Пятница, 20.07.2018, 06:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

В. Ф. Злоказов, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Челябинского государственного университета

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССАМИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА

Нарастание техногенного давления на окружающую природную среду обуславливает необходимость рационализации процессов природопользования предприятий. Основой рационализации этих процессов является управленческая деятельность, совершенствованию которой и посвящена данная статья. Особое внимание уделяется финансовым, кредитным и налоговым регуляторам природоохранной и природоэксплу- атационной деятельности предприятий.

Ключевые слова: управление, природопользование, регион, экологический фонд, экологический кредит, экологический налог.

 
Одним из факторов устойчивого развития предприятий региона является совершенствование управления процессами природопользования. Важное место среди экономических методов, используемых в управлении процессами природопользования предприятий, занимают финансовые, кредитные и налоговые регуляторы природоохранной и природоэксплуатационной деятельности.

Основным источником финансирования процессов природопользования предприятий в настоящее время выступают внебюджетные экологические фонды.

Кроме экологических фондов в качестве дополнительных внебюджетных источников финансирования природоохранной деятельности предприятий, могут выступать фонды экологического страхования, а также общественные фонды охраны окружающей природной среды. Эти фонды получили весьма широкое распространение во многих странах, намечается определенный сдвиг в этом направлении и в нашей стране.

Общественные фонды охраны окружающей среды создаются общественными экологическими объединениями и профессиональными союзами. В качестве основного источника средств данных фондов выступают добровольные взносы и пожертвования общественных объединений, которые расходуются исключительно на охрану окружающей природной среды.

Основными направлениями использования фондов экологического страхования являются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. Образование этих фондов связано с введением добровольного и обязательного страхования предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов.

В силу необходимости более рационального использования средств вышеперечисленных фондов представляется целесообразным создание специальных экологических банков на коммерческой основе. Учредителями такого банка могут выступать государственные банки, территориальные и местные органы власти, а также предприятия и организации. В порядке эксперимента экологические банки уже созданы в ряде регионов нашей страны. Основными направлениями их деятельности являются:
• кредитование и финансовая поддержка предприятий и организаций, выпускающих экологически чистую продукцию;
• финансовая поддержка экологических проектов и экологического предпринимательства;
• финансовая поддержка научных исследований и разработок по экологической проблематике;
• оказание услуг по экологическому аудиту и экологическому маркетингу.

Участие коммерческих банков в разработке и реализации мероприятий по охране окружающей природной среды и рационализации процессов природопользования, в свою очередь, способствует формированию у них благоприятного экологического имиджа, что в современных условиях может рассматриваться как важный показатель рейтинга банка и выступать средством конкурентной борьбы.

Однако если за рубежом инвесторы проявляют все большую озабоченность проблемами экологии, которая стала сферой большого бизнеса, то в России экологически ориентированный рынок банковских услуг находится только в стадии своего формирования.

Усиление роли коммерческих банков в оздоровлении окружающей природной среды требует совершенствования всей процедуры инвестирования в данной области, методики и практики подготовки инвестиционных проектов, схем финансирования и самофинансирования проектов с использованием таких рыночных инструментов, как банковские гарантии, залог и кредит.

Для того чтобы кредит превратился в действенный регулятор природоохранной и приро- доэксплуатационной деятельности предприятий, стратегия его предоставления, по нашему мнению, должна быть селективной. Основными критериями подобной селекции могут быть:
• соблюдение предприятием установленных объемов использования природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов;
• экологичность применяемой предприятием техники и технологии, а также экологич- ность выпускаемой ими продукции;
• наличие у предприятия плана технического перевооружения и реконструкции производства в целях его экологизации и степень выполнения этого плана.

Насколько полно предприятие соответствует вышеперечисленным критериям предоставления кредита, выявляется в ходе тщательного обследования предприятия представителем банка-кредитора. Такое обследование должно предшествовать решению вопроса о выдаче кредита, что позволит, помимо сокращения возможного коммерческого риска со стороны банка, повысить уровень требований к управленческой деятельности предприятий, направленной на достижение максимального природоохранного и ресурсосберегающего эффекта.

Однако использование кредитов на мероприятия по рационализации природоохранной и при- родоэксплуатационной деятельности предприятий сегодня весьма затруднено в силу высоких процентных ставок. Новым в кредитном механизме управления процессами природопользования, по нашему мнению, может стать политика льготного кредитования. Льготные кредиты должны предоставляться предприятиям на реализацию наиболее прогрессивных мероприятий по экологизации производства. Речь идет прежде всего о внедрении малоотходных и безотходных технологий, дающих одновременно с экологическим и экономический эффект.

Кроме того, политика льготного кредитования, на наш взгляд, целесообразна и по отношению к территориальной агломерации предприятий. Кредиты в этом случае должны выдаваться территориальным органам управления в целях выделения необходимых средств на реализацию наиболее актуальных проектов в рамках экологической программы соответствующей территории. Не менее важным основанием для предоставления льготного кредита может выступать и необходимость изменения основной хозяйственной специализации территориальной агломерации предприятий. Безусловный приоритет в данном случае принадлежит территориям с напряженной экологической обстановкой.

Наряду со льготным кредитованием к числу мер экономического стимулирования предприятий к рационализации процессов природопользования в настоящее время относится и льготное налогообложение.

В нашей стране система налоговых льгот с учетом экологических факторов включает:
• сокращение налогооблагаемой прибыли предприятий в случае осуществления ими природоохранных мероприятий;
• налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера;
• освобождение от налогообложения экологических фондов.

По нашему мнению, не стоит ограничивать льготное по экологическим соображениям налогообложение предприятий только возможностью сокращения налогооблагаемой прибыли. Аналогичную роль может сыграть и непосредственное сокращение самих налогов на прибыль.

Налогообложению подлежит балансовая прибыль предприятия, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции и чистого дохода от внереализационных мероприятий. Ставки налогов на балансовую прибыль являются едиными для предприятий различных форм собственности. Вместе с тем, территориальным органам власти предоставлено право дифференцировать эти ставки с учетом тех или иных факторов. В число последних, на наш взгляд, необходимо включить и экологический фактор.

В качестве основных критериев дифференциации налоговой ставки на прибыль предприятий в данном случае могут выступать:
• степень соответствия фактического уровня природопользования установленным лимитам;
• темпы экологически ориентированной перестройки производства;
• уровень капитальных вложений на природоохранные мероприятия с учетом эколого- экономической эффективности этих мероприятий.

Предприятиям, система управления которых направлена на соблюдение установленных лимитов природопользования, на выполнение планов природоохранной реконструкции производства и благодаря этому отличающихся высокой эффективностью капитальных вложений на природоохранные мероприятия, могут быть установлены пониженные ставки налогообложения.

В противном же случае, предприятиям-нарушителям устанавливаются повышенные налоговые ставки в местный или региональный бюджет. Кроме того, через согласование с соответствующими центральными органами возможно установление повышенных налоговых ставок и в федеральный бюджет. Дополнительные поступления за счет повышенных налоговых ставок на прибыль предприятий, кроме всего прочего, помогут компенсировать потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот.

Целесообразным является и введение специальных потребительских налогов с учетом экологических факторов. В данном случае речь идет о своеобразных косвенных налогах, включаемых в цены на экологически опасную продукцию предприятий. Поскольку производство и потребление такой продукции наносит экологический ущерб, то величина налога должна соответствовать затратам, необходимым для устранения или предотвращения этого ущерба. Средства же, получаемые от взимания таких налогов, должны поступать либо в территориальные бюджеты, либо в территориальные экологические фонды.

Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета"
2017. № 1

Категория: Экология | Добавил: x5443 (07.07.2018)
Просмотров: 9 | Теги: ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь