Пятница, 20.07.2018, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Н.И.Фалькова, А.В. Ушаков

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА

Аннотация. В статье рассматривается суть сенсомоторной координации, её влияние на профессиональную деятельность и методы совершенствования средствами настольного тенниса в процессе оздоровительной физической культуры.

Ключевые слова: сенсомоторная координация, физическая культура, настольный теннис, совершенствование, методы.

 

Введение. Спортивно - оздоровительная деятельность в системе образования повышает профессиональную мобильность выпускников высших профессиональных учебных заведений, совершенствует личностные способности студента, участвует в формирование его как гражданина. Физическая культура - часть образа жизни человека - система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего совершенствования личности и составляет важную основу полноценной жизнедеятельности, в том числе, активного труда.

Большую роль в успешности труда приобретает психофизический компонент профессиональной деятельности. Все более важными становятся такие качества, как точность движений, их согласованность, зрительно-моторная реакция, способность быстро перестраиваться в меняющихся условиях трудовой деятельности. В современных условиях значительно возрастает роль центральных механизмов управления и организации движений.

Основное содержание работы. Сенсомоторика (от лат. sensus - чувство, ощущение и motor - двигатель) - взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации. В зависимости от сложности центрального момента реакции различают так называемые простые и сложные сенсомоторные реакции [1].

Простая сенсомоторная реакция (или, как ее называют иногда, психическая реакция) это возможно более быстрый ответ заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сигнал. Все остальные сенсомоторные реакции называются сложными.

Наиболее сложный и вместе с тем наиболее типичный для различной деятельности психомоторный процесс - сенсомоторная координация, при которой динамичен не только воспринимаемый раздражитель, как при реакции на движущийся объект, но и сама реализация двигательного действия. Иначе говоря, при сенсомоторной координации непрерывно как восприятие, так и движение, причем движение регулируется восприятием его результатов, результат движения непрерывно сверяется с заданием.

Простейший вид сенсомоторной координации - реакция слежения, заключающаяся в удерживании объекта, имеющего тенденцию к беспрерывным отклонениям, в заданном положении.

На первых этапах освоения двигательной задачи, требующей сенсомоторной координации, отмечается дискретность двигательных ответов по механизму цепной реакции, в дальнейшем сменяющейся слиянием отдельных двигательных актов в координированное единое двигательное действие. Качество реагирования путем сенсомоторной координации характеризует следующие показатели: время реакции на пусковой сигнал - от появления двигательной задачи до начала реагирования; общее время реагирования - до конца решения возникшей двигательной задачи, обычно значительно превышающее время реакции на пусковой сигнал; точность реагирования - определяемая как по конечному результату реагирования, так и по числу и характеру поправочных движений, обеспечивающих координированность реагирования [1,2].

Настольный теннис - самая доступная игра в системе студенческого образования по дисциплине «физическая культура». Это заключается в том, что настольный теннис как вид спортивных и подвижных игр не требует больших материальных затрат и места для тренировок и спортивных соревнований. При этом в процессе игры, которая отличается высокой двигательной активностью, у студентов формируются такие важные качества, как быстрота, ловкость, координация, внимание, реакция, глазомер, мышление и другие способности. Разнообразие двигательных навыков и действий, различных по координационной структуре и интенсивности, способствует развитию всех физических качеств [3].

Для совершенствования сенсомоторной координации выполняются следующие упражнения:

1. Жонглирование. Занимающийся поочередно набивает мяч в следующей последовательности: тыльная сторона ракетки - ребро ракетки - ручка ракетки и ладонная сторона ракетки - ребро ракетки - тыльная сторона ракетки.

2. Подрезка, накаты и контрудары. Подрезки выполняются по элементам: по диагонали (правой или левой) - из правого угла в правый угол партнера или из левого угла в левый угол партнера; по прямой - из левой половины стола партнера в правую половину стола партнера и из правой половины стола партнера в левую половину. «Треугольник» - упражнение, в котором один игрок выполняет удары из одного угла, направляя мячи в правый и левый углы партнера. «Восьмерка» - упражнение, в котором игрок выполняет удары из двух половин стола по прямым или диагоналям, соответственно по диагоналям из правой в правую половину, а из левой в левую половину стола партнера.

3. Разные виды подач. Наиболее эффективными являются короткие подачи со сложным смешанным вращением и обманными движениями.

Выводы. Уровень развития сенсомоторной координации в процессе оздоровительной физической культуры определяется физическими возможностями организма и умением реализовывать двигательный потенциал при решении различных сенсомоторных задач. Целенаправленное использование разнообразных средств и методов настольного тенниса для совершенствования сенсомоторной координации способствует активизации внутренних механизмов психофизической деятельности, что является значимым для совершенствования подготовки студентов в процессе оздоровительной физической культуры.

Литература

1. Анохин П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем/ П.К. Анохин, - М.: Медицина, 1998.-400 с.
2. Берштейн Н.А. Физиология движений и активность /Н.А. Берштейн.-М.: Наука, 1990.-499 с.
3. Куценко И.П. Организация и методика занятий настольным теннисом: учебно- методическое пособие для специалистов физической культуры и студентов. / И.П. Куценко, И.П. Сокур. - Омск: СибАДИ, 2012. - 69 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (21.04.2018)
Просмотров: 85 | Теги: сенсомоторная | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь