Понедельник, 27.05.2019, 05:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В ДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И. А. Кудряшова, д. э. н., доцент, профессор кафедры экономики, Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

СОВРЕМЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ В ДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНАХ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье обоснован современный подход к рассмотрению процесса экологизации в добывающих регионах РФ с позиций разноуровневого характера на международном, национальном и наднациональном уровнях. Доказана необходимость применения новых инструментов эколого- экономического механизма функционирования добывающих регионов на современной информационно-технологической базе и в разноуровневом контексте - на международном, наднациональном, национальном, региональном, муниципальном уровнях в условиях глобализации.

Ключевые слова: инструменты экологизации, эколого-экономический механизм, глобализация.

 

В современных условиях решение экологических проблем приобретает чрезвычайно важный характер, весьма значительным становится воздействие экологического фактора на устойчивое социально- экономическое развитие в Российской Федерации и ее добывающих регионах, таких, как Кемеровская область. Проблемы, связанные с экологией, оказывают прямое влияние на политико-правовые институты и экономику страны. На сегодняшний день уровень качества окружающей среды находится на потенциально опасном этапе своего развития для жизни общества в экономической, юридической, политической, социальной сферах. Истощение природно-ресурсного состояния страны ставит под угрозу жизнедеятельность государства, общества, человека.

Актуальность исследования связана с возросшей необходимостью адаптации человека к вредным природным и техногенным факторам, что предопределяет радикальную модернизацию механизма природопользования, создание и эффективное функционирование адекватных инструментов охраны окружающей среды и экологизации производства, обеспечивающих устойчивое развитие территорий в угледобывающих регионах РФ при соблюдении международных норм и правил в природоохранной сфере.

Анализ подходов к рассмотрению процесса экологизации позволил прийти к выводу, что большинство авторов вкладывают в понятия «экологическая система» и «эколого-экономический механизм» явно выраженный общефедеральный характер и возможность ее функционирования в национальном масштабе и на субфедеральном уровне.

На наш взгляд, эти понятия следует рассматривать в разноуровневом контексте: не только в рамках государственного управления в узком смысле - на национальном, региональном, муниципальном уровнях, но и в широком смысле - в международном масштабе, что содействует созданию благоприятных условий для природоохранной деятельности в мире и эффективному решению такой глобальной проблемы, как экологическая. Об этом свидетельствует появление в работах отечественных ученых (таких, как Бобылев С.Н, Ходжаев А.Ш. и др.) понятий, связанных с расширением масштабности функционирования механизма природоохранной деятельности, выражающихся в такой дефиниции, как «экономический механизм природопользования», понимаемый как составная часть «глобального экономического механизма», формируемого на «межсекторальной, межотраслевой и межрегиональной основе» [1].

Несмотря на разноплановость трактовок, практически у всех отсутствует многоуровневый анализ процесса экологизации, что сужает диапазон изучения его причинно-следственных связей и природоохранных отношений на современном этапе.

При этом на международном уровне основная проблема заключается в создании модели мирового устройства, не противоречащей принципам устойчивого развития, позволяющей мировому сообществу комплексно решать назревшие глобальные экологические, демографические, социальные, политические задачи, бороться с ограниченностью ресурсов, криминалитетом, международным терроризмом и т.д.

На национальном уровне перед нами стоят проблемы вовлечения России в систему мирохозяйственных связей, укрепления ее статуса, решения вопросов национальной, экономической, экологической безопасности, проблемы построения целостной модели геополитического и геостратегического развития.

На региональном уровне существует проблема устойчивого развития региона в условиях глобализации как субъекта РФ или муниципального образования, проблема выбора своей хозяйственной ниши и стратегии, используя имеющийся ресурсный и научно-технический потенциал [2]. Чтобы выстоять в условиях кардинальных структурных изменений во всем мире и внутри страны, адекватно реагировать на вызовы глобализации, перед регионом стоят проблемы поиска конкурентных преимуществ более высокого порядка, задачи социальной защиты населения от издержек глобализации, обеспечения экологической безопасности и стабильного роста основных показателей уровня жизни в регионе.

В рамках проводимой в стране экологической политики природоохранная деятельность носит многоцелевой характер и обеспечивает в государстве реализацию функций по:

• компенсации негативных экологических последствий экономического развития;

• стимулированию развития экологосбалансированных и природоохранных мероприятий и производств;

• подавлению нерационального использования ресурсов в направлении экономного их использования и снижения экологической нагрузки;

• экологическому контролю и мониторингу природоохранной деятельности предприятий.

В контексте создания условий, содействующих решению экологических проблем и модернизации экономики Российской Федерации, определяемых как приоритетные направления стратегического развития страны, закрепленные международными нормами и правилами, по нашему мнению, следует добавить новые функции, принимающие важный характер для участников хозяйственной деятельности - природопользователей с учетом изменяющихся внутренних и внешних условий.

На наш взгляд, одной из таких новых целевых функций может и должно стать обязательное требование и необходимость реализации природоохранной политики в соответствии с международными стандартами, способствующими сокращению выбросов участниками производственной деятельности на региональном и национальном уровнях, а также на микроуровне без ущерба в мировом масштабе. Данная функция усиливается и тем, что в настоящее время с учетом процессов глобализации происходит не только рост международного производства, разветвление цепочек добавленной стоимости, но и расширение масштабности управления в природоохранной деятельности с выходом за пределы национальных границ, что предопределяет возрастание роли международной регламентации и институциональных структур в природоохранной сфере.

Основываясь на исследованиях российских и зарубежных ученых, авторами была предпринята попытка охарактеризовать функционирование экологической системы в условиях глобализации с позиций разноуровневого характера на международном, национальном и наднациональном уровнях.

Теоретическое обоснование функционирования экологической системы в условиях глобализации с позиций ее разноуровневости, на наш взгляд, существенным образом зависит от характера эколого-экономических отношений и деятельности институтов экологического администрирования, которые выступают как синтез экономической, правовой и институциональной составляющих механизма ее функционирования. Для обоснования разноуровневости построения экологической системы в условиях глобализации нами были выявлены следующие отличительные признаки (или критерии):

• степень охвата территории;

• масштабы институционализации в экологической сфере;

• характер функционирования экологической системы;

• приоритетность целей функционирования экологической системы.

Первый из них (степень охвата территории) может быть рассмотрен в узком смысле, в контексте осуществления природоохранных мероприятий в пределах территории конкретного государства и его регионов, т.е. на национальном и региональном уровнях, например, в масштабах Российской Федерации и субъектов РФ. С другой стороны, в широком смысле это означает расширение системы экологизации с учетом охвата территорий нескольких государств в составе интеграционной группировки, например, ЕС, СНГ, экономического союза ЕАЭС и др., что подразумевает необходимость существования наднационального уровня в рамках единой экологической системы интеграционного объединения.

Следующий критерий, связанный с масштабами институционализации в сфере природоохранной деятельности, предполагает, что в рамках экологической системы национального уровня, например, РФ, реализация эколого-экономических процессов, во-первых, находится в ведении важнейшего государственного института по обеспечению охраны окружающей среды - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России), а, во- вторых, осуществляется с помощью основных инструментов экологической политики. В то же время наднациональный уровень означает наличие реально действующих и реализуемых в природоохранной сфере функций органами, совместно созданными странами-членами интеграционной группировки, в частности, таких, как Комиссия ЕС, Департамент промышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) ЕАЭС.

Третий критерий - характер функционирования экологической системы - в значительной степени связан с предыдущим, отличительной особенностью которого является институциональная составляющая, в связи с чем на национальном уровне природоохранная деятельность осуществляется на законодательной основе конкретного государства в интересах охраны окружающей среды на территории конкретного государства. В отличие от него наднациональный уровень требует формирования единых унифицированных подходов со стороны государств-членов интеграционной группировки в соответствии с международными стандартами и требованиями в интересах дальнейшего расширения его участников и территорий путем присоединения других государств. Это означает, что он базируется на принципиально иной системе нормативно-правового регулирования, выходящей за национальные пределы с частичным отказом от национального суверенитета в определенных сферах. Так, например, в России с 2002 г. в рамках национальной экологической системы законодательную основу в сфере природоохранной деятельности составляли: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [3], Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» [4], Федеральный закон от 20.06.1996 N 81- ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» [5] и ряд других нормативно-правовых актов.

На наднациональном уровне примерами сотрудничества в области экологического развития под руководством Департамента промышленной политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) стали:

• создание и функционирование Евразийской технологической платформы (ЕТП) «Технологии экологического развития»;

• инициирование и реализация кооперационных проектов по формированию научно-производственных консорциумов;

• разработка интернет-портала лучших экологически эффективных, энерго- и ресурсосберегающих решений и технологий [6].

Данные инструменты выступают составной частью единой концепции создания и функционирования Евразийской сети трансфера технологий в сфере природопользования и элементов экологической системы на наднациональном уровне и могут стать интересными и полезными не только государствам ЕАЭС, но и третьим странам.

Сравнение институциональных аспектов решения вопросов охраны окружающей среды в разноуровневом контексте позволяет сделать вывод о различной степени приоритетности данных проблем в зависимости от международного, национального и наднационального уровня.

В глобальном масштабе решение экологических проблем занимает, пожалуй, такое же важнейшее значение, как вопросы войны и мира на планете.

В национальном масштабе многих государств экологическая политика столь же приоритетна, как экономическая или демографическая. Решение экологических проблем для нашей страны является одной из ключевых задач Правительства Российской Федерации, но с учетом сложившейся ситуации в стране и мире Россия отдает предпочтение стабильности в экономической сфере.

Между тем на наднациональном уровне ряда интеграционных объединений совместное решение экологических вопросов чаще всего не рассматривается как приоритетное направление. В частности, такое положение подтверждается рамками развития дружественных экономических отношений между странами-участницами ЕАЭС, где экологическая сфера до сих пор не представлена как самостоятельное, отдельно реализуемое или программное направление. На наднациональном уровне доминируют политические и экономические аспекты, а договор «О Евразийском экономическом союзе» не содержит положений об устойчивости и экологическом развитии. Таким образом, назрела необходимость гармонизации и синхронизации законодательства в сфере охраны окружающей среды в условиях ЕАЭС (например, в области регулирования трансграничных водных объектов, добычи нефти и газа и др.). В ЕАЭС входят государства, ведущие агрессивную экологическую политику, активно потребляющие сырье. Данные сферы хозяйствования не относятся к числу экологически чистых, отходы, накапливающиеся в процессе промышленной деятельности, приводят к ухудшению экологической обстановки. Ведение единой политики по снижению уровня антропогенности на евразийском пространстве, усиление информационного обмена и укрепление контактов с участниками ЕАЭС, безусловно, приведет к улучшению экологической обстановки.

В систематизированном виде сравнительный анализ функционирования экологических систем с учетом отличительных признаков в разноуровневом контексте приведен в табл. 1.

По нашему мнению, для обеспечения эффективного функционирования экологической системы на национальном уровне в условиях глобализации недостаточно использования традиционных форм и методов природоохранной деятельности, в связи с чем возникает необходимость применения новых инструментов эколого-экономического механизма функционирования добывающих регионов на современной информационно-технологической базе в направлении минимизации негативного воздействия на окружающую среду с учетом соблюдения норм правил, разработанных международными институтами в области решения экологической проблемы в глобальном масштабе.

Множественность факторов глобализации, крайнее усложнение под воздействием последней условий хозяйствования, невозможность чисто рыночного саморегулирования в данной ситуации и, особенно, в планетарных масштабах, предопределяют особую роль в этом процессе макроэкономического регулирования. С одной стороны, принципиальное значение на этом уровне приобретают целенаправленные усилия по преодолению, ослаблению и ликвидации препятствий и ограничений в природоохранной сфере, с другой - содействие процессам глобализации, осуществление последовательных мер по координации экономических и социальных программ, концентрации ресурсов для решения глобальных проблем, затрагивающих мировое сообщество, группы стран, регионы. Важнейшим примером глобальной регламентации в экологической сфере является попытка разработки и функционирования механизма согласования выбросов в международном масштабе (сначала в рамках Киотского протокола, затем - в рамках Парижского Соглашения по климату) для соблюдения баланса между необходимостью сокращения выбросов парниковых газов и правом на использование ископаемых видов топлива.

На наш взгляд, формирование и функционирование экологической системы на международном, наднациональном, национальном, региональном, муниципальном и микроуровнях должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

1. Усиление глобального реагирования на угрозу изменения климата в контексте устойчивого развития и регламентации природоохранной деятельности со стороны международных институтов мирового и наднационального уровня.

2. Унификация международных, национальных стандартов в едином ключе для интегрирования в различных сферах: экологической, сферы охраны труда и безопасности, систем управления качеством и др. в целях снижения нагрузки на экосистему.

3. Гармонизация и синхронизация национальной нормативно- правовой среды в сфере охраны окружающей среды различных государств мира на наднациональном уровне.

4. Унификация национальной политики в области окружающей среды в целях оптимизации экологической обстановки с учетом комплементарности и соблюдения не только национальных, но и международных норм в природоохранной сфере.

5. Стандартизация систем экологического менеджмента на предприятиях (организациях) с учетом не только национальных, но и международных стандартов.

6. Сближение и согласование национальных систем экологического регулирования и стратегий в области решения экологических проблем.
Таким образом, в результате проведенного исследования процесса экологизации в добывающих регионах предложено и обосновано использование разноуровневого подхода с учетом процессов локализации и глобализации.

К бесспорным достоинствам предложенного подхода относится его разноуровневый характер, позволяющий дифференцированно оценить последствия антропогенной нагрузки в условиях глобализации, и локально осуществлять адекватную экологическую политику на наднациональном, национальном, региональном, муниципальном, кластерном и микро-уровнях во взаимосвязи с устойчивым развитием территорий и с учетом адаптации человека к вредным природным и техногенным факторам.

Таблица 1
Разноуровневый характер функционирования экологических систем в соответствии с отличительными признаками

Результаты решения фундаментальной научной задачи могут дать основу для развития новой ветви знаний науки «глобалистики», позволяющей изучать природоохранную деятельность в контексте параллельных исследований процессов глобализации и регионализации, а также «глокализации» и «экологизации» мировой, национальной и региональной экономик.

 

Список литературы

1. Бобылев С.Н, Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: учебник // Москва, 2003. - 567 с.
2. Лебедь В.А., Логинова А.В. Интеллектуальная собственность как инструмент эколого-экономического развития региона / В.А. Лебедь, А.В. Логинова // Экологические проблемы промышленно развитых и ресурсодобывающих регионов: пути решения: сборник трудов III Всероссийской молодежной научно-практической конференции. [Электронный ресурс] / Под ред.: С.Г. Костюк [и др.]. - Кемерово : КузГТУ, 2018. - URL: http://science.kuzstu.ru/wp- content/Events/Conference/Ecoprom/2018/egpp/pages/Articles/319.pdf (дата обращения: 10.11.2018).
3. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=287111&r nd=045B75D0E794D61B0D75B09D964E34C1&from=301549- 4#06902754496943051 (дата обращения: 10.11.2018).
4. Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 03.08.2018) «О недрах» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=304212&r nd=045B75D0E794D61B0D75B09D964E34C1&from=300834- 4#0974375817300249 (дата обращения: 10.11.2018).
5. Федеральный закон от 20.06.1996 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=292658&fl d=134&dst=1000000001,0&rnd=0.410151424153528#06300914929849801 (дата обращения: 10.10.2018)..
6. Экологическое развитие ЕАЭС получило первые проекты [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/nae/news/Pages/12-12-2016-3.aspx (дата обращения: 15.11.2018).

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(18). 2018.


Категория: Экология | Добавил: x5443 (12.05.2019)
Просмотров: 22 | Теги: ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ, экология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь