Понедельник, 27.05.2019, 04:59
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ

БАТОЕВ В.Б., кандидат юридических наук, доцент кафедры оперативно- разыскной деятельности и специальной техники в органах внутренних дел Восточно-Сибирского института МВД России

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Слушатель, образовательная организация, проблема, недостатки, оперативно-разыскная деятельность, информация, информационные технологии, информационно-телекоммуникационные технологии, анонимность, Интернет, радиоподвижная связь, блокчейн, криптовалюты, мессенджеры.

В статье рассматриваются проблемы подготовки сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел. На основе изучения практической деятельности предложены меры по совершенствованию процесса противодействия преступности посредством практической реализации предложенных мер по устранению недостатков в образовательном процессе. Автор выражает уверенность в том, что реализация предложенных инициатив в системе подготовки специалистов для подразделений ОВД даст возможность сформировать кадровый состав, способный эффективно и своевременно добывать, анализировать и использовать различную цифровую информацию при решении задач борьбы с преступностью.

 

Глобальная информатизация и, как следствие, радикальные изменения, происходящие практически во всех сферах жизнедеятельности, предопределили качественно новый образ существования современного индивидуума в «цифровом» социуме. Жизнь современного человека заметно облегчили новейшие технические решения, «умные» технологии и иные инновационные научно-технические решения.
Разумеется, достижения науки и техники не обошли стороной преступную деятельность. Анализ практики показывает, что не только появились новые виды «высокотехнологичных» преступлений, но и существенно усовершенствовались технические методы противодействия раскрытию преступлений. Для преступности характерны высокий уровень финансово-технической оснащенности, осведомленности о возможностях и методах оперативно-разыскной деятельности, активное использование информационно-телекоммуникационных технологий в криминальной деятельности и др. [1].

Использование средств обеспечения анонимности пользователя сети Интернет, радиоподвижной сотовой связи, мессенджеров, криптовалюты в преступных целях сформировало ряд проблем правового [2, с. 8], организационного и тактического характера [3], решение который в настоящее время пока не найдено. К числу подобных проблем можно отнести и ряд упущений, проявляющихся в вопросах подготовки сотрудников органов внутренних дел [4].

Очевидно, что одним из направлений совершенствования противодействия преступности является качественная подготовка высококвалифицированных специалистов, способных наступательно решать оперативно-служебные задачи в деле борьбы с преступностью. Это находит подтверждение и в том, что одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования признается повышение доступности, качества и уровня образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, общества, гражданина, в том числе по вопросам обеспечения их безопасности, посредством совершенствования качества подготовки и переподготовки специалистов различного профиля с использованием как традиционных, так и инновационных форм и методов, использование которых в большинстве случаев носит преимущественный характер и основано на достижениях научно-технического прогресса.

В связи с этим отметим, что осуществляемый в образовательных организациях МВД России образовательный процесс нацелен на получение обучаемыми теоретических знаний и получение ими практических навыков будущей профессиональной деятельности. Поставленные перед образовательным процессом задачи по получению теоретических знаний, приобретению практических навыков самостоятельного исполнения служебных обязанностей в целом выполняются. Однако уже сегодня в деятельности органов внутренних дел прослеживается потребность в специалистах, которые по результатам обучения в образовательных организациях МВД России обладали бы не только знаниями, навыками и умениями базового уровня, но и достаточными познаниями в различных сферах жизнедеятельности, одной из которых является сфера информационных и информационно-телекоммуникационных технологий.

Нельзя не согласиться с утверждением, что «цифровые» стандарты жизнедеятельности требуют наличия (и предопределяют его) знания множества различных компьютерных продуктов, технических устройств, массивов данных и др. Не составляет тайны и тот факт, что нередко при распределении во время собеседования руководители органов внутренних дел различных уровней задают вопросы о том, какими программами владеет выпускник, что умеет делать на компьютере и с помощью него. Как показывает практика, на подобные вопросы молодому специалисту сложно ответить, в том числе и в силу недостатка представлений о специфических особенностях построения и функционирования радиоподвижной связи, сети Интернет, электронных платежных систем, геопозиционирования, дистанционного зондирования земной поверхности и т.д. А ведь соответствующую информацию можно и нужно использовать при решении задач борьбы с преступностью. Как правило, на практике подобные «пробелы» создают такие ситуации, когда не только молодые специалисты, но и опытные сотрудники оказываются неспособными своевременно и эффективно добыть, распознать и использовать «цифровую» информацию при противодействии преступности в целом, а также осуществлять оперативно-разыскные мероприятия по преступлениям, совершенным с использованием современных информационных технологий в частности [5].

Безусловно, важно видеть причины таких проблем. Они заключаются, с одной стороны, в несовершенстве правовой, организационной и тактической основ противодействия преступности, а с другой - в отсутствии опыта данной деятельности и достаточных знаний и представлений об объекте и предмете приложения усилий [6].

По поводу последнего утверждения отметим, что подобная ситуация стала возможной в силу того, что в учебных программах не предусмотрено изучение в рамках отдельной темы, специального курса или учебной дисциплины таких вопросов, как использование особенностей информационных технологий, методов анализа данных и информационной аналитики и т.п. при решении задач оперативно- разыскной деятельности. Как следствие, большинство сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел различных уровней не имеют каких-либо элементарных правовых, организационно-тактических и технических представлений о потенциальных цифровых источниках оперативно значимой информации, способах ее получения и обработки, а также дальнейшего использования в оперативно-разыскном процессе, в то время как все чаще и чаще на практике возникают ситуации, когда именно информация в цифровом формате является единственным средством установления истины по уголовному делу или источником информации ориентирующего характера.

Чтобы избежать таких затруднений, безусловно, необходимо введение инноваций в программы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России в части расширения спектра познавательной деятельности в области информационных технологий. Это, в свою очередь, потребует внедрения в образовательный процесс большего объема занятий, итогом которых должна стать выработка навыков и умений добывания и анализа ценной информации посредством освоения и использования компьютерных имитационных программ, информационных систем различного уровня и принадлежности, методов анализа данных и т.п. К сожалению, это не практикуется в настоящее время повсеместно и централизованно.

Одним из выходов из сложившейся ситуации может служить разработка новых учебных программ и внесение изменений и дополнений в действующие программы в части, касающейся изучения особенностей инфоком- муникационных технологий в процессе формировании навыков и умений будущих компетентных сотрудников органов внутренних дел. Опираясь на анализ процесса подготовки специалистов для оперативных подразделений, можно обозначить некоторые направления совершенствования образовательного процесса. Не умаляя значения сложившейся системы подготовки, считаем необходимым обратить внимание на аспекты совершенствования поисково-познавательной активности обучаемых за счет изучения технических инноваций, современных технологий образования, обмена и концентрации цифровой информации.

На наличие социального заказа на высококвалифицированных специалистов указывают результаты изучения практики, с учетом которых отметим, что современная преступность активно перемещается в цифровое пространство, где стереотипные методы раскрытия и расследования преступлений крайне неэффективны и в большинстве случаев их использование оказывается безрезультатным. Например, чтобы противостоять новым преступным угрозам, таким как бесконтактный сбыт наркотических и психотропных веществ, сотрудник оперативного подразделения должен владеть достаточным объемом информации об анонимности личности пользователя сети Интернет, шифровании, криптографии, цифровой фотографии, «темном» Интернете, мессенджерах и т.д. [7].

На практике не каждый сотрудник оперативного подразделения органа внутренних дел имеет четкие представления о таких понятиях, как «TOR», «VPN», «PROXY», «JABBER», «I2P», «PGP», «EXIF», «Vpole», секретный чат «TELEGRAMM», «фотохостинг IMGUR», «WAYAWAY», «LEGALRC», «Годнотаба», «QIWI», «Криптовалюта», «Дропер», «UFED», «XRY», «EDEC TARANTULA», «SMS на виртуальные мобильные номера», «сквозное шифрование», «стеганография», «TRUE CRYPT», «VERA CRYPT», «BITCOIN-MIXER» и др., перечень которых не носит исчерпывающего характера.

Общеизвестно, что образовательный процесс должен постоянно и своевременно интегрироваться с инновациями из различных сфер жизнедеятельности человека. Однако в нашем случае приходится констатировать, что для образовательного процесса в образовательных организациях МВД России не характерен признак «современности». Так, в учебных планах оперативно-разыскной специализации не предусмотрено изучение актуальных и злободневных тем, связанных, например, с изучением технологии блокчейна, криптовалют и т.п., в то время как практически весь незаконный оборот психоактивных веществ и синтетических наркотиков, оружия, «отмывание» денежных средств и т.д. осуществляется посредством использования децентрализованной и неподконтрольной криптовалюты «Bitcoin». В качестве положительной реакции на изменения в обществе можно отметить то, что в 2017 году в ряде ведущих вузов страны начали изучение не только подобных тем, но и других аспектов инновационных финансовых, телекоммуникационных технологий (это Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский физико- технический институт (государственный университет), Санкт-Петербургский государственный экономический университет и др.).

С учетом изложенного считаем, что в целях улучшения качества подготовки специалистов для органов внутренних дел необходимо:

1. Группе заинтересованных специалистов разработать и предложить введение в программы обучения курсантов и слушателей отдельных тем либо специальных курсов или специальных дисциплин, связанных с изучением использования особенностей информационных технологий, анализа данных и иных инновационных технологий при противодействии преступности. Здесь же добавим, что подобные вопросы также необходимо разрешать и в рамках дополнительного профессионального образования.

2. Для комплектования базы имитационных компьютерных программ и тренажеров выйти с предложениями в ДГСК МВД России об организации разработки и предоставлении имитационных макетов вышеназванных программ и баз, компьютерного программного обеспечения, современных интерактивных тренажеров для ведения образовательного процесса и др.

3. Одним из приоритетных направлений научной деятельности научно-исследовательских и образовательных организаций МВД России считать использование инновационных технических решений и технологий при противодействии преступности. Проведение научных исследований в этой сфере, на наш взгляд, обеспечит решение задачи методического обеспечения практической деятельности научно обоснованными и эффективными рекомендациями и предложениями.

Таким образом, считаем, что учитывая реалии современной жизни, объемы финансирования, уровень материально-технического обеспечения и комплекс иных немаловажных обстоятельств, представленные инициативы требуют скорейшей практической реализации. Полагаем, что хотя бы частичная реализация предложенных инициатив в системе подготовки специалистов для подразделений органов внутренних дел даст возможность сформировать в них кадровый состав, способный эффективно и своевременно добывать, анализировать и использовать различную цифровую информацию при решении задач борьбы с преступностью.

 
Библиографический список:

1. Осипенко А. Л. Сетевая компьютерная преступность: теория и практика борьбы: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2009.
2. Луговик В.Ф., Осипенко А.Л.. Оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел: перспективы совершенствования правового регулирования // Вестник Воронежского института МВД России. 2015. № 4. С. 7-12.
3. Батоев В.Б. Противодействие распространению экстремизма в сети Интернет // Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2016. № 2. С. 108-115.
4. Батоев В.Б. Правовой статус слушателя образовательной организации МВД России в рамках прохождения преддипломной практики (стажировки) в оперативных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2017. № 1 (47). С. 50-52.
5. Батоев В.Б. Использование «мессенджеров» в преступной деятельности: проблемы деанонимизации пользователей и дешифрования информации // Оперативник (сыщик). 2017. № 2 (51). С. 15-20.
6. Батоев В.Б. Проблемы противодействия экстремистской деятельности, осуществляемой с использованием сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. 2016. № 2. С. 37-43.
7. Батоев В.Б., Семенчук В.В. Использование криптовалюты в преступной деятельности: проблемы противодействия // Труды Академии управления МВД России. 2017. № 2 (42). С. 9-15.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 1 (51) 2018.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (08.05.2019)
Просмотров: 32 | Теги: оперативные подразделения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь