Вторник, 22.10.2019, 19:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Максимова С.Ю., Федотова И.В., Таможникова И.С.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Статья содержит данные аналитического характера, раскрывающие специфику адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Авторы дают характеристику данного заболевания, приводят причины его возникновения, общие закономерности развития детей, проводят анализ существующих наработок данной образовательной области, конкретизируют проблемы дальнейшего научного поиска.

Цель - конкретизировать целевые установки педагогического процесса адаптивного физического воспитания, направленность мониторинга, охарактеризовать средства коррекционно-оздоровительной работы.

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, синдром Дауна.


Синдром Дауна - самая частая форма хромосомной патологии у человека. Среди его цитогенетических форм наиболее распространены трисомия 21 хромосомы, или простая форма (94 % наблюдений), транслокационная форма (4 %), мозаицизм (2 %). Простая форма синдрома Дауна является ненаследственной, то есть возникает на уровне репродуктивного процесса в половых клетках родителей: в 86-95 % случаев имеет место материнское нерасхождение хромосом, лишь в 5-10 % - отцовское [8]. Синдром трисомии 21-ой хромосомы впервые был описан в 1866 году Джоном Лангдоуном Дауном. Его имя и послужило названием для данного синдрома. Однако лишь в 1959 году французский ученый Жером Лежен обнаружил причину синдрома - наличие лишней хромосомы [2]. На сегодняшний день синдром Дауна является самой распространенной генетической аномалией. Частота рождений детей с данной патологией согласно мировой статистике составляет в среднем 1 человек на 1000 [6]. Кроме того, синдром трисомии 21 -ой хромосомы относится к одной из распространенных генетических аномалий, приводящих к инвалидизации детского населения.

Люди с инвалидностью в современном обществе представляют собой важный элемент социальной структуры, а инвалидность - сложный социальный феномен, существование, функционирование и дальнейшее развитие которого способно оказывать значительное влияние на жизнь общества [5]. В последние десятилетия отмечается достоверное увеличение случаев возникновения данного заболевания, что может быть обусловлено неблагоприятными экологическими факторами, бесконтрольным приемом медикаментов беременными женщинами, увеличением возраста рожениц [4].

По данным фонда «Даунсайд Ап» в России ежегодно рождается около 2500 таких детей. Они имеют ряд особенностей в физическом, когнитивном и эмоциональном развитии и, как правило, позже своих сверстников проходят общие этапы развития. Несмотря на то, что в наши дни дети с синдромом Дауна официально уже не считаются необучаемыми, по-прежнему существуют проблемы в их бытовой, образовательной и социальной инклюзии [7].

Несмотря на генетическую обусловленность синдрома Дауна, наличие проблем различных сфер взаимодействия и отсутствие эффективного лечения, существуют определенные пути их адаптации в социуме [3]. Одним их них являются занятия адаптивной физической культурой и спортом. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года лицам с отклонениями в состоянии здоровья должны быть созданы современные и качественные условия для занятий адаптивной физической культурой и спортом. Это обуславливает необходимость грамотной и четкой организации коррекционно- оздоровительного процесса для детей рассматриваемой нозологической группы.

Его целевые установки должны быть направлены на обеспечение максимальной компенсации имеющегося у детей с синдромом Дауна дефекта, социализации и подготовки к обучению путем применения с самого раннего возраста средств и методов физической культуры. Данная целевая установка конкретизируется в ряде задач общепедагогического и коррекционного плана. Первая группа направлена на укрепление здоровья воспитанников, развитие их физических качеств, становление локомоторной базы. Коррекционные же задачи превалируют и направлены на исправление и развитие нарушенных физических качеств, целенаправленное воспитание координационных способностей, становление сенсорно-перцептивных и психических качеств, коррекцию и профилактику соматических отклонений, формирование личности ребенка с синдромом Дауна.

В данных условиях является безусловным тот факт, что основные ориентиры педагогического процесса зададут качественные мониторинговые процедуры. Следовательно, необходимо длительное мониторирование адаптационных возможностей и проведение комплексных мероприятий восстановления в процессе адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Необходимо отметить, что данное генетическое заболевание является неизлечимой болезнью, но благодаря четкому пониманию патогенеза патологии возникает возможность осуществлять грамотную и результативную реабилитацию.

Важным является то, что результаты мониторинга позволяют осуществить разделение детей с синдромом Дауна на отдельные подгруппы. Ведущим ориентиром в данных условиях является уровень сохранности интеллекта воспитанников.
Соотнесение этих данных с особенностями двигательного развития позволит варьировать варианты физических упражнений и заданий.

Вместе с этим хотелось бы отметить, что особенности двигательного развития детей с синдромом Дауна изучены не очень глубоко. На сегодняшний день в научно- методической литературе имеются данные, описывающие специфику сопутствующих синдрому заболеваний, особенности их физического развития, психической сферы. Однако информации, касающейся характеристик их двигательного развития, недостаточно. Так в трудах С.П. Евсеева, О.А. Барабаш, А.А. Дмитриева описываются только параметры физического развития детей с синдромом Дауна и отдельные характеристики их координационной подготовки. Особенности же сформированности остальных физических качеств, основных видов движений у детей данной нозологической группы на сегодняшний день требуют дополнительного научного обоснования [10].

Для нивелирования нарушений у детей с синдромом Дауна могут использоваться разнообразные средства физической культуры, и арсенал средств педагогического воздействия здесь может быть разнообразным. Однако анализ научно- методических трудов в этой области не позволил выявить большого количества разработок. На сегодняшний день имеются данные, обосновывающие возможность использования в их адаптивном физическом воспитании футбола, плавания и гимнастики [5,9]. Авторы научно-методических разработок отмечают высокую степень воздействия элементов спорта на параметры психомоторного, двигательного развития воспитанников. В качестве значимого эффекта выделяют социальную адаптацию детей с синдромом Дауна в процессе занятий спортом. Однако вопросы применения здесь ЛФК, корригирующей гимнастики, оздоровительных систем и технологий, средств закаливания требуют так же дополнительного научного обоснования.

Открытым остается и вопрос организационно-методических условий проведения занятий для детей с синдромом Дауна. Педагогическая практика остро нуждается в рекомендациях по способам организации двигательной деятельности детей, механизмах поддержания их внимания, активности на занятиях [1]. Требуют своего научного обоснования наиболее эффективные методы педагогического воздействия, механизмы осуществления индивидуального и дифференцированного подходов, комплексного решения педагогических задач.

На базе ФГБОУ ВО «Волгоградская государственная академия физической культуры», в рамках деятельности научно-практического центра «Без границ», ведется научно-исследовательская работа по обоснованию наиболее рациональных путей адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна. Учеными-практиками ставятся задачи обоснования наиболее эффективных методик контроля адаптационных возможностей организма воспитанников, разработки действенных технологий коррекционно-оздоровительного процесса. С целью оценки эффективности и корректности процесса применяемых средств адаптивного физического воспитания разработана программа медико-социологического мониторинга, позволяющая осуществлять динамическое наблюдение с оценкой адаптационных возможностей организма детей с синдромом Дауна. Так же разработана методика использования музыкально-двигательных средств в их адаптивном физическом воспитании.

Апробирование разработанных инноваций в педагогической практике позволило констатировать положительный эффект на психофизические параметры детей с синдромом Дауна. В частности установлен тот факт, что систематическое использование средств адаптивного физического воспитания, в качестве метода оптимизации адаптационных процессов к постоянно меняющимся фактором внешней и внутренней среды у детей с синдромом Дауна, улучшает качество навыков самообслуживания, способствует лучшей ориентации и положительно влияет на процесс адаптации. Отмечены изменения в психоэмоциональной сфере: повышение концентрации внимания, более четкое выполнение заданий, повышение интереса и активности на занятиях, снижение уровня тревожного отношения к окружающим, повышение способности более умело управлять своим телом.

Коллектив научно-практического центра полагает, что полученные результаты исследований позволят внести значимый вклад в теоретические и практические разделы адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна.

Литература

1. Баринова Г.В. Инвалидность как вызов российскому обществу //Вестник Тверского государственного университета. Серия: Философия.- 2015, № 1.- С. 94-100.
2. Безух С.М., Лебедева С.С., Нестерова Г.Ф. Психолого-социальное сопровождение семей с больными детьми. - СПб. - 2005. - С.120 .
3. Клочков В.О. Социально-философское осмысление познавательного процесса при синдроме Дауна (обзор) // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XI Международной научно-практической конференции в 3 ч. - 2018. - С. 14-16.
4. Колчева Ю.А. Патогенетические основы неврологических нарушений при синдроме Дауна // Bulletin of the International Scientific Surgical Association. - 2017, Т. 6. - № 4. - С. 19-21.
5. Махов А.С., Зубенко М.Б. Минифутбол с детьми с синдромом Дауна: учебное пособие. - Шуя, 2017. - 177с.
6. Корасев Е.С., Шапкова Л.В. Начальная подготовка молодых людей с умственной отсталостью в мини-футболе // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1. - С.68-70.
7. Набадчикова С.Н., Амбарумян И.А., Мингалова Е.И. Основные направления в реабилитации детей с синдромом Дауна // «Дом ребёнка специализированный» Амурский медицинский журнал. - 2015, № 1 (9). - С. 68-70.
8. Рубан А.А., Щетинина Е. Б.Психолого-социальная работа с инвалидами: абилитация при синдроме Дауна // Вестник научного сообщества: актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования. - Саратов. - 2015. С.162-167.
9. Юдина Т.А. Роль педагога в организации взаимодействия младших школьников, обучающихся в инклюзивных классах // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 11. - С. 158-163.
10. Weijerman M. E., Winter J. P. The care of children with Down syndrome / European Journal of Pediatrics. - 2010. - Vol. 169. - Iss. 12. - P. 1445-1452.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (03.10.2019)
Просмотров: 36 | Теги: адаптивное физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь