяются прыжковые элементы и прыжки через скамейку в усложненных условиях с использованием утяжелителей и резинового жгута. Специальные упражнения соответствовали прыжковым соревновательным элементам по амплитуде, направлению движения и режиму работы мышц [Безматерных, 2009, с. 9]. Применение вспомогательных устройств позволяет дать оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку и нормально функционировать в экстремальных условиях [Лях, 1998, с. 55].

Таким образом, совершенствуя специальную физическую подготовленность, спортсмены старших разрядов приобретают на наш взгляд возможность более совершенно овладевать правильной техникой выполнения сложных «каскадных» прыжков в связке (выполнение двух или трех прыжков подряд), тем самым повышая качество техники выполнения прыжка, а соответственно и общую оценку за соревновательную комбинацию.

Литература:

  1.  Безматерных, Н. Г. Начальная двигательная подготовка в спортивной аэробике, 2009, с. 9-11, 64-65.
  2.  Гавердовский Ю. К., Обучение спортивным упражнениям, 2007, с. 95-101.
  3.  Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников, 1998, с. 55.
  4.  Поздеева, Е. А. Типичные ошибки в технике исполнения элементов соревновательных программ спортивной аэробике, 2005, с. 11.
  5.  Розин Е. Ю., Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, 2005, с. 347.
  6.  Филиппова, Ю. С. Программы по аэробике, 2012, с. 40-43.
  7.  Шлемин, А. М. Система подготовки юных гимнастов, 1977, с. 36-38.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.11.2018)
Просмотров: 29 | Теги: спортивная аэробика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь