Пятница, 09.12.2016, 02:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. МАГАДАНА

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ Г. МАГАДАНА

А.Н. Фролова

Закон РФ «Об образовании» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Но дошкольное образование должно быть не только доступным, оно должно быть качественным. Главная цель дошкольного образования — обеспечение всем детям старшего дошкольного возраста равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе. Равные стартовые возможности становятся синонимом качественного дошкольного образования.

Введение нового государственного образовательного cтандарта будет затруднено, если в системе дошкольного образования не произойдут существенные перемены, а именно не будет разработан и введен региональный cтандарт качества дошкольного образования. По нашему мнению, региональный c тандарт должен быть методологически иной и отражать условия проживания детей дошкольного возраста в конкретной местности. Служить основанием для дифференцированного подхода к дошкольному воспитанию, определяться социальными и этническими факторами, неоднородностью темпов развития ребенка. При разработке структурных компонентов регионального cтандарта нами были использованы отдельные авторские программы обучения и воспитания детей лучших педагогов города, содержание работы некоторых городских экспериментальных площадок, которые предполагают изменение системы организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ. В cтандарте главная роль должна принадлежать игре, учету климатических условий Северо-Востока, физической культуре и здоровому образу жизни ребенка, региональным особенностям содержания воспитания и индивидуальным потребностям воспитанников.

Дошкольная образовательная услуга должна быть направлена на разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечение полноценного и своевременного перехода воспитанников на следующий уровень образования. Поэтому сегодня должны разрабатываться вариативные региональные cтандарты с учетом типа ДОУ, критериев качества воспитательной работы, подготовки кадров и прогнозов развития дошкольного образования в г. Магадане и регионе, что поможет определить значение регионального cтандарта в образовательной области.

Миссия регионального cтандарта дошкольного образования Магаданской области — особая социальная ответственность за качество воспитания детей дошкольного возраста и благополучное их проживание в экстремальных условиях Севера, а также использование педагогами ДОУ новых знаний и технологий, совместно с семьей направленных на успешную подготовку детей к школе.

Основными пользователями регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги являются: руководители и педагогические коллективы учреждений; органы управления образованием всех уровней управления; общественные организации, объединения и профессиональные сообщества, осуществляющие общественную экспертизу программ качества образования в дошкольных учреждениях; родители воспитанников; учреждения, осуществляющие подготовку специалистов в системе среднего и высшего профессионального образования.

В региональной модели стандарта должны преобладать следующие основные цели:

Воспитание — создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества.

Готовность к школе — необходимый уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

Игра — ведущая форма деятельности ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате чего формируются личностные новообразования.

Качество дошкольной образовательной услуги — системное образование ребенка на основе освоения основной базисной программы, являющейся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующей самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту.

Компетентность»— совокупность умений, позволяющих ребенку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся личности.

Образовательный процесс — целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах предоставления дошкольной образовательной услуги.

Обучение — передача и усвоение знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленных на развитие ребенка-дошкольника.

Развитие — взаимосвязь количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик дошкольников.

Личностное развитие — возникновение у дошкольника личностных качеств.

Индивидуальное развитие — индивидуальные особенности развития каждого ребенка.

Самостоятельная деятельность детей — свободная деятельность воспитанников в условиях предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или индивидуально.

Эргодизайн и развивающая образовательная среда ДОУ — источник индивидуальных знаний и социального опыта (физического, игрового, интеллектуального).

Совместная деятельность взрослого и детей — основная модель организации образовательного процесса дошкольников; деятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и ребенка.

Социальная практика — игровые взаимодействия ребенка с другими сверстниками группы и взрослыми с целью оптимального развития социальной компетентности.

Внутренние аудиты — установление соответствия менеджмента качества образовательной услуги запланированным мероприятиям, требованиям стандарта, программы и внутренним требованиям ДОУ.

Функции регионального стандарта качества дошкольной образовательной услуги:

- право доступности на качественную дошкольную услугу;

- обеспечение единых требований к содержательной и организационной части дошкольной образовательной услуги;

- гуманизация дошкольного образования;

- защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности программ, стандартов и предоставления дошкольной образовательной услуги;

- оказание помощи родителям в подготовке детей к школе.

Требования к ресурсному обеспечению дошкольной образовательной услуги:

- соответствие Закону РФ «Об образовании», другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования;

- обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное, духовно-нравственное) развитие через организацию различных видов детской деятельности и самодеятельности, ведущей из которых является игра;

- соответствие достижению ребенком уровня психологической и физической готовности к школе; создание равных условий для воспитания, развития и обучения;

- взаимодействие с семьей;

- преемственность с основной общеобразовательной программой начального общего образования;

- формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира; интеграция личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

- формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

- развитие позитивного эмоционально-целостного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

- развитие собственных творческих способностей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Основные подходы к образованию детей дошкольного возраста: культурно-исторический, деятельностный, личностный.

Принципы:

- принцип развивающего обучения,

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

Основной формой работы с детьми 3—7 лет является игра, которая задается взрослыми.

Соблюдение двух основных моделей организации образовательного процесса: совместная деятельность взрослого и детей, свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Условия качественной реализации дошкольной образовательной услуги — учет соотношения ежедневных занятий и совместной деятельности взрослых и детей.

Направление развития детей от 3 до 7 лет: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное. Возрастная группа: - 3—4 года: количество времени образовательной нагрузки — 1ч 40 мин.—2 ч; 4—5 лет: количество времени — 2 ч 20 мин.—2 ч 40 мин.; 5—6 лет: количество времени — 3 ч 10 мин.—3 ч 30 мин.; 6—7 лет: количество времени — 3 ч 55 мин.—4 ч.

Объем ежедневной образовательной нагрузки по направлениям «физическое и художественно-эстетическое развитие» должен составлять не менее 50 % общего объема ежедневной образовательной нагрузки. Время занятий стационарных не должно превышать 10—15 % от общего времени занятий. Время самостоятельной деятельности детей не должно быть менее чем 25 % от времени ежедневной образовательной нагрузки. Содержание самостоятельной деятельности детей определяется педагогом при создании предметно-развивающей среды, которая обеспечивает выбор детьми видов и форм деятельности в соответствии c их развитием и интересами, направленными на решение задач, связанных с интересами других людей.

Критериальная база состояния материального обеспечения реализации дошкольной образовательной услуги.

Основное место для оказания дошкольной образовательной услуги — групповая ячейка — закреплен за каждой детской группой. Для занятий должны предоставляться специализированные зоны, предназначенные для музыкальных и физкультурных занятий.

Для прогулок предоставляется зона игровой территории, веранды или навесы, песочники, малые формы в соответствии с возрастом. В помещении и на прогулочном участке организуется развивающая предметно-пространственная среда для проявления свободной познавательной, речевой, двигательной, творческой активности детей, предусматриваются территории для оформления выставок детских работ, музыкальных концертов.

Финансово-экономическое обеспечение качественной реализации дошкольной образовательной услуги — параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения.

Кадровое обеспечение — характеристика необходимой квалификации педагогических кадров.

В результате реализации качественной дошкольной образовательной услуги к 7 годам развитие личности ребенка выражается в следующих характеристиках: социальной компетентности; самостоятельности и ответственности; интеллектуальной компетентности, креативности; речевой компетентности; физическом развитии и здоровье, эмоциональности; способности к волевой регуляции своего поведения; инициативности, свободе поведения.

Образовательные результаты эффективности управления ДОУ:

- величина учреждения образования (в г. Магадане функционируют детские сады от 4 до 12 возрастных групп) и количество его сотрудников (зависит от количества воспитанников), а также особенности образовательной деятельности, к которым относятся:

- соответствие места оказания дошкольной образовательной услуги требованиям безопасности: СанПин, СНип, требованиям пожарной безопасности;

- соответствие персонала квалификационным требованиям;

- потенциал сотрудников, их способность качественно выполнять свою работу; аттестация педагогов ДОУ;

- удовлетворенность родителей качеством реализации дошкольной образовательной услуги;

- средства образовательного процесса, включая материально-техническое и информационное обеспечение;

- корпоративная культура (имидж) дошкольного образовательного учреждения;

- наличие авторских программ, экспериментальной площадки в ДОУ;

- социальные аспекты деятельности персонала и коллектива ДОУ в целом.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 60 | Теги: Дошкольное образование, ДОУ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016