Пятница, 14.12.2018, 00:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Совершенствование техники плавания у паралимпийцев

Панина А. В., Голокова В. С.

Совершенствование техники плавания у паралимпийцев

Аннотация: Решение вопросов, касающихся подготовки пловцов высокой квалификации, представляет интерес в научно-теоретическом и практическом плане, а важность объясняется тем, что проблема адаптивного спорта, в частности, плавания, в нашей республике изучена крайне мало, хотя актуальность её очевидна. Плавание является совершенно новой отраслью адаптивного спорта в Республике Саха (Якутия), что обусловливает значимость и необходимость проведенных нами исследований.

Ключевые слова: плавание, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура.

 

Адаптивная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, и инвалидами во всех регионах и населенных пунктах должна быть направлена на увеличение числа занимающихся без предварительного отбора и для всех возрастных групп маломобильного населения. Главная задача такой адаптивной физкультурно- оздоровительной деятельности — стимулировать стремление людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к ежедневным физкультурно-спортивным занятиям, а в дальнейшем — мотивировать и вовлекать их в соревновательную и спортивную деятельность [1,2].

В настоящее время проблеме адаптивного спорта уделяется большое внимание, она охватывает целый ряд вопросов. Роль его с каждым годом возрастает и является колоссальной мотивацией к адаптации в обществе и жизненных условиях определенному разряду лиц, страдающих различными уровнями двигательных, функциональных и морфологических недостатков. По состоянию на сегодняшний день, адаптивный и паралимпийский спорт определяются стремительным прогрессом спортивных результатов, длительной и систематической подготовкой спортсменов в специально созданных условиях, развитием более эффективных методов тренировки и необходимого спортивного инвентаря.

Плавание в системе адаптивного спорта занимает одну из лидирующих позиций. Это обусловлено, в первую очередь, комплексным воздействием данного вида спорта на весь организм в целом, что способствует более качественному и быстрому формированию компенсаторных возможностей организма у людей с ограниченными возможностями [3].

Цель исследования: изучить спортивную тренировку пловцов для совершенствования техники плавания у паралимпийцев с поражением ОДА.

Контингент исследованных паралимпийцев, составляющих паралимпийскую сборную команду Омской области по плаванию (с поражением опорно-двигательного аппарата): мужчины со спортивной квалификацией от кандидата в мастера спорта до мастера спорта России, в возрасте от 20 до 24 лет в количестве 14 человек.

Сроком инвалидности около 7 лет, большинство мужчин занимались спортом до получения инвалидности. Средний рост мужчин составил 174 см, вес 62 кг.

В проведенном исследовании нами были использованы опросные методики, разработанная методика тренировочной нагрузки «на суше» и обработки полученных данных о структуре и содержании тренировочного процесса спортсменов-паралимпийцев. Взрывную силу косвенно оценивали на диагностическом стенде, основным звеном которого является тренажер «Мертенса-Хюттеля» для выполнения по времени имитационного движения со строго заданным отягощением (75% максимально доступного).

Отличительной особенностью тренировочного процесса пловцов паралимпийцев является большой объем тренировочного времени, направленного на совершенствование техники плавания, стартов и поворотов. Данный показатель составил в группе паралимпийцев 25% от всего тренировочного времени. У высококвалифицированных здоровых спортсменов этот показатель составляет в среднем 8-13%.

В ходе педагогического эксперимента (таб.1) с дозированной методикой тренировки на силовом рычажном тренажере «Мертенса-Хюттеля» у пловцов-паралим- пийцев с поражением ОДА выявлено, что показатели исследованных параметров после эксперимента увеличились по сравнению с этапом до эксперимента. Силовая выносливость оценивался по времени, в течение которого пловец в состоянии удерживать заданную силу тяги.

Таблица 1.
Уровень исследованных показателей у пловцов- паралимпийцев (M±m)

Для оценки тренировочной нагрузки на силовом рычажном тренажере «Мертенса-Хюттеля» у пловцов- паралимпийцев с поражением ОДА разделили команды на 2 группы (первая и вторая) по 7 человек. Первая группа тренировалась в течение 1 часа, а вторая в течение 30 минут. Темп движений при этом оставался примерно равным от (47,7±2,2 до 48,5±2,1) ц/мин. По результатам контрольного заплыва на 30 метров (табл. 2), видно, что у спортсменов с ограниченными возможностями из 1 группы время заплыва после тренировки больше (1.36,2±2,2), чем во 2 группе (1.20,1±1,4).

Таблица 2.
Результаты контрольного заплыва (M±m)

Таким образом, можно утверждать, что при оптимизации тренировочной нагрузки на суше взрывную силу можно косвенно оценивать по времени выполнения контрольного заплыва спортсменом. С учетом того, что применяемые в настоящее время тренажер- но-диагностические комплексы позволяют регулировать темп движений, величину отягощений, учитывать качество и количество повторений движений.

В связи с этим в силовой подготовке пловцов должно соблюдаться важное условие — преодолевать максимальные сопротивления в упражнениях на суше в темпе основной соревновательной дистанции или выше. При планировании занятий силовой направленности необходимо стремиться к тому, чтобы тренировки наряду с повышением уровня максимальной силы способствовали также реализации этого качества в воде. Один из путей решения данной задачи — развитие максимальной силы на суше с помощью параллельного сочетания упражнений на силовом рычажном тренажере «Мертенса-Хюттеля» с упражнениями на преодоление умеренных сопротивлений в максимальном темпе. Это одно из условий последующего проявления силы и темпа в соревновательной деятельности.

Однако соотношение мышечно-двигательных возможностей и функционального обеспечения двигательной мощности у спортсменов-инвалидов имеет особую специфику, что в значительной мере определяет особенности выбора средств и методов подготовки для спортсменов-паралимпийцев.

Такое положение определяет необходимость постоянного, специфичного врачебно-педагогического контроля над состоянием адаптационных механизмов, подготовленностью и состоянием их здоровья.

Литература:
1. Атаев З. М., Крупина Т. Н., Воронина С. Г., Богомолов В. В. Восстановительное лечение постгиподина- мических состояний: Метод. реком. М., 2001.— 33 с.
2. Евсеев С. П. «Технологии физкультурно — спортивной деятельности в АФК», 2013 г.
3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Солодков А. С., Морозова О. В. Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебн. пос. под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова.— Спб: СПбГАФК, 2006.— 95 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (21.11.2018)
Просмотров: 15 | Теги: плавание, адаптивная физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь