Вторник, 18.06.2019, 16:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

И. В. Гинкевич
Московский государственный институт культуры

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ

В настоящей статье проведён анализ современного состояния хореографического образования в России с точки зрения законодательства Российской Федерации, основной акцент сделан на выявлении возможностей подготовки педагогов, осуществляющих обучение артистов балета, балетмейстеров и других, в том числе спортсменов, занимающихся фигурным катанием, синхронным плаванием и другими сложнокоординационными видами спорта (далее - педагоги- хореографы). Приведён подробный перечень нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности. В частности, сделан вывод, что в настоящее время подготовка педагогов-хореографов в нашей стране осуществляется в системе среднего профессионального хореографического образования (для детских школ искусств и других образовательных организаций дополнительного образования, для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций) и в системах высшего и дополнительного профессионального хореографического образования (для всех типов образовательных организаций). Отмечено, что система российского хореографического образования является непрерывной. С точки зрения законодательства Российской Федерации рассмотрены результаты хореографического образования, к достижению которых должен стремиться педагог-хореограф.

Ключевые слова: хореография, российское хореографическое образование, педагог-хореограф, федеральные государственные требования, федеральные государственные образовательные стандарты, компетенции, квалификационные характеристики.


Основоположником хореографического образования в России можно считать французского балетмейстера Жан-Батиста Ланде, который возглавил Танцевальную Её Императорского Величества школу, созданную 4 мая 1738 года по Указу императрицы Анны Ио- анновны в Санкт-Петербурге. За почти трёхсотлетнюю историю своего развития система российского хореографического образования, впитав в себя традиции и достижения зарубежных хореографических образовательных школ , стала одной из сильнейших в мире [16] и по праву является одним из значительных достижений отечественной культуры.

В настоящее время система российского хореографического образования, как следует из содержания Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании), включает в себя:

• систему дополнительного хореографического образования;

• систему среднего профессионального хореографического образования;

• систему высшего хореографического образования;

• систему дополнительного профессионального хореографического образования.

В системе дополнительного хореографического образования реализуются дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы, при этом дополнительные общеразвивающие программы могут реализо- вываться как для детей, так и для взрослых, а вот дополнительные предпрофессиональ- ные программы реализуются только для детей (часть 2 статьи 75 и пункт 1 части 2 статьи 83 Закона об образовании). Далее в этой системе рассмотрим только предпрофес- сиональные программы, поскольку их освоение готовит ребёнка к профессиональной деятельности в области хореографического искусства.

Предпрофессиональные программы в области хореографического искусства реализуются в детских школах искусств, а также в организациях среднего профессионального и высшего образования при наличии соответствующей лицензии (часть 3 статьи 83 Закона об образовании).

Перечень дополнительных предпрофес- сиональных программ в области искусств утверждён приказом Минкультуры России от 16 июля 2013 года № 998 [3]. Таких программ в области хореографического искусства всего две - «Хореографическое творчество» и «Искусство балета». Эти программы разрабатываются в соответствии с федеральными государственными требованиями (часть 4 статьи 75 Закона об образовании), которые учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены:

• на выявление одарённых детей в области хореографического искусства в раннем возрасте (с целью разработки индивидуальных программ их обучения, воспитания и развития);

• на создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания (для чего необходимо активно учитывать такие дидактические условия в образовательном процессе, как активное погружение в практическую деятельность, субъект-субъектные отношения, развитие у одарённых детей познавательных способностей, творческого мышления);

• на приобретение ими знаний, умений и навыков в области хореографического искусства, опыта творческой деятельности;

• на овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

• на осуществление подготовки одарённых детей к получению профессионального образования в области хореографического искусства [8; 9, пункт 1.2].

Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет, а для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте от десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет [8, пункт 1.5]. Срок освоения программы «Искусство балета» для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев, составляет 4 года [9, пункт 1.5].

Следует подчеркнуть, что поскольку это дополнительное образование, то освоение предпрофессиональных программ происходит параллельно с получением общего образования. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребёнка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные [8; 9, пункт 1.7]. Во время обучения дети осваивают такие дисциплины, как хореографическое исполнительство, танец (классический, народно-сценический, современный), гимнастика, ритмика, теория и история искусств и другие (в зависимости от программы), при этом, помимо обязательной части программы, имеется вариативная часть (до 20% от объёма времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия [8; 9, пункт 4.2]), позволяющая расширить и углубить подготовку обучающихся. Освоение этих программ завершается итоговой аттестацией и выдачей соответствующего документа, позволяющего в дальнейшем продолжить свою профессиональную хореографическую подготовку.

В области хореографического искусства для детей, помимо дополнительных предпрофессиональных программ, существуют образовательные программы по специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утверждён приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 года № 1199 [5]. Их также всего две:

52.02.1 - Искусство балета (квалификация специалиста среднего звена «Артист балета», «Артист балета, преподаватель»);

52.02.2 - Искусство танца (по видам) (квалификация специалиста среднего звена «Артист балета, ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель»).

Эти программы интегрированы с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (так называемые интегрированные образовательные программы) и направлены на создание условий для художественного образования и эстетического воспитания лиц, обладающих выдающимися творческими способностями в области хореографического искусства (часть 8 статьи 83 Закона об образовании). Они реализуются в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в очной форме при наличии соответствующей лицензии.

Необходимо отметить, что согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГО- Сы) среднего профессионального образования по указанным специальностям при получении квалификации «Артист балета, преподаватель» и квалификации «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель» обучающиеся, осваивающие программы, разработанные в соответствии с этими стандартами, готовятся одновременно и к творческо-испол- нительской, и к педагогической деятельности в детских школах искусств, других образовательных организациях дополнительного образования, общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях (последние не относятся к квалификации «Артист балета, преподаватель»). При этом для осуществления педагогической деятельности после освоения указанных программ они должны обладать следующими профессиональными компетенциями [14, пункт 5.4.2; 15, пункт 5.2.2]:

• использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и теоретических дисциплин в преподавательской деятельности;

• использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу учебного процесса, методике подготовки и проведения урока;

• применять классические и современные методы преподавания, анализировать особенности отечественных и зарубежных хореографических школ;

• использовать индивидуальные методы и приёмы работы с учётом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

• планировать развитие профессиональных умений обучающихся.

Таким образом, в российской системе среднего профессионального хореографического образования готовятся как артисты-исполнители среднего звена (артист балета, артист ансамбля песни и танца, артист танцевального коллектива), так и педагоги-хореографы для детских школ искусств и образовательных организаций дополнительного образования, а также для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

Следует отметить, что на обучение по интегрированным образовательным программам в области хореографического искусства принимаются лица, имеющие начальное общее образование (для получения квалификации «Артист балета», «Артист балета, преподаватель»), и учащиеся, окончившие 7-й класс в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательной программы основного общего образования (для получения квалификации «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель»). Срок их обучения по этим программам составляет 7 лет 10 месяцев для получения квалификации «Артист балета, преподаватель», 6 лет 10 месяцев для получения квалификации «Артист балета» и 4 года 10 месяцев для получения квалификации «Артист балета ансамбля песни и танца, танцевального коллектива, преподаватель». То есть обучение по интегрированным образовательным программам в области хореографического искусства является фактически продолжением хореографического обучения детей по дополнительным предпро- фессиональным программам.

Освоение этих программ завершается Государственной итоговой аттестацией по программе основного общего образования и по программе среднего профессионального образования [14; 15, пункт 8.7], при этом аттестация включает в себя в том числе государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая деятельность» [14; 15, пункт 8.6]. После успешного освоения интегрированных образовательных программ выпускники могут либо сразу устроиться на работу артистом-исполнителем (среднего звена) или педагогом-хореографом (или тем и другим одновременно), либо продолжить своё обучение в системе высшего образования.

В соответствии с Законом об образовании в нашей стране установлено три уровня высшего образования:

• бакалавриат;

• специалитет, магистратура;

• аспирантура, адъюнктура, ординатура, ассистентура-стажировка.

В системе высшего хореографического образования приказом Минобрнауки России от 12 сентября 2013 года № 1061 [4] установлены следующие направления подготовки высшего образования:

52.03.1 - Хореографическое искусство (бакалавриат);

52.03.2 - Хореографическое исполнительство (бакалавриат);

52.04.01 - Хореографическое искусство (магистратура);

52.09.01 - Искусство хореографии (по видам) (ассистентура-стажировка) (квалификация «Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе. Хореограф»).

Подготовка педагогов-хореографов может осуществляться в бакалавриате, магистратуре, ассистентуре-стажировке и в аспирантуре, при этом следует отметить, что только в ассистентуре-стажировке, в соответствии с ФГОСом высшего образования по специальности 52.09.01 Искусство хореографии (по видам) [13], программа ассистентуры-стажировки направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник, а именно: педагогической, творческо-исполнительской и художественно-просветительской [13, пункт 4.3].

Согласно указанному ФГОСу, выпускник, освоивший программу ассистентуры-стажировки, должен обладать 5 универсальными и 12 профессиональными компетенциями, в том числе в области педагогической деятельности должен уметь:

• преподавать творческие дисциплины на уровне, соответствующем требованиям ФГОСов в области хореографического искусства;

• анализировать актуальные проблемы и процессы в области хореографического образования, применять методы психолого- педагогических наук и результаты исследований в области хореографического искусства в своей педагогической деятельности;

• разрабатывать и применять современные образовательные технологии, выбирать оптимальную цель и стратегию обучения, создавать творческую атмосферу образовательного процесса;

• формировать профессиональное мышление, внутреннюю мотивацию обучаемого, систему ценностей, направленных на гуманизацию общества; осваивать разнообразный по эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям педагогический репертуар [13, пункт 5.3].

В бакалавриате (магистратуре) программа бакалавриата (магистратуры) имеет направленность (профиль) и формируется в зависимости от области (областей) и сферы (сфер) профессиональной деятельности, в которых выпускники бакалавриата (магистратуры) могут осуществлять профессиональную деятельность, и типов задач профессиональной деятельности, к решению которых они готовятся. Следует отметить, что ФГОСы 2017 года по направлению подготовки 52.03.02 - Хореографическое исполнительство (бакалавриат) [10] и по направлению подготовки 52.04.01 - Хореографическое искусство (магистратура) [11] несколько отличаются по структуре и содержанию от ФГОСа 2016 года по направлению подготовки 52.03.01 - Хореографическое искусство (бакалавриат) [12]. Во ФГОСах 2017 года предусмотрено, что после успешного освоения соответствующей программы выпускник в обязательном порядке должен обладать общепрофессиональной компетенцией ОПК-4 «Педагогическая деятельность», в частности, должен уметь планировать образовательный процесс, разрабатывать методические материалы, анализировать различные педагогические методы в области культуры и искусства (бакалавриат, магистратура), формулировать на их основе собственные педагогические принципы и методы обучения (магистратура) [10; 11, пункт 3.3]. Во ФГОСе 2016 года указано, что соответствующая программа разрабатывается в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам её освоения [12, пункт 4.3], при этом она может быть ориентирована либо на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (программа академического бакалавриата), либо на практико-ориен- тированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (программа прикладного бакалавриата), то есть программа, разработанная в соответствии с этим ФГОСом, может не предусматривать получение выпускником педагогических компетенций. Следует отметить, что во ФГОСе 2016 года педагогические компетенции описаны достаточно подробно [12, пункт 4.4], а ФГОСы 2017 года предлагают разработчикам соответствующих программ определять устанавливаемые этими программами профессиональные компетенции (в том числе педагогические) самостоятельно с учётом профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, при этом ФГОСы 2017 года в качестве примера приводят два профессиональных стандарта: «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» [6] и «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [7].

Педагог-хореограф может быть подготовлен в аспирантуре. В номенклатуре научных специальностей имеется научная специальность 17.00.05 - Хореографическое искусство, однако следует отметить, что в настоящее время диссертационных советов по этой специальности в стране нет. Вместе с тем в аспирантуре по направлению 50.06.01 - Искусствоведение (которое соответствует группе научных специальностей 17.00.00 - Искусствоведение) по профилю «Хореографическое искусство» (который соответствует научной специальности 17.00.05) образовательные программы имеются (например, в Академии русского балета имени А. Я. Вагановой), хотя, по-видимому, по ним никто в настоящее время не обучается. Необходимо отметить, что педагоги-хореографы могут проходить обучение в аспирантуре по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации), которое соответствует группе научных специальностей 13.00.00 - Педагогика, например, по профилям «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» (соответствует научной специальности 13.00.02), «Теория и методика профессионального образования» (соответствует научной специальности 13.00.08) и другие. По окончании аспирантуры, как известно, присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-исследователь», что позволяет осуществлять педагогическую деятельность в области хореографии (если, конечно, тема научно-квалификационной работы (диссертации) была связана с хореографией).

Таким образом, в системе высшего хореографического образования готовятся как артисты-исполнители с квалификациями «бакалавр» (хореографическое искусство, хореографическое исполнительство), «магистр» (хореографическое искусство) и артисты-исполнители высшей квалификации «хореограф», так и педагоги-хореографы для всех типов образовательных организаций, а также педагоги-хореографы высшей квалификации - «преподаватель творческих дисциплин в высшей школе», «преподаватель-исследователь».

В соответствии со статьей 76 Закона об образовании:

• дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;

• дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки);

• к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное образование, и лица, имеющие или получающие высшее образование;

• программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

• программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Дополнительные профессиональные программы могут реализовываться в образовательных организациях высшего образования, в организациях дополнительного профессионального образования и в профессиональных образовательных организациях (часть 3 статьи 23 Закона об образовании).

Дополнительные профессиональные программы хореографической направленности, в том числе программы, направленные на повышение квалификации педагогов-хореографов, и программы профессиональной переподготовки, направленные на получение компетенции, необходимой для осуществления педагогической деятельности в сфере хореографического искусства, реализуются, как правило, в образовательных организациях высшего образования культуры и искусств и в организациях дополнительного профессионального образования, специализирующихся на осуществлении образовательной деятельности в сфере культуры и искусств. Таким образом, возможность преподавания хореографических учебных дисциплин имеется даже у лиц, не получивших специального педаго- гико-хореографического образования, но обладающих достаточными опытом и хореографической подготовкой и освоивших соответствующие программы профессиональной переподготовки.

Представляется интересным рассмотреть с точки зрения российского законодательства результаты хореографического образования, к достижению которых должен стремиться педагог-хореограф.

Результат хореографического образования - это профессионал хореографической деятельности - танцор, хореограф, балетмейстер и т.д.

В соответствии с Общероссийским классификатором занятий [2] танцоры и хореографы относятся к начальной группе 2653 - «Танцоры и хореографы». Согласно описанию этой группы танцоры и хореографы задумывают, создают или исполняют танцы, и их основными обязанностями являются: замысел и создание танцев; исполнение танцев в качестве солиста, с партнёром или в качестве участника танцевального коллектива; тренировки; руководство и участие в репетициях; просмотр кандидатов на танцевальные роли; координирование производства музыкальных произведений с музыкальными руководителями.

Следует отметить, что в Общероссийском классификаторе занятий не выделены отдельно занятия, связанные с педагогической деятельностью в области искусства (тем более в области хореографического искусства). Занятия, связанные с педагогической деятельностью в области высшего, среднего, начального и дошкольного образования, распределены по следующим начальным группам:

• 2310 - профессорско-преподавательский персонал университетов и других организаций высшего образования;

• 2320 - преподаватели средних профессиональных образовательных организаций;

• 2330 - педагогические работники в средней школе;

• 2341 - педагогические работники в начальном образовании;

• 2342 - педагогические работники в дошкольном образовании.

В описании этих групп обязанности работников представлены в общем виде, например, в обязанности профессорско-преподавательского персонала университетов и других организаций высшего образования входит:

• разработка и изменение учебных программ и подготовка учебных курсов в соответствии с требованиями;

• подготовка, чтение лекций и проведение учебных занятий, семинаров и лабораторных работ;

• побуждение студентов к дискуссиям и независимым размышлениям;

• наблюдение за экспериментальной и практической работой студентов;

• проведение, проверка и оценка контрольных работ и экзаменов;

• руководство научными исследованиями аспирантов или других соискателей;

• проведение научных исследований и развитие концепций, теорий и методов для применения в промышленности и других областях;

• подготовка учебных изданий, пособий и статей;

• участие в заседаниях кафедры и факультета, а также в конференциях и семинарах.

Вместе с тем имеется начальная группа 2355 - «Преподаватели в области изобразительных и иных искусств», в которую включены занятия, связанные с преподавательской деятельностью в области искусств, в частности танцевального искусства, но вне системы начального, среднего и высшего образования.

Согласно описанию этой группы преподаватели обучают студентов практике, теории и исполнению танцев вне системы начального, среднего и высшего образования, однако могут давать частные уроки для небольших групп учащихся в качестве факультативного курса в рамках системы основного образования.

В их обязанности входит:

• оценка уровня способностей студентов и определение учебных целей;

• планирование, подготовка и претворение в жизнь программ обучения, уроков и семинаров для отдельных студентов и групп;

• подготовка материалов о теории изучаемого предмета;

• обучение и демонстрация практических аспектов танцев;

• распределение заданий и работ в соответствии с уровнем способностей, интересов и таланта студентов;

• оценка студентов и предоставление советов, критика и поощрение;

• пересмотр учебных программ, содержания курса, учебных материалов и методов преподавания;

• подготовка студентов к экзаменам, выступлениям и оцениванию;

• организация визитов и поездок на выставки и представления;

• организация и содействие при проведении представлений или выставок работ студентов.

Система ФГОСов предусматривает формирование определённых компетенций специалистов в области хореографического искусства, которые должны быть в дальнейшем реализованы в их профессиональной деятельности.

В разделе «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих [1] можно выделить следующие должности работников хореографического искусства:

• главный балетмейстер;

• балетмейстер-постановщик;

• балетмейстер;

• репетитор по балету;

• ассистент балетмейстера;

• артист балета;

• артист балета, ансамбля песни и танца, танцевального коллектива;

• балетмейстер хореографического коллектива (студии), ансамбля песни и танца.

Например, в соответствии с квалификационными характеристиками балетмейстер-постановщик [1, пункт 2.3 раздела II «Квалификационные характеристики должностей работников, занятых в организациях исполнительских искусств (театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, концертных организациях, концертных залах, цирках)»]:

• создаёт авторские произведения хореографического искусства, осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых балетных спектаклей, хореографических сцен в представлениях других жанров, обеспечивает их художественный уровень;

• представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках;

• представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки;

• проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях;

• осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее балетные спектакли (номера);

• обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения балетных спектаклей, репетиций, занятий;

• дежурит на спектаклях (концертах, представлениях);

• принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде хореографического, исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.

Согласно этому же пункту балетмейстер-постановщик должен знать:

• законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности организаций исполнительских искусств;

• теорию и практику хореографического искусства;

• основы сценического оформления постановок, музыкального искусства; историю отечественного и мирового балета, музыкального, театрального, циркового, других видов искусств и литературы;

• состояние современной отечественной и зарубежной хореографии, других видов исполнительских искусств;

• основы менеджмента, психологии управления, социологии искусства, сценической технологии, экономики и управления в сфере исполнительских искусств, трудового законодательства;

• авторское право;

• правила внутреннего трудового распорядка;

• правила по охране труда и пожарной безопасности.

Именно такие кадры должен готовить педагог-хореограф.

Необходимо отметить, что, хотя Общероссийский классификатор занятий предусматривает группу занятий «Хореографы», Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих таких должностей (хореограф, а уж тем более педагог-хореограф) не предусматривает.

Таким образом, анализ современной российской системы хореографического образования показывает, что она является системой непрерывного образования и включает в себя систему дополнительного образования детей, системы среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования.

Также можно констатировать, что в настоящее время подготовка педагогов-хореографов в нашей стране осуществляется в системе среднего профессионального хореографического образования (для детских школ искусств и других образовательных организаций дополнительного образования, для общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций) и в системах высшего хореографического образования и дополнительного профессионального хореографического образования (для всех типов образовательных организаций).

Следует отметить, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации существует некоторое противоречие между Общероссийским классификатором занятий, предусматривающим группу занятий «Хореографы», и Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, который таких должностей, как хореограф, педагог-хореограф, не предусматривает, что, на наш взгляд, требует внесения соответствующих изменений в эти нормативные правовые акты.

 
Примечания

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» : утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 марта 2011 года № 251н.
2. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) ОК 010-2014 (МСКЗ - 08) : утверждён приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2020-ст.
3. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16 июля 2013 года № 998 «Об утверждении перечня дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств».
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 года № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» .
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 года № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования».
6. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 613н.
7. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» : утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года № 608н.
8. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и сроки обучения по этой программе : утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года № 158.
9. Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроки обучения по этой программе : утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 2709.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 52.03.02 Хореографическое исполнительство : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 1131.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 52.04.01 Хореографическое искусство : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 ноября 2017 года № 1125.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 52.03.01 Хореографическое искусство (уровень бакалавриата) : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2016 года № 6.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 52.09.01 Искусство хореографии (по видам) (уровень подготовки кадров высшей квалификации) : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 августа 2015 года № 828.
14. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 52.02.01 Искусство балета : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 года № 35.
15. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 52.02.02 Искусство танца (по видам) : утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 января 2015 года № 33.
16. Филановская Т. А. Роль межкультурного взаимодействия в становлении хореографического образования в России // Проблемы педагогики и психологии. 2011. № 1. С. 203-208.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 5 (85)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (03.06.2019)
Просмотров: 28 | Теги: хореография | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь