Воскресенье, 04.12.2016, 11:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Н.В.Дерябина, О.В.Митякина

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ВЫПУСКНИКОВ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Рассматриваются содержание и методы подготовки выпускников технического вуза к процессу трудоустройства. Предложены некоторые технологии, позволяющие выпускникам продемонстрировать сформированные компетенции и личностные качества, необходимые для успешного трудоустройства, получить их объективную оценку и рекомендации специалистов.

Ключевые слова: трудоустройство, конкурентоспособность, собеседование, портфолио, резюме, самопрезентация.

 

Одной из задач российской высшей школы является создание условий для подготовки выпускника, способного конкурировать на рынке труда. Первым этапом, на котором проявляется конкурентоспособность выпускника вуза, является этап трудоустройства. Под трудоустройством понимается процесс, который представляет собой подбор места работы и соответствующее оформление путём заключения трудового договора с определённым работодателем [2].

В Кемеровском технологическом институте пищевой промышленности ведётся активная работа по информированию студентов о возможностях трудоустройства и имеющихся вакансиях, которыми могут воспользоваться выпускники и студенты старших курсов. Проведённое нами исследование показало, что информация о вакансиях интересна не только студентам старших курсов. Подавляющее большинство студентов-первокурсников КемТИППа хотели бы совмещать работу и учёбу. Более 80 % опрошенных первокурсников планируют начать свою трудовую деятельность на старших курсах, а 10 % хотели бы начать работать уже на первом курсе.

В подготовке выпускников вуза к конкуренции на рынке труда участвуют администрация и научно-педагогические работники вуза. На официальном сайте КемТИППа в разделе «Трудоустройство» можно найти исчерпывающую информацию об имеющихся вакансиях для выпускников и студентов; рекомендации по правильному составлению резюме, прохождению собеседования и др.

Научно-педагогические работники института проводят работу по формированию конкурентоспособности выпускника вуза в рамках своих дисциплин и во внеаудиторной работе. Значительный вклад в подготовку студентов к успешному прохождению этапа трудоустройства вносят преподаватели таких дисциплин, как «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Психология». Они помогают студентам получить полное представление о процедуре трудоустройства, овладеть необходимыми навыками и умениями, сформировать определённые качества и получить желаемое рабочее место.

Особенностью практикуемого нами подхода к формированию конкурентоспособности является то, что мы предлагаем студентам взглянуть на трудоустройство не только с позиции соискателя, но и с позиции работодателя. Для того чтобы студенты могли лучше понять деятельность работодателей по поиску и подбору персонала, мы составили глоссарий терминов по трудоустройству.

В него вошли как русскоязычные традиционные термины, например: заявление о приёме на работу, отдел кадров, собеседование, соискатель, резюме, так и появившиеся относительно недавно, но широко используемые термины, значения которых также необходимо знать при устройстве на работу: рекрутер, хэд-хантер, эичар и другие.

Следующим шагом в процессе трудоустройства является написание резюме. Человек, желающий устроиться на работу, стремится предоставить о себе такую информацию, которая сделала бы его привлекательным в глазах работодателя. Мы предоставляем студентам довольно полный список таких источников. Однако умения составления резюме можно приобрести только на практике, поэтому преподаватели, обучая деловому русскому и иностранному языкам, большое внимание уделяют формированию практических умений написания резюме.

Познакомившись с видами резюме (основной, повествовательный, хронологический, функциональный, комбинированный) и изучив их структуру и стиль, студенты приступают к написанию резюме различных видов от своего имени и от имени вымышленных лиц. Затем они получают задание проанализировать достоинства и недостатки резюме своих сокурсников. Происходит это в форме ролевой игры, в которой студенты исполняют роли эйчаров. Разумеется, предварительно мы предоставляем студентам информацию о том, как работают эйчары с полученными резюме. Настоящие профессионалы видят не только то, что написано в резюме, но и то, о чём кандидат умолчал.

Вероятность того, что соискатель попадёт в кандидаты на получение вакантной должности, значительно возрастает, если к резюме прилагается порт- фолио. Однако анализ литературы по проблемам трудоустройства и конкурентоспособности соискателей показывает, что внимание эйчаров привлекают, прежде всего, портфолио достижений. Поэтому, начиная с первых месяцев обучения студентов в вузе, мы ориентируем их на создание именно такого портфолио. Студентам рекомендуется собирать все документы, которые подтверждают их достижения как в учебной, так и во внеучебной деятельности. К таким документам относятся: дипломы, грамоты за участие и победы в спортивных мероприятиях, благодарственные письма, отзывы, свидетельства лауреата всероссийских конкурсов, ксерокопии публикаций в газете «Событие», издаваемой в институте, премии, сертификаты участников в научных конференциях, творческих конкурсах и другие.

Портфолио достижений позволяет работодателю выявить потенциал соискателя, оценить его разносторонние способности и возможности, оценить прогресс по результатам обучения, т.е. работодатель получит достаточно целостную картину сформированное™ профессиональных и социальных компетенций и личностных качествах соискателя.

Достойным завершением этапа поиска работы и рассылки резюме является приглашение на собеседование. На занятиях мы рассматриваем вопросы: как пройти собеседование? как вести себя? что говорить на собеседовании? Именно эти вопросы волнуют претендентов на рабочее место, и знание ответов на них является одним из условий успешного прохождения собеседования.

Подготовка студентов к собеседованию включает формирование умений самопрезентации. В качестве такой подготовки студентам выдаётся задание - выступить перед группой с рассказом о себе, о своём опыте, своих целях и планах. Также предлагается продумать, как можно рассказать о своих недостатках, так как подобные вопросы часто задаются работодателем и соискателям не всегда легко найти ответ.

Поскольку невербальные средства коммуникации считаются важными в самопрезентации, нами был разработан комплекс заданий, направленных на формирование необходимых умений. В рамках курса «Деловой иностранный язык» студентам, например, предлагалось подготовить информационное сообщение об умении распознавать степень искренности человека по его движениям. Студенты выполняли это задание с использованием наглядности в виде слайдов. Другие студенты работали со специальной литературой с целью обзора информации о соблюдении правильной дистанции в различных ситуациях общения, что положительно влияет на благоприятную оценку окружающих.

Комплексно оценить готовность студентов к прохождению собеседования позволяет ролевая игра, которая проводится в соответствии с заранее разработанным сценарием. Например, несколько студентов группы становятся кандидатами на вакансию. Другие студенты выступают в роли эйчаров, а эффективность действий участников оценивается наблюдателями (преподавателями и студентами). По завершению игры студенты и преподаватель проводят анализ поведения каждого участника. Студенты отмечают, что игра даёт им возможность лучше понять, как вести себя в определенной ситуации, так как приобретенные в игре знания, приёмы и навыки могут быть использованы в реальной жизни. Преподаватель выявляет: какие личностные и профессиональные качества студентов активизировались во время игры, каким образом проявлялись имеющиеся у них знания, умения и навыки, проявляются ли качества конкурентоспособности. Собеседование является одним из самых важных этапов трудоустройства и одним из средств оценки коммуникативной и профессиональной компетенций соискателя.

Таким образом, подготовка выпускника вуза к конкуренции на рынке труда на этапе трудоустройства охватывает его теоретическую и практическую готовность к эффективному поиску информации об имеющихся вакансиях и распространению информации о себе как о соискателе рабочего места; к грамотному написанию различных видов резюме; проведению ролевых игр по успешному прохождению собеседования и самопрезентаций.

Сформированные конкурентные качества помогают выпускнику вуза не только в получении искомого рабочего места, но и для обеспечения конкурентного преимущества работника внутри организации или предприятия.

Список литературы

1. Агеева Ю.В. Особенности интервью в рекрутинговом дискурсе // Известия сочинского государственного университета. 2013. № 4-2 (28). С. 169-171.
2. Гуртов В.А., Питухин Е.А., Насадкин М.Ю. Эффективность деятельности вузов с позиции трудоустройства выпускников/ Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 19-27.
3. Пикулёва О. А. Профессиональные особенности самопрезентации личности // Актуальные проблемы психологического знания. 2013. № 2. C. 80-92.
4. Шестакова Д.В. Конкурентоспособное портфолио как условие успешного трудоустройства // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 91-95.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 2(15). 2015

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (20.04.2016)
Просмотров: 84 | Теги: резюме, самопрезентация, портфолио | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016