Среда, 24.05.2017, 07:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОГО ОБОРУДОВАНИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕС С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЛОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Укрепление здоровья школьников - одно из направлений современной реформы образования. А одна из наиболее распространенных «школьных» патологий - нарушение осанки, приводящей к серьезным заболеваниям позвоночника, внутренних органов, центральной нервной системы. Проблемы нарушения осанки в наши дни актуальны практически для всех детей, а особенно для школьников. Поэтому родителям необходимо уделять особое внимание формированию правильной осанки у ребенка.

Существуют разнообразные методики из оздоровительного фитнеса, которые позволяют корректировать нарушения осанки. Одной из таких методик является система Пилатес.

В детском возрасте, когда организм еще только развивается, осанка может довольно легко изменяться под влиянием многих внешних факторов [1,3].

Существуют разнообразные методики из оздоровительного фитнеса, которые позволяют корректировать нарушения осанки. Одной из таких методик является система Пилатес [2, 4, 5].
Основными принципами методики Пилатеса являются контроль, концентрация, осознанное дыхание, центрирование, расслабление, направленные движения и координация. Основные задачи Пилатеса - укрепление мускулатуры, улучшение координации и баланса тела, улучшение осанки, стимулирование циркуляции и повышенное восприятие собственного тела [2, 4, 5] .

Основой всех упражнений Пилатес является тренировка так называемого "Powerhouses " - "каркаса прочности", под этим подразумевается группа мышц, расположенная вблизи позвоночника, то есть опорная мускулатура. Все движения во время упражнений Пилатес выполняются медленно, плавно, благодаря чему мышцы и связки не перенапрягаются. Одновременно тренируется правильное дыхание.

Педагогический эксперимент проводился с целью проверки эффективности разработанного комплекса, путём сравнения показателей экспериментальной и контрольной групп. Продолжительность эксперимента 4 месяца.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить исходный уровень функционального состояния мышц- стабилизаторов, отвечающих за качество осанки у детей 10 - 11 лет.
2. Разработать комплекс упражнений по методу Пилатес с использованием малого оборудования с детьми 10 - 11 лет.
3. Проверить эффективность разработанного комплекса, направленного на совершенствование осанки у детей 10 - 11 лет, в педагогическом эксперименте.

Исследования проводились с сентября по декабрь 2013 года на базе МОУ гимназия №1 г. Волгограда. В исследованиях приняли участие 20 человек 10 - 11 лет, по 10 человек в каждой группе.

Как в контрольной, так и в экспериментальной группе, у большинства детей было отмечено снижение функции стабилизации позвоночника при изменяющихся условиях. Показатели, соответствующие пределам нормы встречались реже у экспериментальной группы, но эта разница не существенная (табл. 1).

Результаты оценки навыка стабилизации позвоночника

Таблица 1. Результаты оценки навыка стабилизации позвоночника в начале педагогического эксперимента

При проведении педагогического эксперимента контрольная группа занималась Пилатесом по стандартной методике, без использования малого оборудования. Занятия проводились 3 раза в неделю по 60 минут. Структура урока стандартная: подготовительная, основная и заключительная часть. Каждое упражнение выполнялось два подхода по 8 раз. Время подготовительной части занятия составляло 15 минут, основной - 40 минут и заключительной - 5 минут.

В подготовительной части урока мы уделяли внимание всем основным группам мышц. В учебно-тренировочное занятие мы добавляли элементы йоги для растяжки и баланса. В самом начале несколько вдохов и выдохов с наклоном вперед. Все упражнения выполнялись медленно, с прямой спиной и без рывков: приседание, растяжка для бедра, волна, разминка для суставов рук, разминка для спины, рук и бедер.

Экспериментальная группа, так же в составе 10 человек, занималась с той же систематичностью. Занятия состояли из подготовительной, основной и заключительной частей, но при занятиях в данной группе использовалось малое оборудование: мяч для Пилатеса, изотоническое кольцо. Малое оборудование рекомендуется для занимающихся с разным уровнем подготовленности, в том числе с детьми и подростками.

Один из комплексов Пилатес - упражнения с мячом. Этот комплекс упражнений благоприятно сказывается на состоянии мышц поясницы, брюшного пресса и глубоких лестничных мышц спины.

Во время занятий приходится постоянно концентрировать всё внимание, потому что потребуется постоянный контроль над своим телом, чтобы не скатиться с мяча. Вследствие необходимости поддержания постоянного баланса, комплекс с мячом считается в Пилатесе достаточно сложным. Удерживать мяч на месте необходимо усилием мышц корпуса. Такая необходимость делает мяч отличным инструментом для развития чувства равновесия. Очевидно, что занятия с мячом - это не только способ сделать тренировку веселее и интереснее для ребёнка, но и оптимальная физическая нагрузка, которая в итоге может стать хорошей профилактикой нарушений осанки. В этих упражнениях работают не только основные мышцы, но и те, которые в обычных условиях трудно задействовать.

Изотоническое кольцо применяется в Пилатесе как для укрепления мышц, так и для развития чувства равновесия и координации. Упругое кольцо за счет эффекта сопротивления помогает лучше концентрировать внимание на отдельных группах мышц, что существенно улучшает качество их проработки и является немаловажным фактором на детских занятиях.

Упражнения с кольцом в Пилатесе позволяют укреплять мышцы, не перегружая их. Тренируются мышцы брюшного пресса, ягодиц, груди, спины, которые отвечают за стабилизацию позвоночника.
Подготовительная часть занятия в экспериментальной группе проходила так же, как и в контрольной группе. Использовались те же упражнения с одинаковой дозировкой.

В основной части занятия экспериментальная группа занималась с малым оборудованием.
1. Блок А: Лежа на животе и сидя
-    сотня
-    roll up - roll-down
-    движения одной ногой
-    движения двумя ногами
-    смена ног с последующим скручиванием
-    перекаты
-    обратные скручивания
-    «твист»
-    мост - вариации
2. Блок В: На животе
-    «плавание» - вариации
-    «нырок лебедя» - вариации
-    экстензии - вариации
-    работа ног - вариации
3. Блок С: На боку
-    Вариации упражнений ногами и баланс
4. Блок D: Упоры
-    столешница
-    фронтальные упоры (работа ногами)
-    боковые упоры и скручивания

Заключительная часть занятия состояла из легкой растяжки и отдыха после тренировки.
В конце педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование детей в возрасте 10-11 лет, которые в течение 4-х месяцев регулярно занимались физическими упражнениями по системе Пилатес. Результаты тестирования показали положительные изменения в исследуемых показателях (табл. 2).

Сравнительный анализ результатов оценки функционального состояния мышц-стабилизаторов позвоночника у детей в возрасте 10-11 лет

Таблица 2. Сравнительный анализ результатов оценки функционального состояния мышц-стабилизаторов позвоночника у детей в возрасте 10-11 лет

Заключение. В результате полученных данных мы выявили изменения показателей как в экспериментальной, так и в контрольной группах в лучшую сторону и получили ещё одно подтверждение того, что занятия физическими упражнениями по методу Пилатес с детьми позволяет эффективно укреплять у них мышцы-стабилизаторы, сохраняющие правильное положение позвоночника, даже под воздействием нагрузки, формируя тем самым правильную осанку.

Литература

1. Амосов, В.Н. Искривление позвоночника. Сколиоз у детей и взрослых / В. Н. Амосов. - СПб.: Вектор, 2010. - 128 с.
2. Буркова, О.В. «Пилатес» - фитнес высшего класса / О. В. Буркова, Т. С. Ли- сицкая. - М.: Центр полиграфических услуг «Радуга», 2005. - 208 с.
3. Буц, Л.М. О формировании правильной осанки / Л. М. Буц. - М., 2008. - 56 с.
4. Дьякова, С.А. Пилатес - самостоятельное направление в оздоровительной физической культуре / С.А. Дьякова, О.В. Просветова, Ю.В. Пармузина // Актуальные проблемы развития спортивных танцев, аэробики и фитнеса: сборник трудов Всероссийской научно - практической конференции. - Волгоград: ВГАФК. - 2010. - С.25 - 27.
5. Яных, Е.А. Управление телом по системе пилатес / Е.А. Яных, В.А. Захаркина. - М., Донецк: Сталкер, 2008. - 159 с.

__________________

Пармузина Ю.В., Кирпикова И.А.
Волгоградская государственная академия физической культуры

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (20.02.2015)
Просмотров: 870 | Теги: осанка, Оборудование, Пилатес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь