Четверг, 14.12.2017, 03:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Формирование личностно-волевых качеств будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности на сплаве

О.Г.Корнилова, И.И.Баишев

Формирование личностно-волевых качеств будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности на сплаве

Актуальность. Любая профессия, обладая специфическими особенностями, предъявляет к человеку особые требования. Чем сложнее структура профессиональной деятельности, чем значимее для общества ее цель и результат, чем разнообразнее профессиональные задачи, тем выше требования к профессионалу. Круг этих требований не может ограничиваться только знаниями, умениями и навыками, он неизбежно расширяется в сферу личностных характеристик. Специалисту безопасности жизнедеятельности общество отводит роль профессионала, деятельность которого предполагает не только выполнение функций обеспечения безопасности и способности эффективно противостоять развитию угрожающей ситуации, но и готовить новые поколения к предстоящей безопасной жизнедеятельности. Учитывая особенности педагогической деятельности будущего специалиста по безопасности жизнедеятельности, ее сложность и многогранность, а главное, максимально общественно значимую цель - подготовку к жизни подрастающего поколения, встает вопрос о том, каким научно обоснованным требованиям должна отвечать личность специалиста по безопасности жизнедеятельности? Формирование личностно-волевых качеств обеспечивается следующими подходами: акмеологический подход рассматривает категорию «профессионализм» и профессионализм личности; профессионально- личностный подход предполагает создание условий в образовательном процессе, способствующих формированию профессионально значимых качеств и раскрытию личностного потенциала обучающегося; гуманистический подход ориентирован на развитие гуманных межличностных отношений; системный подход позволяет выявить интегрированные индивидуальные системные свойства личности специалиста; личностно-ориентированный личностно-деятельностный подходы обеспечивают условие для специалиста БЖД как свободной интегральной индивидуальности; интегративно-целостный подход предполагает включение специалиста в процессуальные и результатирующие составляющие программы подготовки; контекстный подход рассматривает и моделирует предметное и социальное содержание формирования личностно-волевых качеств.

Решение задач по выявлению качеств личности специалиста составляет содержание профессиональной деятельности специалиста безопасности жизнедеятельности. Специалист безопасности жизнедеятельности - это прежде всего образованный человек с высоким уровнем нравственных и морально - волевых качеств; специалист безопасности жизнедеятельности - это педагог, обладающий глубокими знаниями психолого - педагогических, медико - биологических наук, хорошо разбирающийся в смежных областях знаний; специалист безопасности жизнедеятельности - это специалист профессионал, владеющий всем арсеналом средств и методов и форм организации занятий, имеющий оптимальный уровень профессиональной готовности.

Для выявления и раскрытия этих качеств на наш взгляд одним из наиболее оптимальных вариантов является категорийный сплав по рекам РС(Я). В целях более глубокого изучения личностных качеств студентов, будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности были разработаны и включены в учебный план сплав по реке Амга Республики Саха (Якутия) на катамаранах в общей сложности на 12 дней. До начала сплава был проведен вводный инструктаж по технике безопасности, медицинский осмотр, группа зарегистрировалась в Службе спасения, где был определен маршрут и время выхода на связь, через каждые три дня в определенное время.

Во время сплава у будущих специалистов сформировались не только необходимые компетенции, но и чувство коллективизма и были выявлены личностные качества. Студенты разработали маршрут для «марш-броска» с целью отработки приемов ориентирования и преодоления препятствий на местности.

На основе полученных результатов проведения сплава по реке Амга были сформированы личностно-волевые качества как будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности. Результаты сплава свидетельствуют что реализация формирования профессионально личностных качеств обеспечивается совокупностью организационно-педагогических условий, обеспечение исследования мотивационно-ценностных особенностей, а так же в разработки индивидуальных средств и методов развития интегральной индивидуальности будущих специалистов по безопасности жизнедеятельности.

Литература:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия выживания. М.: Мысль, 1991.
2. Анчишкин А.И. Безопасность жизнедеятельности,- М., 1976.
3. Сергин А. А., Петров С.В. Подготовка учащихся к безопасности жизнедеятельности в условиях Северо-Востока России, 2011.
4. Николаев С.П., Мизинцев В. Качественно-количественные критерии оценки научно-познавательного процесса //Новые методы и средства обучения. - М., 1989,- №3 (7)

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (07.12.2017)
Просмотров: 21 | Теги: безопасность жизнедеятельности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь