Среда, 12.12.2018, 05:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Создание модели системы непрерывного физкультурного обрзования и спортивной подготовки олимпийского резерва

Н.Н.Гуляев

Создание модели системы непрерывного физкультурного обрзования и спортивной подготовки олимпийского резерва

Аннотация. Построение системы непрерывного физкультурного образования является благоприятным педагогическим пространством, которое позволит обосновать, раскрыть такие понятия как многоуровневость образовательных учреждений, преемственность образовательных программ, гибкость организационных форм обучения, воспитания и интеграция образовательных структур.

Ключевые слова: непрерывность образования,проект, цели, задачи, структура модели, формирование эффективной системы спортивной подготовки, педагогическая практика, инновационные подходы к управлению.

 

На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важным направлением развития является непрерывность образования. Данный феномен затрагивает все аспекты обучения, воспитания и развития личности. Непрерывность физкультурного образования способствует скоординированной целенаправленной деятельности в области физической культуры и спорта, создает предпосылки и условия для реализации личностной потребности «образование через всю жизнь».

Физкультурное образование в современных условиях является ведущим и определяющим фактором в социально-экономическом развитии и конкурентоспособности страны. Физическая культура и спорт как самостоятельная отрасль с его составляющей — системой непрерывного физкультурного образования выходит на новый качественный виток своего развития. Российскому спорту необходимы новые инновационные модели непрерывной подготовки спортсменов, резерва сборных команд по видам спорта.

Основной замысел проекта состоит в организации непрерывного физкультурного образовательного процесса в системе «детсад — школа — вуз» в условиях сельской местности. Такая структура образовательного процесса позволит наблюдать развитие ребенка с ранних лет, учитывать и развивать индивидуальные особенности каждого ребенка. Позволит ребенку без сильных стрессовых расстройств переходить на следующую ступень образовательного процесса.

Исторически Чурапча является центром подготовки педагогических кадров на базе первого Педагогического училища еще в далекие 30 годы. Опыт работы сельского тренера, учителя Дмитрия Петровича Коркина стал мировым и получил всеобщее признание благодаря его воспитанникам первым Олимпийским чемпионам Р. Дмитриева, П. Пинигина, призера А. Иванова, многочисленным чемпионам международных и всесоюзных турниров. Именно традиции педагогического наследия наших выдающихся деятелей, опыт практики подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта позволили в условиях сельской местности выстроить систему непрерывного физкультурного образования.

Она еще знаменита и тем, что на базе школы в 1999 г. открыт единственный вуз первый в сельской местности в России институт физической культуры и спорта. Федеральный государственный Чурапчинский институт физической культуры и спорта является единственным вузом в сельской местности в российском масштабе, и идея создания непрерывного образовательного пространства является системообразующим компонентом научной, образовательной и социокультурной среды региона.

Президентом страны Владимиром Путиным и Главой Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым большое внимание уделяется социально-экономическому развитию сел регионов, культурно-духовному оздоровлению местных жителей, приобщению к ценностям здорового образа жизни, повышению роли физической культуры и спорта, возрождения и перспектив развития исконных традиционных игр и состязаний народов России. Развития физической культуры и спорта в регионе, развитие детского спорта и подготовки спортивного резерва является одним из приоритетных направлений государственной политики в нашей республике

По ряду объективных и субъективных причин непрерывная физкультурная подготовка спортсменов олимпийского резерва без отрыва от соревновательной деятельности протекает неравномерно и стихийно; недостаточно решаются вопросы повышения квалификации и переподготовки тренеров, выработки мотивов совершенствования тренеров, педагогов, что значительно усложняет непрерывную образовательную деятельность по достижению поставленных целей. Отсюда возникает ряд противоречий, которые проявляются между: общим содержанием подготовки олимпийского резерва в рамках традиционной системы обучения и воспитания; формированием эффективной системы подготовки олимпийского резерва; снижающими мотивационно- ценностную ориентацию тренеров на достижения высоких результатов спортсменов; традиционными подходами к управлению.

Выявленные противоречия позволили сформировать проблему исследования. Цель экспериментального (инновационного) проекта: создание максимально комфортных педагогических и социально-психологических условий для интеллектуального и нравственного развития учащихся, для поддержки и развития школьников- спортсменов олимпийского резерва, для удовлетворения потребности в личностном росте каждого участника педагогического процесса разработать и апробировать модель системы физкультурного образования.
Задачи исследования: выявить и обосновать принципы и формы управления к подготовке спортсменов олимпийского резерва в современных социально-экономических условиях; совершенствовать систему непрерывного физкультурного образования «детсад — школа — вуз»; формировать и совершенствовать систему здоровьесбережения и здравотворчества спортивно-педагогического и ученического коллективов, формировать устойчивой мотивации на ведение ЗОЖ и высокой двигательной активности; выявить факторы, дестабилизирующие эффективность соревновательной деятельности и определить организационно-педагогические условия подготовки спортсменов олимпийского резерва; разработать модель непрерывного физкультурного образования и механизм ее реализации по подготовке спортсменов олимпийского резерва, экспериментально доказать эффективность ее функционирования.

Сроки реализации проекта. Проект рассчитан на 5 лет: начало: 2015-2016 учебный год; завершение: 20192020 учебный год.
I этап: 2015-2016 г.— формирование соответствующей организационной базы;
II этап: 2016-2019 гг.— реализация мероприятий проекта;
III этап: 2019-2020 гг. — завершающий этап проекта. Обобщение результатов.

Между тем, в целях дальнейшего совершенствования, конкурентоспособности и подготовки спортивного резерва для сборных команд Российской Федерации по видам спорта в Якутии целенаправленно ведется работа по повышению эффективности деятельности спортивных отделений, осуществляющих спортивную подготовку. Каждый учебный год школа служит базой прохождения педагогической практики студентов Чу- рапчинского физкультурного института физической культуры и спорта. По линии непрерывного физкультурного образования в школе функционирует педагогическая пятерка: ученик-учитель-воспитатель-тренер- родитель. Поэтому удобно провести круглогодичную непрерывную педагогическую практику студентов на базе нашей школы без отрыва от учебных занятий студентов.

Построение системы непрерывного физкультурного образования является благоприятным педагогическим пространством, которое позволит обосновать, раскрыть такие понятия как многоуровневость образовательных учреждений, преемственность образовательных программ, гибкость организационных форм обучения, воспитания и интеграция образовательных структур. Имеется ряд законов и нормативно-правовых актов в целях совершенствования подготовки спортивного резерва, принятых на региональном уровне.

Сегодня в школе обучается 450 учащихся из 28 улусов Республики Саха (Якутия), 6 городов республики. В целях совершенствования системы подготовки спортивного резерва и спортивного отбора одаренных спортсменов 1035 учащихся совершенствуют свое мастерство в 11 спортивных отделениях: вольная борьба, легкая атлетика, шашки, аэробика, прыжки на батуте, волейбол, пулевая стрельба, стрельба из лука, бокс, настольный теннис, национальные прыжки. Функционирует 8 филиалов по шести видам спорта, с общим охватом более 500 учащихся. За 2014-2015 годы по результатам спортивных достижений в первенствах России, Европы и мира Чурапчинская республиканская спортивная школа-интернат получила статус спортивной школы олимпийского резерва. По итогам 2016 года стали членами основного состава сборной команды РФ -3 учащихся (вольная борьба, шашки, пулевая стрельба), кандидатами резервного состава сборной команды РФ -6 учащихся (шашки, вольная борьба).В 2016 году школа стала федеральной экспериментальной площадкой по линии министерство спорта Российской Федерации.

Следуя основным принципам (всеобщности, преемственности и индивидуализации) непрерывного физкультурного образования, идея развития многоуровнего физкультурно-образовательного пространства «детский сад-школа олимпийского резерва — УОР — вуз» выступает одним из условий реализации данного проекта.

Система непрерывного физкультурного образования позволяет осуществлять достаточно эффективную подготовку олимпийского резерва для сборных команд Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Важнейшим фактором успеха спортивной деятельности в период обучения в школе является соответствие спортсменов, претендующих на поступление требованиям к дальнейшему эффективному спортивному совершенствованию, а именно модельному уровню показателей общей и специальной физической подготовленности, уровню технического мастерства и освоение должных объемов учебно-тренировочных нагрузок, что обеспечит преемственность в спортивной подготовке.

Осуществление непрерывного физкультурного образования невозможно без индивидуализации обучения, построения образовательных программ для каждого обучающегося. Это требует новых подходов к разработке учебных планов, программ, принципов организации учебного процесса. Следовательно, актуализируется задача организации преемственности ступеней не только на уровне содержания образования, методов, организационных форм, средств обучения, но и на уровне системы школы.

Выводы: Это создание модели непрерывного образовательного процесса (детский сад — школа — вуз); повышение качества образовательного процесса и высшего спортивного мастерства; обеспечение конкурентоспособности выпускников школы-интерната олимпийского резерва на рынке образовательных и спортивных сфер; внедрение новых образовательных, спортивных технологий в области учебно-тренировочного процесса, способствующих оптимальному развитию интеллектуальных и физических способностей каждого ученика; существует потребность разработки и внедрения модели непрерывного физкультурного образования (кластерной) спортивной подготовки олимпийского резерва.

Таким образом, что предлагаемый модель системы непрерывного физкультурного образования и спортивная подготовка олимпийского резерва позволяет реализовать такую приоритетную задачу Концепции целевой программы развития образования Российской Федерации.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (09.06.2018)
Просмотров: 63 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь