Вторник, 20.08.2019, 03:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ УПРАЖНЕНИЙ В ЧЕРЛИДИНГЕ

Савченко М.Б., кандидат педагогических наук, доцент, Сыроваткина И.А., старший преподаватель, Хвалебо Г.В., старший преподаватель Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал) РГЭУ (РИНХ), г. Таганрог

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ УПРАЖНЕНИЙ В ЧЕРЛИДИНГЕ

Черлидинг как современный, популярный, развивающийся вид спорта требует научно-методического обоснования учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности. Разнообразие и неординарность соревновательных композиций предполагает поиск средств и методов совершенствования техники работы с помпонами. Специальные двигательные комплексы позволяют достаточно эффективно способствовать решению этой задачи, тем самым оптимизировав учебно-тренировочный процесс, и существенно повышать качество исполнения соревновательных композиций - данс-программ.

Ключевые слова: черлидинг, техническая подготовка, техническое мастерство, специальный двигательный комплекс, средства, методы, композиция.

Введение. Популярность и доступность черлидинга вместе со зрелищностью, разнообразностью соревновательных композиций определяют большой интерес молодежи к нему. В последние годы в занятия черлидингом вовлекается не только молодежь, но и дети дошкольного и школьного возраста.

На современном этапе развития черлидинга разрабатываются требования к технической и хореографической подготовленности спортсменок, определяющие высокий уровень исполнительского мастерства. Черлидинг - это сложно-координационный вид спорта, содержание которого составляет единство между технической трудностью, исполнительским мастерством и оригинальностью композиции [1].

Возрастающая конкуренция на соревнованиях предполагает, что первенство будет сохраняться за командами, черлидеры которых смогут сочетать сложность и неординарность композиций, виртуозное исполнение, выразительность, эмоциональность и артистизм. В связи с этим, возникает потребность в поиске средств и методов технической подготовки спортсменов, способных эффективно повышать конкурентоспособность и эффективность соревновательной деятельности.

Соревновательные композиции в черлидинге разнообразны и включают основные компоненты - акробатические и полуакробатические элементы и связки, пируэты, шпагаты, прыжки, наклоны, махи, которые выполняются всеми участниками команды, различные перемещения и взаимодействия между собой, оригинальную хореографию, синхронность исполнения, работу с помпонами. Они составляют сложность и техничность исполнения программы и являются неотъемлемой частью данс-программ. Использование в этих программах помпонов придает им оригинальность и яркость [1].

В многолетнем учебно-тренировочном процессе подготовки спортсменов- черлидеров используют средства общей и специальной физической и технической подготовки [3, 4].

Характерной особенностью развития черлидинга является постоянный рост трудности техники выполнения программ, композиционных построений и перестроений, динамичности. С одной стороны, повышается трудность движений в сочетании с работой с помпонами, с другой - возникает виртуозное взаимодействие черлидиров между собой. Прослеживается зависимость мастерства от того, насколько черлидеры владеют правильной техникой.

Совершенное техническое мастерство в работе с помпонами проявляется в большом количестве бросков и ловли в сочетании с различными хореографическими движениями, элементами акробатики и полуакробатики, что предполагает уменьшение зрительного контроля за летящим помпоном; сочетание махов, кругов и полукругов, восьмерок, манипуляций, которые спортсмен выполняет в необычных положениях. И все это при высоком темпе и динамичности движений. Техника исполнения различных движений с помпонами предполагает более простые двигательные действия, такие как махи, круги, восьмерки, при которых имеется контакт с предметом, и более сложные, когда выполняются броски и ловля, жонглирование. Эти двигательные действия значительно обогащают композицию и служат связующими элементами между отдельными ее частями.

Броски, ловля и жонглирование помпонами являются наиболее сложными элементами, исполняемыми на соревнованиях в данс-программах, что подтверждается анализом соревновательной деятельности спортсменов. Сложность движений, которые лежат в основе бросков помпона, определяется временем нахождения его в воздухе, точностью и скоростью движения, структурой, координационной сложностью двигательных действий черлидера [1, 4].

Так как помпоны имеют небольшой вес, очень важным является начальная скорость броска, его высота и траектория, которые задаются спортсменом. Следовательно, чем удачнее выполнены бросок и ловля помпона, тем более сложно-координационные двигательные действия можно выполнить в композиции.

Соревновательная композиция предполагает определенный композиционный замысел, динамичность и групповую работу, потери помпонов влекут за собой снижение оценки в соревнованиях.

Таким образом, на первый план выступает обучение технике работы с помпонами и ее совершенствование. Анализ традиционных методов обучения работе с помпонами показал, что тренеры осуществляют его на основе своей интуиции, руководствуясь личным опытом. Это происходит в процессе повторного выполнения композиции или путем выполнения отдельных ее элементов и соединений. Следовательно, отсутствует стройная система обучения и совершенствования технической подготовки в работе с помпонами, что ведет к их потере и нарушению замысла композиции в процессе соревнований, и в конечном итоге, к снижению соревновательной оценки.

Цель исследования - определить эффективность использования специальных двигательных комплексов с помпонами в процессе обучения и совершенствования двигательных навыков черлидеров. Предполагается, что применение этих комплексов будет способствовать высокой технической тренированности и составит основу предметной подготовки как на начальном этапе обучения, так и на этапе спортивного совершенствования спортсменов, занимающихся черлидингом.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось на базе Таганрогского института имени А. П. Чехова с командой черлидеров «Экспрессия» в количестве 15 человек. На начало эксперимента был определен уровень технической подготовленности спортсменов путем оценивания трех элементов по пятибалльной шкале. Использовались следующие тесты: «тур-пике» с броском и ловлей помпона, кувырок вперед с броском и ловлей помпона, связка «лип-прыжков» с броском и ловлей помпона. Оценка 5 выставлялась, если движения выполнялись без нарушения техники и ритма движения, 4 - выполнение движений с незначительным отклонением в технике, 3 - существенное отклонение в технике и нарушение ритма движения, 2 - отсутствие ловли помпона. В результате проведенного тестирования оценку неудовлетворительно получили 15% занимающихся, 62% спортсменов выполнили упражнения на удовлетворительно, 23% - хорошо, на отличную оценку упражнения не выполнил никто.

На протяжении всего исследования специальные двигательные комплексы выполнялись на каждой тренировке, в которой проводилась работа над данс-программой, и выделялись в специальную разминку, проводимую одновременно со всеми спортсменами перед выполнением композиции по частям и целиком. Спортсмены также обучались анализировать удачные попытки выполнения двигательных действий с помпонами, использовать различные ориентиры при выполнении сложных элементов движения. Выполнялось большое число повторений движений для автоматизации двигательных навыков, совершенствовалась техника работы с помпонами.

Использование специальных двигательных комплексов в тренировочном процессе с черлидерами предусматривало решение следующих задач:

- эффективное по времени и нервно-мышечным затратам обучение упражнениям;

- доведение выполнения элементов до стабильного и надежного уровня их исполнения;

- создание предпосылок для овладения более сложными элементами и связками.

По мере освоения двигательных комплексов в них были включены такие приемы и средства как:

- броски и ловля помпонов в различных исходных положениях (стойках, седах);

- переброски и жонглирование помпонами, в том числе в парах;

- ограничение зрительного контроля при бросках, перебросках помпонов (вплоть до выключения зрения в различные моменты движения);

- использование упражнений, направленных на повышение устойчивости вестибулярного анализатора, такие как резкие наклоны, повороты, круговые движения головой во время жонглирования, бросков помпонов;

- удлинение продолжительности мелких движений с помпонами, исполняемых в максимальном темпе;

- использование звуколидеров (метроном, хлопки т.д.);

- выполнение базовых двигательных действий с бросками и ловлей помпонов.

В процессе проведения учебно-тренировочного занятия работа с помпонами проводилась индивидуально, в парах, всей группой в зависимости от поставленных задач проводимого занятия.

Предлагаемый комплекс выполнялся в основной части тренировки под музыку в течение 15% тренировочного времени и предусматривал большую вариативность, определяемую уровнем технической подготовленности и степенью овладения техникой работы с помпонами.

Специальные двигательные комплексы разрабатывались с учетом уровня технической и физической подготовленности спортсменов, выполнялись в основной части учебно-тренировочного занятия перед началом отработки отдельных элементов, частей и композиции в целом. При составлении комплексов определялись объем, количество повторений, время выполнения упражнений, требования к исполнению заданий комплекса [2].

Помимо выполнения специальных двигательных комплексов в основной части занятия во время работы над композицией, многократного повторения сложных и трудновыполнимых элементов акцент делался на основные двигательные действия, а также находились и отрабатывались дублирующие варианты на случай их неудачного выполнения. Это позволяло владеть информацией о количестве и характере допускаемых ошибок и способах их устранения.

Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения влияния специальных двигательных комплексов, используемых в процессе исследования, было проведено повторное тестирование, результаты которого позволили отметить, что все спортсмены справились с заданием. На оценку 5 задание выполнили 78% занимающихся, на оценку 4 - 22%, на оценки 3 и 2 задание не выполнил никто. Следовательно, наблюдается прирост показателей у черлидеров, определяющий уровень техники владения помпонами.

Выводы. Таким образом, использование специальных двигательных комплексов в учебно-тренировочных занятиях является эффективным средством, позволяющим решать задачи по обучению и совершенствованию техники работы с помпонами, оптимизирующим тренировочный процесс и способствующим существенному повышению качества исполнения соревновательных композиций - данс-программ.

 

Литература

1. Айвазова Е. С. Чирлидинг - инновационный вид спорта в преподавании физической культуры в СКАГС: материалы VIII Международной научно-практической конференции «Физическая культура, спорт и туризм: сегодня и завтра». - Ростов н/Д, 2005.
2. Коротаева О.В. Черлидинг: методические указания к практическим занятиям для студентов всех специальностей. - Мурманск: МГТУ, 2009. - 46 с.
3. Отношение студентов к занятиям физической культурой и спортом в образовательном пространстве современного вуза / В.Л. Кондаков [и др.] [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18861 (дата обращения: 03.02.2019).
4. Черлидинг как вид спорта / Карнавская Н.В. [и др.] [Электронный ресурс] // Международный студенческий научный вестник - 2016. - № 5-2. Режим доступа: http://eduherald.m/m/artide/view?id=15696 (дата обращения: 28.02.2019).

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(27) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.07.2019)
Просмотров: 26 | Теги: черлидинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь