Понедельник, 27.05.2019, 04:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

А.И.Шульгин, канд. пед. наук, доцент

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗЕ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к оганизации учебного процесса по физическому воспитанию в соответствии с ребованиями образовательного стандарта третьего поколения. Основное внимание в процессе учебных занятий необходимо уделять оздоровительной направленности при выполнении физической нагрузки. Для оценки тестирования физических качеств предлагается использовать 100-балльную шкалу успеваемости.

Ключевые слова: учебный процесс, студент, здоровье, тесты, физическая подготовка, тренировочный цикл.

 

В соответствии с новыми требованиями образовательного стандарта роль физической культуры в вузе должна состоять в обеспечении студентов знаниями, в первую очередь о здоровье человека и о том, как его поддерживать на протяжении всей жизни с помощью занятий физическими упражнениями.

Новые образовательные стандарты третьего поколения и учебная программа Минобрнауки РФ по дисциплине «Физическая культура» предусматривают не только совершенствование учебного процесса, но и новый подход к организации занятий и оценке успеваемости студентов по физическому воспитанию [2]. Формы учебных занятий, направленные преимущественно на выполнение контрольных требований и зачетных нормативов, не всегда являются эффективными с точки зрения укрепления здоровья и не удовлетворяют в полной мере социально-культурных потребностей личности студентов. Более того, контрольно-нормативные методы, доминирующие на занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях всех типов, приводят к негативным последствиям в сфере мотивационной потребности самостоятельно заниматься физической культурой.

В настоящее время решающим аргументом в оценке деятельности преподавателя-тренера остаются чисто внешние показатели: результаты сдачи контрольных нормативов программы, подготовка спортсменов-разрядников и т. д. Таким образом, принудительная подгонка физической подготовленности под программные нормативы противоречит идее свободы личности и гуманистическим принципам воспитания человека.

В условиях перестройки физического воспитания приоритетным направлением в работе должны стать задачи, направленные на повышение качества учебного процесса и связанные, в первую очередь, с укреплением здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни и потребности заниматься самообразованием в этой сфере деятельности и после окончания вуза
[4].

В связи с этим оздоровительный подход в учебном процессе по физическому воспитанию нужно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, предлагаемая тренировочная нагрузка и методика ее выполнения должны быть адекватны физическим возможностям студентов, а с дугой стороны, оптимальный подбор физических упражнений и соответствующая им дозировка должны развивать физические качества и укреплять здоровье. В рамках сказанного требуется и новый подход в методике преподавания физической культуры. Решая поставленную задачу, преподаватель должен индивидуально подходить к каждому студенту, учитывая его физическую подготовку, определять для него оптимальную величину физической нагрузки и контролировать реакцию организма после ее выполнения [3].

Особое внимание в современных условиях необходимо обращать на решение оздоровительных и образовательных задач, формирование у студентов методических и гигиенических знаний, двигательных умений и навыков, воспитывать устойчивую потребность в систематической физической активности как обязательного элемента стиля жизни. Человека необходимо научить постоянно заботиться о своем здоровье, вооружать его знаниями и умениями составлять для себя спортивно-оздоровительные программы. Это позволит ему заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием в этой области в течение всей жизни.

В учебном процессе на смену командно-нормативным методам должна прийти более демократичная система физического образования. Это позволяет сделать новая дисциплина «Элективные курсы по физической культуре», которая определена в образовательном стандарте третьего поколения для всех направлений подготовки бакалавров. Согласно положению, студент теперь имеет право самостоятельно выбирать вид спорта или систему физических упражнений, которым он желает заниматься на протяжении всего периода обучения в вузе. Более демократично проводить оценку контрольных и зачетных тестов, используя 100-балльную шкалу успеваемости (табл. 1).

Таблица 1
Рейтинговая оценка успеваемости

Перестройка учебного процесса должна касаться не только основного отделения, но и студентов специального и спортивного отделений. В группах специального отделения, на наш взгляд, преподавателю необходимо заботиться не столько о щадящей нагрузке, сколько об оздоровительной направленности упражнений, не превращая одновременно учебный процесс в занятия лечебной
физкультурой. Учитывая вышесказанное, в 2014-2016 гг. нами были проведены педагогические исследования, в которых участвовали студенты 1-3-го курсов. Перед исследованием ставилась задача повысить качество учебного процесса по физическому воспитанию, основным критерием которого, в первую очередь будет повышение уровня здоровья студентов и развитие у них основных физических качеств. Решить поставленную задачу, мы предполагали, можно за счет широкого использования в учебном процесс циклических видов спорта в сочетании с упражнениями общефизической подготовки.

Уровень здоровья определялся по шестибалльной системе с помощью экспресс-оценки, в которую входили такие показатели, как чистота сердечных сокращений (ЧСС), весо-ростовой индекс, оценка общей выносливости в беге на длинные дистанции, развитие скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места). Уровень здоровья определялся по среднему показателю суммы всех тестов. При этом суммарный показатель в 5 баллов соответствовал отличному уровню здоровья; от 4 до 5 баллов - хорошему; от 3 до 3,9 - удовлетворительному уровню; от 2 до 2.9 балла - плохому уровню [1].

Для проведения исследований годовой учебный план был разбит на несколько циклов продолжительностью до двух месяцев каждый.

Первый цикл оздоровительного бега и кроссовой подготовки планировался в начале учебного года. Перед студентами ставились задачи освоить оздоровительную программу в беге на 3-5 км по слабопересеченной местности, повысить уровень основных физических качеств (выносливость, сила, гибкость), поддержать достигнутый уровень здоровья. Основными средствами, с помощью которых решались эти задачи, были: спортивная ходьба и оздоровительный бег по слабопересеченной местности, упражнения общеразвивающего характера, направленные на развитие силы и гибкости. Методика освоения программы предусматривала постепенное увеличение объема беговой нагрузки в одном занятии от 2-3 км в начале цикла, до 5-7 км в конце. Интенсивность бега контролировалась по пульсу и не выходила за рамки 130-150 уд./мин. Студентам предоставлялась возможность самостоятельно определять объем тренировочной нагрузки в процессе занятий.

Во втором цикле (ноябрь - декабрь) занятия проводились по комплексному принципу, в учебном процессе широко использовался метод круговой тренировки. Основными тренировочными средствами, которые использовались на занятиях, были гимнастические снаряды, тренажеры, различные отягощения и другой спортивный инвентарь. Перед студентами ставилась задача повысить уровень силы мышц верхнего плечевого пояса и мышц туловища.

В марте-апреле в учебном процессе использовались в основном спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол). Перед студентами ставилась задача повысить уровень физических качеств таких как быстрота, сила, ловкость и повысить уровень функциональных возможностей основных систем организма (сердечно сосудистой, дыхательной). Двухсторонние игры проводились по упрощённым правилам, основное внимание обращалось на моторную плотность занятия. В конце цикла текущий контроль осуществлялся по результатам тестирования быстроты, гибкости и силы, оценка показателей проводилась по 100-бальной шкале.

В апреле - мае в учебный процесс включались занятия по легкой атлетике. Перед студентами стояли задачи освоить тренировочную программу в оздоровительном и кроссовом беге и повысить уровень общей и специальной выносливости. Методика планирования и проведения учебных занятий предусматривала использование оздоровительного и кроссового бега как основного средства тренировочной нагрузки. На занятиях в основном применялся равномерный метод тренировки на пульсе 120-150 уд./мин. Цикл заканчивался контрольным тестированием в беге на дистанции 2 км у девушек и 3 км у юношей.

В результате исследований было установлено, что студенты 1-3-го курсов в начале учебного года имели примерно одинаковый уровень развития физических качеств, а спортивно-технические результаты указывают на низкий уровень их подготовки. Так, тест в беге на 2 км у девушек и 3 км у юношей без перехода на ходьбу в состоянии были выполнять только 70 % студентов.

Состояние здоровья по экспресс-оценке в среднем составляло у девушек 2,9 балла, что соответствовало плохому уровню, а у юношей 3,2 балла, что соответствовало удовлетворительному уровню.

В процессе регулярных занятий студенты быстро адаптировались к оздоровительным нагрузкам и уже к концу первого семестра способны были выполнять циклические упражнения, такие как кроссовый бег продолжительностью 30-40 мин. К концу учебного года у студентов произошло заметное повышение спортивных результатов в беге на 2 и 3 км.

У девушек эти показатели улучшились на 20-25 %, у юношей соответственно на 18-20 %. Зачетную дистанцию смогли преодолеть без перехода на ходьбу 95 % занимающихся. Уровень состояния здоровья по результатам экспресс-оценки у девушек составил 4,1 балла, у юношей - 4,3 балла, что соответствует высокому уровню состояния здоровья.

Оценка успеваемости студентов осуществлялась по 100-балльной шкале. Для получения зачета необходимо было набрать 50 баллов, при этом основным требованием оставалось посещения занятий в соответствии с учебным планом вуза. В процессе тестирования по ОФП студенту начислялось 2 балла, даже если он показывал результат ниже зачетных требований. Как показали исследования, при таком подходе студенты со слабой физической подготовкой способны набрать 50 баллов и получить зачет.

Педагогические наблюдения показали, что применение балльно- рейтинговой оценки зачетных тестов по общефизической подготовке положительно сказалось на активности студентов в учебном процессе, в связи с чем успеваемость в конце учебного года выросла до 93 %. Рейтинговую оценку успеваемости кафедра разрабатывает самостоятельно, исходя из условий материально-спортивной базы вуза и требований рабочей программы.

Результаты исследования показали, что для повышения качества учебного процесса по физическому воспитанию нужно смелее переходить от командно- нормативного метода работы к демократично-оздоровительному принципу проведения практических занятий и самостоятельной подготовке студентов.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения необходимо существенно пересмотреть изложение теоретического раздела учебной программы и повысить качество методико-практических занятий у студентов.

Оздоровительная направленность учебного процесса на базе использования циклических видов спорта в сочетании с упражнениями общефизической направленности при демократичном подходе к планированию тренировочной нагрузки способствует повышению уровня развития физических качеств и укреплению здоровья студентов.

Оценка зачетных тестов по балльно-рейтинговой шкале положительно сказывается на активности студентов и ведет к повышению успеваемости по дисциплине физическая культура.

Список литературы

1. Ильииич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник. М.: Гардарики, 2008. 366 с.
2. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». Издание официальное. М., 2010. 34 с.
3. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов по специальности «Физическая культура». 8-е изд., стереотип. М.: Академия, 2010. 480 с.
4. Шульгин А.И. Особенности формирования здорового образа жизни у студентов вуза. Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. Кемерово, 2014. C. 42-44.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.04.2019)
Просмотров: 26 | Теги: Учебный процесс, студент | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь