Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Л.В.Грызлова, В.В.Поняев
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Рассматриваются актуальные вопросы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта в условиях модернизации высшего профессионального образования. Проводится анализ действующих образовательных стандартов и раскрываются особенности реализации компетентностного подхода к подготовке профессиональных кадров по физической культуре и спорту.

Ключевые слова: образовательный процесс, физическая культура и спорт, модернизация, подготовка специалиста по физической культуре, компетентностный подход.

 
На современном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах, значительные преобразования происходят в системе образования. Согласно концепции модернизации российского образования необходимо совершенствовать механизм устойчивого развития образовательной системы, который должен соответствовать социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Так, в условиях перехода России к рыночной экономике в образовании произошёл переход к многоуровневой системе образования «бакалавр — магистр». Основным побудительным мотивом к перестройке всего педагогического процесса стало Болонское соглашение, направленное на решение вопросов структурной и качественной сопоставимости образовательных программ, к которому Российская Федерация присоединилась в 2003 г. Традиционное образование, предусматривающее получение общих и профессиональных знаний в период обучения, сменилось образованием, обеспечивающим приобретение знаний и информации в течение всей социально активной жизни [2].

Совершенствование законодательной базы высшего профессионального образования вызвало такие изменения, которые требуют учёта особенностей и потребностей страны в подготовке специалистов для обеспечения его квалифицированными кадрами. В сфере физической культуры и спорта также идёт адаптация к новым условиям и новым социальным запросам, в соответствии с которыми к специалистам предъявляются более высокие требования.

Физическая культура опирается на некоторые идеи теории культуры, использует её понятийно-категориальный аппарат. Как вид культуры она в социокультурном представлении являет собой широкое пространство для творческой деятельности, направленной на организацию психофизического стимула для человека через укрепление здоровья, развитие психофизических способностей и двигательных навыков.

Посредством физической культуры и спорта человек всесторонне развивается как физически, так умственно и духовно. Следовательно, в сфере физической культуры и спорта процессы модернизации направлены на развитие системы инновационного профессионального образования, результатом которого должна стать подготовка специалистов, способных обеспечить позитивные изменения в области их профессиональной деятельности и, в конечном итоге, в экономике и социальной сфере России. Главная цель реализации государственной политики по модернизации высшего образования в области физической культуры и спорта заключается в том, чтобы как можно большее количество молодёжи нашей страны было вовлечено в процесс физического воспитания. При этом нельзя забывать о том, что в вузе необходимо не только развивать человека, но и научить его развиваться самостоятельно, воспитывая в нём любовь к физической культуре и спорту для сохранения хорошей физической формы не только во время обучения, но и в последующей, внеучебной жизни.

В связи с изложенным, возникла необходимость пересмотра действующих образовательных программ по физической культуре и спорту, как в плане функциональной структуры, так и в содержании [1].

Анализ изменений, происходящих в системе высшего профессионального образования, показывает, что сама система организации образовательного процесса по физической культуре и спорту должна выглядеть следующим образом. Прежде всего педагог должен мотивировать студента на приобретение профессиональных знаний, умений и навыков, убедить его в необходимости и оправданности принятия конкретных решений по повышению качества образования. Далее следует сформировать у студента комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления учебного и тренировочно-соревновательного процесса. В последующем требуется обеспечить строгий контроль за правильностью выполнения всех перечисленных этапов. При соблюдении описанных условий в процессе подготовки специалистов в области физической культуры и спорта можно надеяться на общий положительный результат [3. С. 53].

Введённые стандарты второго поколения, которые рассматривались как основа для сравнения разных образовательных систем с целью создания условий повышения академической мобильности российских студентов и признания их дипломов в мировом образовательном сообществе, не ориентированы на подготовку специалиста по конкретному направлению. В большей степени они ориентированы на подготовку бакалавра и магистра «по специальности».

В обществе широко распространена точка зрения, что все Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования второго поколения созданы на основе единого макета, что в некоторой степени унифицирует их структуру и содержание. Однако современное общество предъявляет более жёсткие требования к молодому специалисту, и образование должно обеспечить его готовность выдержать конкуренцию в условиях рыночных отношений. В связи с этим возникла острая необходимость не просто корректировки Государственных образовательных стандартов, а решения достаточно сложных и принципиальных задач:

- изменение базовых дисциплин предметной области знаний;

- разработка и внедрение новых учебных дисциплин;

- введение новых критериев для оценки качества освоения знаний;

- создание нового учебно-методического сопровождения учебного процесса.

Изложенные факты обусловили разработку и внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования третьего поколения, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность. В соответствии со стандартами третьего поколения учебные программы дисциплин определяют не только цели, содержание, объём и порядок их изучения, но и включают перечень формируемых компетенций, основных образовательных технологий, типовых заданий для контроля и самооценки уровня заявленных результатов образования. Данные стандарты предусматривают большую самостоятельность образовательных организаций при разработке образовательных программ и возможность индивидуализации процесса обучения. В соответствии с этим образовательные стандарты каждого направления имеют свои структурные и содержательные особенности [1. С. 19].

Практический опыт работы по стандартам третьего поколения показал, что совершенствование образовательного процесса требует внедрения в систему высшего профессионального образования инновационных технологий. В связи с этим в действующие стандарты были внесены значительные изменения, которые привели к созданию и утверждению изменённых стандартов, приведённых в соответствие с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. В частности, с сентября 2014 г. вступил в силу стандарт третьего поколения направления подготовки 49.03.01 «Физическая культура» профиля «Спортивная тренировка в избранном виде спорта». Стандарт предусматривает компетентностный подход в образовании специалиста по физической культуре и спорту, что помогает решать одну из проблем, существующих в отрасли физической культуры и спорта,— подготовки высококвалифицированных, высокомотивированных, мобильных, профессионально компетентных кадров, отвечающих запросам современного общества [4. С. 12].

В стандарте выделены общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Рассматривая общекультурные компетенции, можно сделать вывод, что результат обучения ставится в прямую зависимость не только от объёма знаний, накопленных обучающимися. При этом учитываются и личностные качества, приобретённые студентом в процессе обучения. Это принципиально новое правило системы обучения, которое позволяет формировать студента не только как специалиста, но и как личность. Общекультурные компетенции наиболее универсальны, необходимы для любой деятельности и связаны с успехом личности в быстроменяющемся мире.

Профессиональные компетенции следует понимать как круг вопросов, в которых субъект обладает познаниями и опытом, отражающими стиль его мышления и квалификацию, а также личностные способности, обеспечивающие возможность реализации определённой профессиональной деятельности. Данные компетенции способствуют формированию у выпускников готовности эффективно использовать свои внутренние ресурсы для принятия решений и достижения по - ставленной цели, а также оценивать и анализировать результаты своих действий.

Ещё одним преимуществом стандарта третьего поколения является предоставленная организациям возможность выбирать тип практики в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата. Кроме того, организация вправе предусмотреть иные типы практик дополнительно к установленным настоящим Федеральным государственным образовательным стандартом.

Всё вышеизложенное позволяет заключить, что система и качество подготовки специалиста по физической культуре и спорту в соответствии с Федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования, введённые в действие на современном этапе, создают условия для успешного формирования у выпускников необходимых профессиональных компетенций и психологической готовности к предстоящей трудовой деятельности.

Список литературы

1. Бальсевич, В. К. Информационная культура специалиста как фактор внедрения новых технологий в практику физической культуры и спорта / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 12. - С. 18-19.
2. Кадакин, В. В. Инновационные процессы в высшем образовании (из опыта работы Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева) / В. В. Кадакин // Гуманитар. науки и образование. - 2012. - № 2 (10). - С. 9-12.
3. Кишиков, Р. В. К вопросу о стиле деятельности преподавателя вуза / Р. В. Кишиков // Вестн. Моск. гос. гуманитар. ун-та им. М. А. Шолохова. Сер. Педагогика и психология. - 2010. - № 3. - С. 53-64.
4. Кокурин, А. В. Проблема развития психологической компетентности в системе подготовки спортсменов разных квалификаций / А. В. Кокурин, Л. Г. Майдокина // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 08. - С. 12-15.

Для цитирования: Грызлова, Л. В. Современные условия подготовки профессиональных кадров по физической культуре и спорту // Л. В. Грызлова, В. В. Поняев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 1. - С. 15-18.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (21.09.2017)
Просмотров: 33 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь