Вторник, 23.07.2019, 10:12
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ ОСНОВАНИЙ

Р.А.Кобылкин, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Волгоградской академии МВД России

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО: В ПОИСКАХ ДУХОВНЫХ ОСНОВАНИЙ

Культура, русский язык, история, духовность, патриотизм.

Сделана попытка философского анализа таких основополагающих понятий, как культура, русский язык и история. Отмечается, что язык есть способ бытия человека и его сохранение это главная цель любого народа. А так как русский язык является способом общения для всех русскоговорящих народов, проживающих на территории бывшего СССР, то его защита и поддержка жизненно необходимы. Еще одна характерная особенность - это отношение к национальной культуре и истории, именно на этих столпах формируется фундамент духовности современных россиян.

 
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, к основным приоритетам в духовной сфере относится сохранение культуры, языка и истории. «Этот потенциал может быть действенным и неотъемлемым только в условиях его бережного сохранения и преумножения, при обязательной востребованности критической массой населения» [1, с. 305]. В условиях распространяющейся глобализации происходит размывание культурной идентичности, под воздействием массовой культуры изменяется национальная культура, трансформируется язык. Конечно, язык, являясь частью культуры, меняется вместе с человеком от эпохи к эпохе, отражает все социальные изменения, наполняет лексикон новыми словами. Если не принимать усилия в области сохранения русского языка и культуры, то они могут раствориться и исчезнуть, как исчезли многие африканские и американские языки после колонизации.

Язык и культура тесно взаимосвязаны. Культура, в известном смысле, это усилие быть человеком, то есть постоянная работа над собой, возвышение духовного над биологическим в человеке. «Язык создает искусственное, сверхчувственное, социальное пространство-время культуры. В этом проявляется социотворческая функция языка. Благодаря языку человек может узнать о том, что было до его рождения, и верить в то, что будет после его смерти. Ни одно другое живое существо на это не способно» [2, с. 50]. Именно в языке заключается та самая идентичность, которая связана с культурой и историей народа, а утрата языка, как писал классик педагогической мысли К.Д. Ушинский, ведет к гибели народа.

24 декабря 2014 года на заседании Государственного Совета и Совета по культуре и искусству Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил, что русский язык признается одним из объектов государственной культурной политики. «Русский язык, - отмечает А.И. Субетто, - это Слово Русского народа, Слово всей истории культуры России, через которое ведется диалог со всем человеческим миром на Земле» [3, с. 21-22]. В традиции русской культуры, по меткому замечанию Ф.М. Достоевского, слова «народ» и «язык» являются синонимами, поэтому в русском языке отражены все социокультурные коды, связанные с историей и бытием народа.

Защита и поддержка русского языка жизненно необходимы, так как после распада Советского Союза русский язык потерял статус государственного для многих людей, оказавшихся за пределами Российской Федерации, а это более 130 миллионов человек. По подсчетам исследователей, сейчас в странах СНГ, помимо Российской Федерации, на русском 92 языке говорят примерно 64 миллиона человек. Это меньше половины от общего количества жителей бывшего СССР, оставшихся жить после 1991 года за границей России. По прогнозам специалистов, этот показатель через 10 лет уменьшится еще в два раза и будет неуклонно понижаться и дальше [4].

В отношении русского языка осуществляется явная и скрытая экспансия, которая проявляется в рекламе, кино, литературе, интернет-блогах и т.д. Одновременно с этими процессами происходит жаргонизация языка, проявляющаяся как на уровне сотрудников частных компаний, так и в среде государственных служащих. Примерами могут служить такие выражения, как «пересечься после работы», «дожать клиента», «разрулить вопрос», «полный бред» и многие другие.

Театры, во все времена хранившие традиции русского литературного языка, преследуя коммерческую выгоду, повсеместно начинают использовать образцы ненормативного русского языка. Такая же ситуация наблюдается и на эстраде. Все эти процессы ведут к духовной деградации населения страны. Молодое поколение россиян все меньше обращается к настоящей высокохудожественной литературе. Из школьной программы исчезли творения многих русских писателей. Ситуация доведена до того, что пришлось снизить порог минимального количества баллов, необходимого для получения аттестата о среднем образовании, на ЕГЭ по русскому языку с 36 до 24. «Современная молодежь не читает книг, за редким исключением. Мы привыкли формулировать «твиты» в 140 символов, сообщение «В контакте» без запятых на скорую руку со сленговыми оборотами», - отмечает репетитор по русскому языку и литературе Анастасия Неровная [5].

Реакцией на эти изменения стали решения государства о праздновании дней славянской письменности - 24 мая и русского языка - 6 июня, 2015 год был объявлен годом литературы. В Указе Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» ст. 81 посвящена защите русского языка:

«Особое значение для укрепления национальной безопасности в области культуры имеет проведение государственной политики по реализации функции русского языка как государственного языка Российской Федерации, средства обеспечения государственной целостности страны и межнационального общения народов Российской Федерации, основы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и средства удовлетворения языковых и культурных потребностей соотечественников за рубежом. Россия реализует программы поддержки изучения русского языка и культуры в государствах - участниках Содружества Независимых Государств для ускорения процессов евразийской интеграции» [6].

В этом же документе говориться о сохранении традиционных российских ценностей, таких как приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.
Вот уже 25 лет, как распался Советский Союз, 31 год идут непрерывные реформы. За это время появилось целое поколение, которое учит историю СССР только по учебникам. Его называют поколением нулевых, оно выросло на ценностях, во многом формировавшихся под воздействием западных продуктов массовой культуры. Доминирование индивидуализма или коллективизма в системе ценностей общества находит отражение в особенностях формирования личности в семье, школе (в широком смысле), на работе [7, с. 116].

Развивая мысль, можно оттолкнуться от того, что самое главное воздействие на детей оказывают их родители. Они должны обеспечить первоначальный этап социализации человека, который заключается в усвоении комплекса нормативных и санкционированных представлений о том, какие черты должен воплощать в себе представитель определенной группы, общности, общества, чтобы снискать себе их положительную оценку, пользоваться их поддержкой, чувствовать себя комфортно в тех или иных социокультурных условиях и ситуациях. Семья в индивидуалистских культурах рассматривается как средство развития личности. Воспитание в семье ведется в духе «Я», что помогает растущему ребенку формировать собственное «Я» и выражается в уважении к личному мнению, интересам личности, создании условий для ее самоактуализации. В коллективистских же культурах воспитание в семье ведется в духе «Мы», где постоянно поддерживается приоритет интересов семьи по отношению к интересам каждого из ее членов. Семья призвана дать базовый уровень нравственного воспитания, и если родители что-то не смогли или не посчитали нужным дать своему ребенку в этом плане, то на уровне школы или вуза восполнить эти пробелы несравнимо сложнее.

Важный момент развития личности обеспечивается современной системой образования. Задачей образования является приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, завершение превращения «природного человека» в «человека культуры».

Наряду с социализирующими импульсами, исходящими от семьи и системы образования, происходит целенаправленное воздействие на личность со стороны государства и общества. Реализуются различные программы, посвященные духовно-нравственному и патриотическому воспитанию. На этом уровне происходит синтез всех достижений в сфере образования и воспитания личности. Формируется высший уровень сознания личности - обретение духовности.

Присутствие духовности в человеке предполагает возможность бескорыстного действия (действия без расчета). Современный российский философ Н.В. Мотрошилова отмечает, что русские философы, авторы «русской идеи», предметом глубокого исследования сделали проблему русского духа, менталитета и русской культуры, при этом не впадая в крайности шовинизма или отрицания национальной самобытности. «Специфика российской культуры в целом, русской философии в частности, усматривалась в антиутилитаризме, духовности, в интересе к глубинам человеческих переживаний и страданий, к поиску Бога, Правды и Спасения» [8, с. 242].

Продолжая размышлять о русском патриотизме, о любви к Родине, Н.В. Мотрошилова обращается к молодой студенческой аудитории, ставя в пример отечественных мыслителей, которые были вынуждены покинуть Родину, или тех, кто, оставаясь в СССР, испытывал превратности судьбы.

И.А. Ильин, находясь за границей, писал: «Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба русского народа за свободу и достойную жизнь на земле продолжается. И ныне нам, более чем когда- нибудь, подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею» [цит. по 8, с. 291].

В Советском Союзе в 1941 году А.Ф. Лосев написал следующие строки: «Любящий любит не потому, что любимое - высоко, велико, огромно. Родители любят детей, и дети любят родителей не за высшие добродетели, а потому, что они друг другу родные. Благородный гражданин любит свою Родину также не за то, что она везде и всегда, во всем непременно велика, высока, богата, прекрасна и пр. Нет. Мы знаем весь тернистый путь нашей страны; мы знаем многие и томительные годы борьбы, недостатка, страданий. Но для сына своей Родины все это - свое, неотъемлемое свое, родное: он с этим живет, с этим погибает, он и есть это самое, родное и есть он сам» [цит. по 8, с. 291].

Отечественная философская мысль, о которой пишет Н.В. Мотрошилова, понимала российский патриотизм с позиций критического анализа того, что происходит в России и с Россией. «Критический подход к российской действительности сознавался многими философами нашего Отечества не просто как совместимый с патриотизмом - он мыслился как неотъемлемое свойство и проявление этого патриотизма, - размышляя над трудами Н.В. Мотрошиловой, пишет А.В. Шестопал. - Приводя слова И.А. Ильина «путь к обновлению ведет через покаяние, очищение и самовоспитание», она отмечает, сколь актуальны эти слова выдающегося русского мыслителя» [9].

Именно поэтому государство в России активно пытается создать формулу национального единства, необходимую для сплочения населения вокруг незыблемых ценностей преодоления разобщенности и кризиса самоидентификации, воспрепятствованию дальнейшей атомизации общества [10, с. 113]. Постоянно ведется работа по поиску ценностей, которые бы смогли объединить российское общество. Отечественные обществоведы отмечают, что поступил общественный заказ на патриотизм в общенациональном значении и что государство «через массовое искусство и патрио- тику формирует социально значимые смыслы» [11, с. 309], стремится достичь консенсуса в обществе, найти символы, на основе которых возможно создание новой российской идентичности.

В этом же аспекте можно рассматривать отношение к Великой Отечественной войне. Взывая к неким глубинам народной памяти, государство пытается сконструировать новую патриотическую риторику для России. Собственно только на молодое поколение рассчитаны современные фильмы о войне, такие как «Мы из будущего», «Брестская крепость», «Сталинград», «Битва за Севастополь». В феврале 2011 года В.В. Путин на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии сказал: «Кино по сути своей много больше, чем развлечение. Это значительный ресурс образования, общения, формирования личности. И, учитывая его неизменную популярность, особенно в молодежной среде, этот ресурс должен использоваться в полной мере» [12].

Другим показательным примером стремления государства к сплочению российской нации является отношение к спорту. Универсиада в Казани и зимняя Олимпиада в Сочи продемонстрировали единодушие и высокие патриотические чувства всех граждан России. Подобные мероприятия, в особенности завершающиеся победами наших спортсменов, способствуют сплочению нации. Под воздействием успехов российского спорта формируются новые мировоззренческие установки молодого поколения россиян, направленные на здоровый образ жизни. Таким образом, можно констатировать тот факт, что усилия власти в этом направлении находят адекватный отклик среди населения России. «Пропаганду здорового образа жизни можно также трактовать как воплощение политического принципа А.И. Солженицына, пусть и своеобразно проинтерпретированного, - принципа сбережения русского народа и спасения нации от вымирания», - отмечают Э.А. Паин и С.А. Простаков [13, с. 107]. В последнее время в среде молодого поколения россиян становятся популярными марафонские забеги, которые проводятся в День города, ночные пробежки в Москве, лыжные марафоны в сибирских городах. Набирают популярность велосипедные заезды горожан, в крупных российских городах формируются сети велодорожек. Еще одной новомодной тенденцией стало поддержание красоты и здоровья в результате регулярного посещения фитнес-клубов.

Усилия государства в области сохранения здоровья россиян нашли отражение и в возрождении физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В настоящее время предлагается сдавать нормы ГТО по желанию, но в ближайшем будущем их, возможно, предстоит выполнять в обязательном порядке.

Таким образом, следует констатировать, что признание первостепенной роли культуры в сохранении и приумножении традиционных российских духовно- нравственных и культурных ценностей, в укреплении единства многонационального народа Российской Федерации, а также создание системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан, внедрение принципов духовно-нравственного развития в систему образования, молодежную и национальную политику, расширение культурно-просветительской деятельности будут способствовать духовному оздоровлению российского общества.

 
Библиографический список:

1. Основы теории национальной безопасности: Учебник / Под ред. Е.А. Матвиенко. Волгоград: ВА МВД России, 2015. 408 с.
2. Пигалев А.И. Культурология: Учебное пособие. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета. 420 с.
3. Субетто А.И. Слово о русском языке и русском человеке. СПб, 2013. 264 с.
4. Воронцов А.В. Русский язык в социокультурном и правовых аспектах // Вопросы культурологии. 2015. №4. С. 14-19.
5. Результаты ЕГЭ по русскому языку шокировали видавших виды учителей // Официальный интернет-портал Первого канала // URL: https://www.1tv.ru/news/2014/06/29/44886rezultaty_ege_po_ russkomu_yazyku_shokirovali_vidavshih_vidy_uchiteley (дата обращения - 08.11.2016).
6. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Президента России // URL: http://www. kremlin.ru/acts/bank/40391 (дата обращения - 08.11.2016).
7. Мясоедов С.П. Основы кросскультурного менеджмента. Как вести бизнес с представителями других стран и культур. М.: Дело, 2003. 254 с.
8. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 3. М.: Акад. проект, 2012. 448 с.
9. Шестопал А.В. Русская философия: современность и классика (размышления над трудами Н.В. Мотрошиловой) // Вопросы философии. 2014. № 3. С. 14-29.
10. Урнов М.Ю., Касамара В.А. Современная Россия: вызовы и ответы. М., 2005. 240 с.
11. Гудков Л. Негативная идентичность. Сборник статей. М., 2004. 816 с.
12. Стенограмма заседания Правительственного Совета по развитию отечественной кинематографии. 2011 // URL: http://archive.government.ru/docs/14014/ (дата обращения - 08.11.2016).
13. Паин Э.А., Простаков С.А. Многоликий русский национализм. Идейно-политические разновидности (2010-2014 гг.) // Политические исследования. 2014. № 4. С. 96-113.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (47) 2017.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (20.06.2019)
Просмотров: 26 | Теги: духовность, История, Культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь