Понедельник, 05.12.2016, 07:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

А.А.Резник, Луганский государственный университет имени Владимира Даля, Луганск, Украина

СОВРЕМЕННЫЙ ОПЫТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Рассмотрены особенности украинского опыта по разработке перспектив развития пространственных социально-экономических систем. Выявлены наиболее эффективные мероприятия в Луганской области: прогнозирование социально-экономического развития, разработка баланса трудовых ресурсов по городам и районам; внутриобластная кооперация производства; создание еврорегиона «Донбасс»; деятельность Луганского государственного университета имени Владимира Даля; Луганской региональной торгово-промышленной палаты; Общественной палаты при Луганском горисполкоме. Показана взаимосвязь между выбором форм пространственной организации населения и становлением ее специфических приемов и методов в условиях Донбасса. Предложены условия для реализации поставленных целей, направленные на усиление внимания государства и общества к вопросу регуляторной деятельности на территориях.

Ключевые слова: организация населения, пространство, территория, приемы и методы, опыт, регулирование деятельности.

 
Создание необходимых условий для приумножения социально-демографического, интеллектуального, производственно-технологического и природно-ресурсного потенциала данной территории, повышения уровня жизни населения в значительной степени зависят от эффективного функционирования многообразных форм организации населения. Данные формы создаются в результате воспроизводственных процессов на территории, где фокусируются центры трудовой деятельности. Поэтому необходимо выявление в региональных системах подобных центров, являющихся генераторами распространения инновационных изменений в хозяйственной и общественной жизни. Под влиянием этих центров в настоящее время происходит переориентация моделей управления общественным производством с экономических на решение социальных проблем [19]. Эти модели управления представляют собой систему мер государственного управления, общественного характера и совместных действий различных заинтересованных сторон.

В Концепции пространственного развития Российской Федерации рассмотрены проблемы, связанные с устаревшей системой расселения в РФ и неэффективной ее пространственной организацией, а также архаичной системой управления данными процессами, при которых из неэффективных пространственных структур стали вымываться ресурсы, и в первую очередь — человеческие; неэффективная пространственная организация страны влечет за собой рост расходов на поддержание инфраструктур; возрастают региональные диспропорции в развитии; новая система расселения и пространственная организация Российской Федерации формируется хаотично и закрепляет прежде всего сырьевую специализацию страны и транзитный характер развития многих ее регионов [5]. С не меньшей остротой эти проблемы характерны для Украины и ее регионов.

Одной из причин такого положения является отсутствие в полном объеме указанных требований в градостроительной документации, регулирующей разработку генеральных планов городов и детальных планов территорий. Это приводит к самодовлеющему формированию пространства, проблемам в жизнедеятельности населения, которые, как правило, пытаются разрешить путем внесения изменений в структуру и полномочия органов власти и местного самоуправления, оставляя без достаточного внимания методологию их деятельности.

Целью статьи является научное обобщение опыта Луганской области — одного из крупнейших регионов Украины в разработке и осуществлении мероприятий пространственной организации населения.

Логика исследования привела к необходимости решения следующих задач:
— исследовать существующую практику по разработке перспектив развития пространственных социально-экономических систем;
— рассмотреть опыт, мероприятия, которые осуществляются в Луганской области по пространственной организации населения;
— предложить условия для реализации поставленных целей социально-экономической интеграции и пространственного развития.

Научному осмыслению этих процессов посвящен ряд актуальных публикаций. Как отметил академик А. Гранберг, «фактор пространства выпал из поля зрения общих экономических теорий» [2]. С. Грудницкая [3] отмечает относительную бесправность современных работников, И. Ткачук [21] раскрывает уникальный опыт применения методологии «затраты — выпуск» на примере Ивано-Франковской области, предложения А. Ефремова [4], работавшего председателем Луганской областной государственной администрации (ОГА) и В. Тихонова [4], бывшего председателя Луганского областного совета, М. Попова и Л. Рисухина [11], занимавших должности заместителей председателя Луганской ОГА, по вопросам использования организационного потенциала области представляют практический интерес в настоящее время, как и научные разработки А. Погарцева [11; 22], В. Тисуновой [20] и многих других. Тем не менее до настоящего времени остаются нерешенными вопросы роли пространственной организации населения как главного экономического и социального фактора, способов управления им и учета получаемых результатов. Актуальность пространственной организации населения не уменьшается в связи с политическим событиями на ее территории, регулируемыми Минскими соглашениями. Более того, такая деятельность способствует скорейшему положительному завершению политических процессов с использованием трудовой активности населения.

Среди мероприятий, осуществляемых в Луганской области, особое значение имеют работы: по сбалансированному развитию трудовых ресурсов; развитию внутриобластной кооперации; созданию еврорегиона «Донбасс»; деятельность Луганского государственного университета им. В. Даля; Луганской региональной торгово- промышленной палаты (РТПП); Общественной палаты при Луганском горисполкоме. Эти мероприятия формировались в результате различных действий органов государственной исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, научных организаций, а также благодаря внедрению в практику управления механизма государственно-частного партнерства.

Впервые в Государственной стратегии регионального развития Украины на период до 2020 г. поставлена цель: территориальная социально-экономическая интеграция и пространственное развитие [12]. В ходе исследования эти результаты стали основой для оценки приемов и способов, используемых на практике для обоснования мероприятий пространственной организации населения в соответствии с текущими целями. На рисунке (с. 68) рассмотрены инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем, направленные на обеспечение регуляторной функции местного самоуправления по эффективному использованию ресурсов, показаны взаимосвязи оперативных целей пространственного развития и мероприятий пространственной организации населения.

Характерно то, что за период независимого развития Украины в теории и практике управления регионами наибольшее применение получило стратегическое и программное планирование, направленное на решение возникающих проблем в областях, районах, городах, сельских и других населенных пунктах. Однако разрабатываемые стратегии и программы методологически были ориентированы на экзогенные факторы, основывающиеся прежде всего на внешнем государственном финансировании.

Эта ситуация продолжает сохраняться до настоящего времени из-за слабого привлечения населения к осуществлению конкретных мероприятий по улучшению условий труда и жизни. Вместе с тем, опираясь на нормы Конституции, население может выдвигать требования по повышению социально-экономической эффективности труда на отдельных предприятиях и соответствующих территориях с учетом своих интересов [3]. С этих позиций представляют интерес результаты изучения уникального опыта Луганской (Ворошиловградской) области по разработке городских, районных и общетерриториальных балансов трудовых ресурсов [1].

Актуальность полученных в свое время результатов предопределяется прекращением этих работ после перехода экономики на рыночные методы хозяйствования и снижением участия местных органов власти в ее управлении. Проведенная работа позволила установить относительный избыток или недостаток трудовых ресурсов по каждому городу и району.

 
Инструменты разработки перспектив развития пространственных социально-экономических систем

Такая классификация позволила сделать вывод о том, что в трудонедостаточных и трудообеспеченных городах и районах необходимо осуществить меры по техническому перевооружению производства, полному использованию производственных мощностей, сокращению применения ручного труда, существенному повышению производительности на базе современной техники и эффективной организации производства. Здесь не должны создаваться новые предприятия и производства, на комплектование которых потребуется дополнительная численность работников. В трудоресурсных субрегионах первостепенное значение имеет создание новых рабочих мест или формирование условий, способствующих замещению имеющихся здесь рабочих мест [15, с. 76].

Указанные мероприятия направлены на расширение деятельности по обеспечению комфортной и безопасной жизненной среды для людей независимо от места их проживания. Такие действия демонстрирует также Региональная программа развития внутриобластной кооперации на 2013— 2017 гг., утвержденная решением Луганского областного совета 28 февраля 2013 г. № 17/14.

Целью Региональной программы развития внутриобластной кооперации на 2013—2017 гг. было создание в области условий для повышения внутреннего спроса, укрепления позиций региона на национальном и международном рынках сбыта, проведение импортозамещения в ключевых сферах экономики [14]. Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации программы, был 156 877,10 тыс. грн., что составляет 0,27 % ВРП 2012 г. (ВРП в 2012 г.: 58 767 000 тыс. грн.) [17].

Однако достижение поставленной цели на настоящий момент весьма затруднено. В ходе боевых действий 90 % предприятий перерабатывающей отрасли на территории ЛНР получили повреждения. Кроме того, они испытывают экономическую и транспортную блокаду со стороны Украины, а юридическая неопределенность статуса республики тормозит хозяйственную деятельность предприятий [13. С. 3].

Для достижения цели программы предусматривалось выполнение основных задач:
1) формирование инфраструктуры, которая обеспечит развитие кооперации (центров субконтрактации, технопарков, структур инновационной поддержки и т. п.) и доступность коммерческих услуг для сельскохозяйственных кооперативов;
2) организационно-управленческая поддержка развития внутриобластной кооперации со стороны местных органов государственной власти;
3) создание открытых информационных ресурсов относительно потребности в услугах, товарах, работах, а также имеющихся производственных возможностях, в том числе станках, оборудовании, площадях, квалифицированном персонале и т. п.;
4) развитие системы подготовки кадров для системы кооперации в регионе, повышение профессионального уровня участников кооперации по субконтрактации, аутсорсингу, лизингу, франчайзингу и др.;
5) возрождение системы потребительской кооперации в регионе;
6) укрепление социального статуса и повышение престижа сельскохозяйственных кооперативов;
7) широкая разъяснительная работа о преимуществах различных форм и видов кооперации, освещение этой работы в СМИ.

В то же время программа позволяла:
— сформировать базу данных предприятий, учреждений и организаций, содержащую информацию о номенклатуре продукции (услуг), производимой (оказываемых) ими, производственных мощностях предприятий, сырья (предметов, материалов), которую используют предприятия для выработки продукции, отпускных цен на производимую продукцию, основных пользователей продукции (услуг), поставщиков сырья (комплектующих, механизмов). Это будет способствовать развитию взаимовыгодного сотрудничества между предприятиями, учреждениями и организациями региона во всех видах экономической деятельности на основе производственной кооперации (промышленного партнерства);
— обеспечить осведомленность местных производителей по номенклатуре импортных товаров, производство которых возможно наладить на предприятиях региона;
— повысить объемы производства продукции местными товаропроизводителями и увеличить внутриобластной спрос на товары и услуги местных производителей;
— сформировать информационную поддержку системы внутриобластной кооперации;
— повысить уровень использования местной сырьевой базы;
— повысить конкурентоспособность продукции и услуг, производимых местными товаропроизводителями;
— создать условия для инновационного и технологического развития производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, производимой местными товаропроизводителями;
— развивать новые, современные формы кооперации (аутсорсинг, лизинг, субконтрактинг, франчайзинг);
— повысить уровень деловой активности субъектов малого бизнеса;
— повысить уровень инвестиционной привлекательности предприятий региона;
— увеличить производительность труда и качество продукции;
— повысить уровень технологической вооруженности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов;
— увеличить количество учреждений кредитной кооперации в регионе;
— обеспечить экономику региона квалифицированными кадрами в необходимом количестве;
— создавать новые рабочие места за счет увеличения объемов производства продукции местными производителями;
— повысить уровень и качество жизни граждан;
— увеличить уровень наполняемости местных бюджетов;
— обеспечить экономическую, финансовую, продовольственную безопасность региона.

В то же время в республике реальная хозяйственная деятельность свидетельствует о наличии достаточного количества признаков, чтобы восстановить кооперационные связи между предприятиями и использовать ранее наработанный опыт. В Донбассе в целом это топливно-энергетический комплекс, включающий угольные шахты, электростанции, коксохимические заводы, производящие тепло предприятия. В JIHP — производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию предприятия.

Угольная промышленность Луганской Народной Республики постепенно оправляется от шока войны. И шаг за шагом идет к основной цели — возрождению. Одним из таких уверенных шагов стал ввод в эксплуатацию на 8-й северной лаве на государственном унитарном предприятии «Шахта Ломоватская» горизонта 400 метров в городе Брянке [7. С. 2]. Шахты Луганщины обеспечили работу 14 предприятий, производящих горно-шахтное оборудование.
В настоящее время загрузка промышленных гигантов ПАО «Лугансктепловоз», ПАО «Стахановский вагоностроительный завод», ПАО «Алчевский металлургический комбинат» осуществляется от 10 до 50 % [13. С. 3].

Основными их проблемами являются поиск сырья, низкая конкурентоспособность продукции, трудности в пересечении границ, ограниченный доступ к финансовым и товарным кредитам. Объединение усилий шахт, обогатительных фабрик, предприятий горно-шахтного оборудования позволит осуществить запуск производственных циклов предприятий переработки, расширить рынки сбыта и решать вопросы материально-технического обеспечения.

Агропромышленный комплекс республики представлен 359 предприятиями различных форм собственности, 8,3 тыс. личных подсобных хозяйств и более 90 предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности [16. С. 3]. В то же время мощности действующих предприятий с начала рыночных реформ используются лишь частично. Имеется много проблем: особенно пострадал животноводческий комплекс, ограничена кормовая база, недостаточно обеспечение сельхозтоваропроизводителей минеральными удобрениями. Развитие кооперационных связей в значительной мере направлено на рост производительности труда, снижение трансакционных издержек, повышение финансовой устойчивости организаций.

Используя внутреннюю кооперацию, целесообразно создать экономические связи между предприятиями легкой промышленности и шахтами, предприятиями металлургии, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства, медицинскими учреждениями, органами социальной сферы и др.

Результатами реализации программы станут дальнейшее развитие кооперационных связей в экономике региона, создание действенного организационно-управленческого механизма поддержки развития кооперации со стороны местных органов власти, содействие структурной перестройке экономики региона в части развития и услуги местных производителей и снижение уровня зависимости региона от импортной продукции, что повысит экономическую, финансовую и продовольственную безопасность региона.

В разработанных и утвержденных руководством и общественными органами ЛНР в 2014— 2015 гг. документах (Программа развития Луганской Народной Республики; Программа общественного движения «Луганский экономический союз»; Программа развития животноводческого комплекса; Программа ближайших действий и др.), по нашему мнению, основное внимание сосредоточено на главном звене социальной защиты населения — на занятии его производственной и другой общественно полезной деятельностью. Видна преемственность принципов и мероприятий, опробованных в балансах трудовых ресурсов области и региональной программе внутриобластной кооперации.

До конца февраля текущего года Совет министров должен разработать программу социально-экономического развития ЛНР на 2016 г., где найдут отражение основные направления работы развития экономики профильным министерством. Такой план будет основываться на «анализе сбалансированности экономики» и выявлении приоритетных направлений развития. Кроме того, Министерство экономического развития и торговли JIHP совместно с регионами республики готовит общегосударственную программу восстановления экономики и социальной сферы на 2016 г. [10].

На выполнение задач и осуществление мероприятий, направленных на решение актуальных проблемных вопросов Донецкой и Луганской областей, защиту национальных интересов и недопущение нарушений конституционных прав граждан региона, предотвращение роста диспропорций, тормозящих развитие регионов, согласованность политики стимулирования развития «точек роста» и поддержки экономически менее развитых и депрессивных территорий, создание условий для производительного труда населения, ориентирована деятельность Общественной палаты при Луганском горисполкоме и Луганской региональной РТ1Ш. В обращении заместителя председателя Общественной палаты, опубликованном 25 марта 2015 г. в газете «Жизнь Луганска», представлены предложения по повышению эффективности организации жизни в ЛНР.

В деятельности Общественной палаты при Луганском горисполкоме принимают участие представители городских органов управления и общественности, заинтересованные в процветании города и имеющие колоссальный практический опыт. В обсуждении члены палаты останавливаются на актуальных вопросах жизнедеятельности города и страны в целом [8]:
— о возрождении промышленного потенциала города;
— о необходимости повышения инвестиционной привлекательности города;
— о задачах по увеличению средней заработной платы до уровня соседних регионов;
— о порядке легализации субъектов хозяйственной деятельности;
— о необходимости увеличения количества единиц социального транспорта на городских маршрутах;
— о продовольственной безопасности;
— о мерах по созданию новых рабочих мест на предприятиях города;
— о проведении отдельных мероприятий по разработке Стратегии социально-экономического развития города и др.

Результаты работы Общественной палаты при Луганском горисполкоме находят отражение в рекомендациях, которые направляются по различным инстанциям.

Существенный вклад в решение насущных проблем области вносит Луганская РТПП. Это общественная организация предпринимателей, призванная способствовать созданию условий для конструктивного диалога бизнеса и власти. Используя весь спектр возможностей общественной организации, Луганская РТПП своей миссией видит развитие экономики региона; поддержку местного предпринимательства, создание коопераций различного уровня — внутриобластных, государственных, международных, а также участие в решении всех вопросов предпринимательства и работе общественных советов при государственных службах в Луганской области [9].

Цель РТПП — создание площадки для конструктивного диалога между бизнесом и властью при построении гражданского общества. На сегодня она объединяет более 350 предприятий, организаций и частных предпринимателей региона и является самым большим объединением в области. Среди членов палаты — такие гиганты промышленной индустрии региона, как ЧАО «Северодонецкое объединение АЗОТ», ПАО «Алчевский металлургический комбинат», ЧАО «Линик», ГП «Свердловантрацит», ОАО «Стахановский вагоностроительный завод», ПАО «Стахановский завод ферросплавов», ЧАО «Луганское СППА» и ОС «Спецавтоматика», ТД «Маршал», ПАО «Кондитерская фабрика «А.В.К. г. Луганск»», ПАО «Лугансктепловоз», Лутугинский государственный научно-произ- водственный валковый комбинат, ПАО «Рубе- жанский картонно-тарный комбинат».
У Торгово-промышленной палаты области налажены связи со 130 странами мира, 500 субъектами экономической деятельности. Многие страны уже делали инвестиции в экономику Луганщины, например Испания, США, Россия, Венгрия, Англия, Германия и др.

Особое внимание в своей деятельности Луганская РТПП уделяет установлению деловых контактов между украинскими и зарубежными партнерами, инновационному развитию предприятий региона, освоению новых форм сотрудничества, участию в международных программах содействия развитию малого предпринимательства, проведению деловых встреч, экономических миссий, конференций и презентаций.

При Луганской РТПП существуют различные комитеты [6], которые осуществляют взаимодействие с членами палаты и общественностью, содействуют развитию и совершенствованию производственной и предпринимательской деятельности членов комитета, созданию благоприятных условий для развития межрегиональных связей, формированию условий добросовестной конкуренции в отрасли. Работают следующие комитеты:
— комитет предпринимателей базовых отраслей промышленности;
— комитет предпринимателей малого и среднего бизнеса;
— комитет по развитию промышленной кооперации;
— комитет по предпринимательству в сфере строительных и нерудных материалов;
— комитет по охране окружающей среды и природопользования;
— комитет по энергосбережению, энергоэффективности и внедрению зеленой энергетики;
— комитет по содействию внешнеэкономической деятельности;
— комитет по дерегуляции экономики;
— комитет по содействию коммерциализации инновационной и научно-технической деятельности;
— женская лига.

Комитет по содействию коммерциализации инновационной и научно-технической деятельности при Луганской РТПП создан сравнительно недавно —в августе 2013 г. Его необходимость была обоснована незначительной долей предприятий области, осваивающих инновационные технологии на всех стадиях производственного цикла. Одной из причин этого могло стать прекращение (в связи с переходом от централизованного планирования к самостоятельной рыночной деятельности) работы всеохватывающих огосударствленных обществ изобретателей и рационализаторов, а также научно-технических обществ, массово организованных инициатив по изысканию резервов экономии ресурсов и улучшению качества продукции. Несмотря на формализм в деятельности указанных организаций с прекращением их функционирования была утрачена информационная база о состоянии инновационной деятельности и элементах лучшего опыта ее проведения. Целью создания этого комитета является установление конструктивного диалога между предпринимателями, деловым, научным и гражданским сообществом, Торгово- промышленной палатой, органами государственной власти при проведении этой деятельности. Перед комитетом поставлены задачи [22. С. 65]:
— поддержка новых структур в сфере инновационной деятельности и научно-технических разработок;
— распространение лучшего отечественного и зарубежного опыта по коммерциализации научно-технических результатов, оказание практической помощи научным, научно-техническим, инновационным и промышленным организациям, объединениям предпринимателей в осуществляемой ими работе;
— совершенствование действующего законодательства и содействие принятию новых актов, направленных на развитие институтов права и интеллектуальной собственности, модернизацию инновационного и технологического развития региона, защиту отечественного производителя товаров и услуг.

Для этого комитету необходимо осуществлять следующие функции [Там же]:
— исследование комплекса факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние производственного аппарата региона, содействие устранению необоснованных ограничений и бюрократических барьеров предпринимательской деятельности;
— поиск ресурсов для финансирования на- учно-технических разработок, развитие модели инновационных процессов с участием различных типов экономических агентов в рамках национальной и региональных инновационных систем;
— участие в проведении маркетинговых и социологических исследований по направлениям деятельности комитета;
— изучение и обобщение опыта деятельности университетов по использованию трансфера научных, технических и технологических разработок, обеспечение взаимодействия их с предприятиями;
— установление контактов и организация делового сотрудничества с комитетами ТПП Украины и региональными торгово-промышленными палатами, международными и национальными союзами, ассоциациями, объединениями предпринимателей, транснациональными корпорациями и отдельными зарубежными фирмами в сфере модернизации и технологического развития.

Сформирован перечень научно-технических решений, составляющих основу для проблематики, которой будет заниматься комитет по содействию коммерциализации инновационной и на- учно-технической деятельности при Луганской РТПП. Только в 2014 г. комитет провел следующие мероприятия:
— формирование критериев оценки инновационной и научно-технической деятельности в Луганской области;
— формирование группы аналитиков;
— создание базы данных изобретений и инновационных предложений для пользователей в Луганской области и их коммерческой реализации;
— подготовка предложений для народных депутатов Украины от Луганской области по законодательному стимулированию инновационной деятельности;
— анализ инновационных подходов к программированию и планированию развития региона;
— исследование актуальных технических, энергетических и экологических проблем сельскохозяйственного производства, требующих инновационных решений;
— пространственная организация инновационной деятельности посредством участия комитета в выполнении региональных программ внутриобластной кооперации, контрактации в деятельности еврорегиона «Донбасс»;
— изучение состояния работ и уровня научно- технических решений на установки по выработке электроэнергии посредством пиролиза каменного угля;
— анализ институциональной среды массового творчества и др.

Это стало возможным благодаря творческой обстановке, сложившейся с первых встреч предпринимателей и изобретателей, незамедлительной опытно-промышленной стадии реализации новаторских идей. Между членами комитета складывается специфическая обстановка доверия, которая характеризуется целеустремленностью в действиях. Установлены контакты с ведущими ВУЗами и научно-исследовательскими институтами, крупными промышленными предприятиями, а также с объединениями юных изобретателей и исследователей в школах Луганска и области.

Таким образом, Луганская РТПП вносит свой вклад в становление и развитие институциональной экономики, где важная роль принадлежит общественности, эффективно дополняющей функционирование центральных и местных органов власти и местного самоуправления.

В условиях политического противостояния РТПП приспосабливает свою структуру к существующей ситуации, рассредоточив деятельность в двух направлениях — ЛНР и Украина.

Активным инструментом пространственной организации населения Луганской области является создание еврорегиона «Донбасс», основная цель которого — содействие социально-экономическому развитию Ростовской и Воронежской областей Российской Федерации, Луганской и Донецкой областей Украины, охране окружающей среды, научному, образовательному, культурному и спортивному сотрудничеству сторон [18]. Миссия еврорегиона «Донбасс» заключается в содействии интеграционно-экономическим, социально-культурным процессам и международному сотрудничеству указанных регионов.

Общая цель трансграничного сотрудничества раскрывается в выделенных приоритетах. Достижение приоритетов, обозначенных в Стратегии социально-экономического развития еврорегиона «Донбасс» на период до 2020 г., позволит решить текущие проблемы, минимизировать перспективные риски и угрозы, преодолеть ограничения, использовать возможности и конкурентные преимущества в системе межрегионального и международного разделения труда, обеспечить устойчивое развитие региона.

В Луганске функционирование этого образования направлено на расширение торгово-экономи- ческих контактов, создание совместных предприятий на приграничных территориях и упрощение перехода границы для жителей этих территорий.

27 февраля 2015 г. в Киеве состоялась Международная научно-практическая конференция «Вынужденно перемещенные лица в Украине: реалии и возможности». В ее рекомендациях, разработанных с участием автора, учтены представленные выше положения. В частности, Кабинету министров Украины и правительственным структурам было рекомендовано:
— срочно, в течение месяца, отказаться, учитывая соответствующее указание президента Украины, от установленного порядка выдачи пропусков на неконтролируемую территорию Донецкой и Луганской областей;
— одновременно восстановить в прежнем объеме железнодорожное и автомобильное сообщение с этой территорией, работу почты, выплату пенсий, другие институции.

Осуществление предлагаемых мер позволяет значительно сократить количество перемещенных лиц и ждать их возвращения на прежнее место жительства, самодостаточно разрешить конфликтную ситуацию в Донбассе и содействовать быстрому восстановлению этого индустриального региона Украины.

Поставленные впервые цели по экономической интеграции и пространственному развитию в Государственной стратегии регионального развития Украины на период до 2020 г. находят отражение в соответствующих мероприятиях пространственной организации населения в Луганской области. Основной недостаток стратегического и программного планирования заключается в ориентации на экзогенные факторы, основывающиеся прежде всего на внешнем государственном финансировании. Эту ситуацию можно изменить путем активного привлечения населения к конкретным мероприятиям по улучшению условий труда и жизни.

Весьма актуально возвращение к программе разработки балансов трудовых ресурсов. В настоящее время это может противостоять центробежным тенденциям в условиях «рыночных свобод». Опыт разработки Луганской региональной программы развития внутриобластной кооперации на 2013—2017 гг. представляет интерес в отношении мер по повышению производительности труда населения области.

Эффективной формой привлечения научного потенциала к решению проблем региона является деятельность Общественной палаты при Луганском горисполкоме, Луганской РТПП. Используя инновационные формы организации взаимодействия предпринимательских структур, научных организаций и креативный потенциал общественности, они обеспечивают синергети- ческий эффект в экономике и социальной сфере региона.

Создание еврорегиона «Донбасс» — это путь к восстановлению нарушенных экономических и культурных связей между Юго- Востоком Украины и Югом России, обеспечению сбалансированного развития территории. Еврорегион «Донбасс», Общественная палата при Луганском горисполкоме, Луганская РТПП, Луганский госуниверситет им. В. Даля представляют формы общественной жизни, обеспечивающие условия жизнедеятельности социума, пространство его самовыражения. Создание указанных условий не может осуществляться стихийно, требует регулирования и подчинения соответствующим воздействиям со стороны системы управления.

Список литературы

1. Балансы трудовых ресурсов городов и сельских административных районов Ворошиловград- ской области (1985—1990-е гг.): утв. решением исполкома Ворошиловград, обл. Совета нар. депутатов 25 мая 1987 г. № 218.
2. Гранберг, А. Г. Основы региональной экономики: учеб. для вузов / А. Г. Гранберг. — 2-е изд. — М. : ГУВШЭ, 2001. — 496 с.
3. Грудницкая, С. Отменено ли у нас крепостное право / С. Грудницкая // Раб. газ. — 2013. — 20 авг.
4. Методолопчш аспекти досягнення сощально-економ1чно1 самодостатносп регюну : монография / О. С. Сфремов [та ш.]. — Луганськ : Вид-во СНУ iM. В. Даля, 2002. — 156 с.
5. Княгинин, В. Концепция пространственного развития в РФ. Приложение к докладу «Россия. Пространственное развитие» [Электронный ресурс] / В. Княгинин // Русский Архипелаг : сетевой проект «Рус. Мира». — URL: http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/evolution/development/supplement/ (дата обращения: 5.11.2015).
6. Комитеты [Электронный ресурс] // Луганьска регюнальна торгово-промислова палата : сайт. — URL: http://www.lcci.lg.ua/main.php?content=7&page=7.
7. Новые горизонты шахты Ломоватской // XXI век. — 2016. — 13 янв. — № 52.
8. Луганск [Электронный ресурс] : офиц. сайт Луганс. гор. головы, Луганс. гор. совета и его исполнит. органов. — URL: http://www.gorod.lugansk.ua/index.php?cstart=2&do=cat&category=palata (дата обращения: 5.11.2015).
9. Организационная структура Луганской региональной торгово-промышленной палаты [Электронный ресурс] // Луганьска регюнальна торгово-промислова палата : сайт. — URL: http://lcci.lg.ua/main. php?content=l&page=12 (дата обращения: 5.11.2015).
10. Плотницкий поручил разработать программу социально-экономического развития ЛНР на 2016 год [Электронный ресурс] // Донбасс.Центр. — URL: http://donbass.center/news/5398-plotnickiy-poruchil- razrabotat-programmu-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-lnr-na-2016-god.html (дата обращения: 5.11.2015).
11. Попов, М. I. Мехашзм сощально ор1ентованого управлшня економ1кою в perioHi : монограф1я / М. I. Попов [та iH.]. — Луганськ : Вид-во СНУ iM. В. Даля, 2001. — 128 с.
12. Про затвердження Державно! стратеги регюнального розвитку на перюд до 2020 року [Электронный ресурс] : постанова Кабшету MimcTpiB Украши № 385 ввд 6 серпня 2014 р. // Верховна Рада Украши : офиц. веб-портал. — URL: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/385-2014-%D0%BF (дата обращения: 5.11.2015).
13. Промышленность: итоги и планы // XXI век. — 2016. — 6 янв. — № 2.
14. Регюнальна програма розвитку внутршньообласно! кооперацп на 2013—2017 роки [Электронный ресурс] : затверджено Ршення обласноТ ради 28 лютого 2013 № 17/14 // Луганский областной совет : сайт. — URL: http://oblrada.lg.ua/content/pro-zatverdzhennya-regionalnoi-programi-rozvitku- vnutrishnooblasnoi-kooperatsii-na-2013 — 20.
15. Резник, А. А. Инструменты совершенствования пространственной организации населения в регионе / А. А. Резник // Экономинфо. — 2015. — № 23. — С. 73—77.
16. Сельское хозяйство: возродить былой потенциал // XXI век. — 2016. — 25 янв. — № 15.
17. Валовий регюнальний продукт за 2012 piK. : статистич. зб1рник / за ред. I. М. Нштшн. — Кт'в : Державна служба статистики Украши, 2014. — 79 с.
18. Стратегия социально-экономического развития Еврорегиона Донбасс на период до 2020 года (одобрена на заседании Совета Еврорегиона 10 апр. 2012 г., г. Луганск, Украина) [Электронный ресурс] // Государственное автономное учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр» : сайт. — URL: http://www.gauriac.ru/strategies.php (дата обращения: 5.11.2015).
19. Территориальная организация населения: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е. Г. Чистякова. — М. : Вузов, учеб., 2007. — 188 с.
20. Псунова, В. М. Ринков1 перетворення в економщ регюну : монограф!я / В. М. Псунова; шд наук, ред. В. М. Василенко. — Луганськ : РВВ ЛДУВС iM. Е. О. Дщоренка, 2011. — 472 с.
21. Ткачук, И. Межотраслевой баланс области / И. Ткачук // Экономика Украины. — 1993. — № 10. — С. 20—26.
22. Шевченко, П. М. Институциональный ресурс инноваций / П. М. Шевченко, А. В. Погарцев // BicHHK Луганс. держав, ушверситету внутршшх справ iMem Е. О. Дщоренка. — 2014. — Спец. вып. № 3. — С. 64—67.

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 99 | Теги: население | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016